Был полдень. На холме пред деревянным идолом с серебряными усами стоял волхв — могучий парень в черной с узорами рубахе, подле него лежала волчья шкура.

"Были зверичи, стали — людичи!"

- звучно восклицал он.

- "Всебог есть!

- Всё есть бог! ... Я еж словен! … Слава Роду, отцу моему! Слава Роси, матери моей!"

- Продолжал он, поднимая двумя руками дымящийся глиняный горшок.

Люди, участвующие в обряде, стояли позади, вторя ему. Ветер подхватывал дым и пепел, разнося по окрестностям и поднимая к богам в светлый Ирий.

Обернувшись в сторону Солнца, волхв восхвалил его с поднятым над головой топором и громко нараспев прокричал:

"Сла-а-ва!!!".

Эхо отозвалось ему, отразившись от… многоэтажных домов. Это происходило не в древности седой, а в наше время в Купчино — одном из районов Петербурга. Перед вами обычные современные язычники, или неоязычники. Кто же они такие?

Это люди, которые верят в дохристианских богов и обожествляют родную природу. Они реконструируют древние обряды. Понятие "неоязычество" говорит о прерванности традиции у городского населения центральной России. Действительно, тысяча лет христианства на Руси и годы атеизма почти полностью уничтожили прежнее языческое народное сознание и мышление. Поэтому, неоязычники пытаются реконструировать его в современном обществе. Среди Петербургской молодежи наиболее популярно славянское или русское неоязычество. Его религиозные и идеологические основы могут различаться вплоть до противоположности. При этом важно отметить принципиальное различие неоязычества и сатанизма, понимаемого как "христианство наоборот".

При слове "язычники" многим вспоминаются полстраницы школьного учебника истории о славянских богах, о том, как Владимир Красно Солнышко их в Киеве устанавливал и о том, как тот же святой князь позднее Русь крестил. Дикие были времена. Можно подумать, что современные язычники — это одичавшие наши сограждане.

Вовсе нет. Не стоит представлять себе современных язычников дремучими неотесанными мужиками, живущими в первобытных условиях. Среди современных язычников достаточно много молодежи в возрасте 15-35 лет. Современные язычники — люди молодые, часто с высшим техническим образованием. Они современны и прагматичны. И их не так уж мало, особенно в крупных городах. В их квартирах могут спокойно уживаться домотканые одежды, кольчуги и волчьи шкуры с офисной мебелью, современным музыкальным центром и компьютерной системой.

Древние традиционные и стилизованные народные заговоры, заклинания, молитвы, секреты народной медицины, использование паранормальных целебных свойств растений, камней и явлений природы вообще, архаическая символика и орнаменталистика, все виды магии — от бытовой до вредоносной и любовной — все это идет в ход для создания мифологической ауры нового реконструируемого учения. Современная действительность связывает воедино седую древность и новейшие компьютерные технологии. С одинаковым успехом могут использоваться гадания по полету птиц, дуновению ветра, астрологические прогнозы и связь через сеть Интернет.

Язычник — сильный человек, человек действия. Он не желает подчиняться кому-либо. Он не раб капитала. Он и не раб божий, а сын. С другой стороны, он — и не властелин природы, а составная часть ее наравне с богами, духами, животными и растениями, и может брать от нее не более чем ему необходимо. Цель человека в неоязычестве — соответствие нравственным и природно-экологическим требованиям.

Она выражается в понятной формуле:

"Природа — Родина — Народ".

Не всегда вам открыто скажут:

"Мы — язычники!"

Тем более — "неоязычники" Скорее назовут слова "ведизм", "Традиция" и т.п. И не стоит путать язычников с сатанистами, это совершенно разные люди и цели у них разные.

Можно выделить три типа неоязыческих групп:

В первом молодежь как бы играет в древнюю веру, реконструируя народный быт, одежду, танец, славянские ратоборства и т.п. Ролевики и некоторые группы молодежи, такие, например, как современные хиппи, обладают своей мифологией, сформировавшейся под влияниями книг Толкиена и других фэнтэзи, получивших свое развитие в хоббитских игрищах. Беганье с мечами-топорами по лесам сближает с природой. Игровая ритуальная магия воинов-ролевиков в свою очередь проникается "народно-природной" культурой, что облегчает переход к дохристианским традициям.

Во втором — любители природы. Они и экологически чистые уголки природы знают, и травами целебными вылечить могут. Многие обряды проводятся на природе, в местах силы, практикуются специальные походы в экологически чистые или аномальные зоны: в горы, в глухие леса, на озера, к священным камням и источникам. В природоохранных целях группа молодежи из "зеленых" в начале 1990-х даже планировала создать особый языческий культ с шумными ночными практиками для отпугивания нерадивых дачников от садоводства в урочище Донцы Ленинградской области, незаконно получившего землю на территории природного экологического памятника.

В третьем — национал-патриоты, участвующие в политических акциях. В начале 1990-х весьма активны были "Союз венедов", возглавивший патриотические движения нашего города и РОД. Здесь часты антиеврейские и антикавказские настроения. Хотя обычно об этом открыто не заявляется.

Так, на вопрос о национализме одни язычники ответили:

"Национализма у нас нет, мы живем в своей стране"

А про то, как они относятся к евреям, остроумно сказали:

"мы к евреям не относимся…"

В неоязычестве возможны и антихристианские проявления. Зачем, мол, Русь крестили, кровушку народную проливали, да чужого еврейского Бога с собой привели. Но и здесь есть разные мнения. В "Союзе венедов", например, Православие называют "высшей нравственной формой ведизма" и не видят между ними противоречий.
На сегодняшний день в Санкт-Петербурге существует несколько неоязыческих групп: "Союз венедов", "Схорон еж словен", Община экологии сознания "Крина", "Солнцеворот", последователи "Славяно-горицкой борьбы", разработанной А.Беловым (Москва) и последователи "Тропы Трояновой", официально отрекающейся от "язычества", но разделяющие языческое мировоззрение. Значительные группы неоязычников формируются вокруг периодических изданий: "Атака", "Волхв", "За Русь", "Мифы и магия индоевропейцев", "Народная воля", "Наследие предков", "Потаенное", "Родные просторы", "Русская правда", "Солнцеворот", "Тропа" и др.

Что же повлияло на обращение молодежи к язычеству?

Данный процесс начался в конце 1980-х гг., когда ослабла руководящая роль партии и засилье атеизма. Люди стали обращаться к духовному наследию предков. Появилась некая мода на религии, увлечение мистицизмом и магией. Кто в Православие пошел, а кто в более древние времена, подальше от "благ" цивилизации, каменных джунглей и консервированной пищи, поближе к природе. В этом особо помогли книги по фольклору и исследования академика Б.А. Рыбакова.

Однако самыми главными книгами для неоязычников стали "Славяно-горицкая борьба" А.К. Белова, и "Велесова Книга" со священными текстами новгородских волхвов VIII-IX вв. И хотя официальная наука не признает ее подлинность, но для многих она отразилась практически во всех неоязыческих доктринах и стала своеобразной языческой "славянской Библией". Ее цитаты воплощаются в молитвы и обрядовые фразы.

Кроме того в Интернете неоязычники имеют специальные сайты, такие, как "Славянская харизма", "Джива — Храм Инглии", "Религия Руси", славянский историко-культурный альманах "Курган", "Древнеславянские мифы и легенды" и "Славянское Язычество" (Ярослав Добролюбов) и прочие. Неоязычники также проводят конференции и дискуссии в электронной сети, такие, например, как Форум "Сварожий круг", призывая к диалогу всех желающих.

Во что же и как верят эти люди?

Их многобожие имеет особую форму.

"Бог — и един, и множествен",

написано в Велесовой книге

Боги современного язычества — это проявления, стихии или "явные стороны" Единого Бога, Природы. Часть богов может почитаться как конкретные великие предки. Их количество может колебаться от десятка до сотни. Неоязычники почитают большое количество богов: Сварога, творца Вселенной; Перуна-громовика, бога воинов; Даждьбога, солнечного бога; Велеса бога сельского хозяйства, животноводства, богатства, мудрости; Макошь, Мать-сыру Землю и многих других.

Боги могут изображаться в виде кумиров, статуй, идолов, икон, символов, рун, орнаментов, предметов быта, птиц и зверей. Поклонение богам происходит во время обрядов и праздников, которые устраиваются обычно в дни солнцестояний и равноденствий. В качестве символики часто используются различные вариации свастики и другие архаические знаки.

Чаще всего неоязычники объединяются в общину, возглавляемую авторитетным лидером. Для национал-патриотических групп более характерны лидеры несколько старше своих адептов, люди накопившие определенный опыт. Возраст адептов этого направления 20-40 лет. Это средний класс, безработные, скинхэды, недовольные определенными явлениями жизни. Для природно-экологических возрастные рамки могут быть самые разные. К этнографическо-игровым чаще принадлежат 15-20- летние подростки.

Что же привлекает подростков в славянском неоязычестве? Чаще всего преобладают литературные, спортивные, экологические и игровые мотивы. Политические мотивы более характерны для молодежи 18-25 лет. Существенным является и поиск новой общей идентичности со взрослыми, отличающимися оригинальным поведением и внешностью.

Посмотрев несколько видеофильмов о викингах или о дохристианской Европе, прочитав пару популярных книг по исторической тематике, или многочисленные фэнтези, подростки, желая подражать любимым героям, вырезают деревянные мечи и отправляются ими помахать на ролевых играх. А добавление национального колорита, связанного, например, с музыкой таких групп как "Двуречье" или "Иван Купала", обращает их к славянскому язычеству.

Для подростков язычество с его обрядностью, мифами, магией и поединками является таинственной игрой, позволяющей уйти от техногенных реалий современности и очутиться в сказке, ощутив себя ее героем. Взрослые язычники нередко наделяют себя вычурными или знаменитыми историческими именами и самыми разнообразными титулами, вплоть до "Волхва Всея Руси", что также вносит элементы игры. Иногда ролевики заигрываются, теряя ощущение реальности, и такое сказочное игровое восприятие формирует у них языческие мировоззрение и идеологию. Их привлекает красочность и простота действий. Совместное пение, возможность подержать в руках настоящий меч — все это завораживает и создает особое единение участников языческих обрядов.

Так что если вы вдруг когда-нибудь на улице повстречаете человека в древнерусском одеянии с волчьей шкурой в руках, либо, выйдя в лес, обнаружите людей в народных костюмах, прыгающих через костер и восхваляющих богов, не пугайтесь. Это одна из защитных реакций современного общества, оторванного от природы и родовых корней технократической цивилизацией.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие