"Ведьмак 3 Дикая Охота", польская видеоигра, покорившая сердца игроков по всему миру, полна ссылок на славянские верования и обряды. Интересно посмотреть, что именно ее создатели взяли из мифологии наших предков.


Рарог (Славянский демонический дух огня) на иллюстрации Ивана Билибина к русской сказке Источник: Wikimedia Commons / общественное достояние

Хотя в школах в основном учат верованиям греков и римлян, славянская мифология возродилась заново. Это произошло потому, что она вошла в другие области, которые привлекают разнообразную аудиторию. И это говорит о том, насколько она богата и вдохновляет.

Анджей Сапковский — один из самых важных польских писателей-фантастов, широко известный как автор приключений ведьмака Геральта. Общеизвестно, что в своих книгах он обильно опирался не только на славянство, но и на кельтские или германские верования. Ссылки на религию древних славян не могли отсутствовать и в компьютерной игре Ведьмак 3 Дикая Охота. Однако компания CD Project RED вышла за рамки своего исходного материала в этой области.

Нельзя однозначно утверждать, что что-то возникло и существовало только в славянских преданиях, так как о них самих мы знаем относительно мало. Различные виды божеств и магических существ проникали между культурами, религии черпали друг у друга, а люди адаптировали данные мифы к своим потребностям. В игре Wild Hunt мы можем увидеть многочисленные ссылки на верования и легенды, которые действовали в представлениях наших предков, жителей Восточной, Центральной и Южной Европы и Северной Азии.

На полянах и в лесных кустах

Мы, конечно, найдем много общего в длинном списке монстров, с которыми сражался Ведьмак. В игре он сталкивается с грифоном, о котором мы можем прочитать: да, наполовину орел это был, наполовину кот, совсем как у слахчика на гербе. Только в когтях он нес не скипетр, а коровий труп. В Славянском бестиарии это существо представлено как зверь с головой и телом льва, а также крыльями и передними лапами орла. Теперь грифона можно увидеть только в гербах. Причиной их исчезновения считалась слабость к разнообразным сокровищам и безделушкам. В игре, однако, только гарпии любят мишуру, и люди ошибочно полагают, что другие монстры также переносят сокровища в свои гнезда. Ведьмак также имеет дело с архегрифом-более развитой и опасной формой грифона, которая дополнительно атакует кислотой.

Все мы, кажется, знаем легенду о Василиске, которого также называют царем змей или куролишком. Представления о нем менялись неоднократно. Славяне считали его маленьким существом с телом петуха, хвостом змеи и глазами лягушки. Он жил в подземных коридорах, подземельях и подвалах. Он пугал прежде всего своим зрением, которым умел убивать.

В игре появляются два отдельных монстра: Василиск и куролишек. Однако их характеристики отличаются. Василиск опасен, прежде всего, из-за своего яда, а в описании куролишка мы читаем:

Глупые суеверия приписывают куролишку, как и василишку, способность убивать только зрением. Это ерунда, и взгляд куролишка не опаснее для жизни, чем взгляд разъяренного гуся. Больше следует остерегаться его клюва и длинного хвоста, которыми он наносит убийственные удары.

Как в ведьмачьем мире, так и в верованиях славян одинаково изображается существо, называемое шарлеем. Он живет под землей, вредит жизни людей, иногда представляет для них смертельную угрозу. В игре он происходит под зданиями, и когда он подрывает фундамент, он вызывает сильные толчки. Бывает и так, что Шарлей вырывается на поверхность и пожирает людей, которым не повезло оказаться рядом. Мифический Шарлей, с другой стороны, населял подземные коридоры шахт и препятствовал работе шахтеров, обливая проходы водой, сбивая гигантские валуны и ломая деревянные балки.

В густых, древних лесах ведьмачьего мира мы можем встретить лешего или его подвид – Борового. Леша использует магию, которой управляет растения и животные. Он очень хитрый и опасный противник. О Боровом мы можем дополнительно прочитать, что он обычно не нападает на людей, но если его раздражать, он может нанести огромный ущерб — особенно в защите растений.

В славянской мифологии Леший и боров — одно и то же существо, также называемое борутой, лесником или лесным духом. Она занимала свою территорию и нападала в первую очередь на злоумышленников, которые могли представлять опасность для растений и животных. Под видом медведя она пугала их ревом, теряла им дорогу или бросала в них бревна, но не была исключительно сеющим страх лесным существом. Она помогала найти выход из леса, приводила потерянных сельскохозяйственных животных и защищала детей от разбойников или диких животных.

В водных глубинах

Вблизи рек, озер и других водоемов Геральт нередко встречает большое количество утопающих. Они имеют синюю и зеленоватую окраску, капают слизью, воняют гнилью и слизью – похожи на трупы, которые долго лежали в воде. И так же они возникают: из тел тех, кто утонул. Это путники, заблудившиеся, пьяницы, сбившиеся с пути в болоте, и дети, которые забыли о своей забаве и слишком далеко отошли от берега. Более опасны родственники утопленников: Водолеи, крылья и утопленники.

Славяне представляли себе этих тварей по-разному. Утопленники жили в глубинах под водой и рождались от самоубийц, которые утонули. На берегу их можно было встретить лунными ночами, на которые они выходили, заманиваемые серебристым сиянием. Тогда они не представляли угрозы. Им нравилось сидеть на причалах и курить кальяны. Однако, если кто-то вошел в воду, в которой обитали утопленники, он мог оказаться втянутым в глубины, из которых уже живым выйти не смог. Считалось также, что утопленником стал некрещеный младенец, которого утопила собственная мать. Через семь лет он возвращался в образе зеленого существа с большой головой, длинными волосами и выпученными глазами, чтобы отомстить убийце, втянув ее в воду.

В тех же водоемах мы можем встретить и водную бабу в дикой погоне.

В ведьмачьем бестиарии читаем:

В некоторых историях рассказывается о том, как водяные бабы и водянки заманивали путешественников в свои построенные на болотах хижины, изображая из себя бродячих стариков. В сущности, только кто-то очень пьяный или слепой мог спутать ее вонючую слизью и падалью лежанку с уютным укрытием, а чудовище-с бабушкой. Морщинистое и покрытое бородавками тело водяной бабы измеряет почти два метра и пахнет илом и рыбой. Из затылка торчат ее длинные в два кулака костные отростки, а волосы, как метелка водорослей и когтей, не возник бы у самого оборотня.

В Славянском бестиарии водяная баба, напротив, — это просто старая русалка, которая танцевала обнаженной на берегу воды в лунном свете. Однако сомнению подвергалась ее способность соблазнять мальчиков, которую приписывали младшим представительницам этого вида.

Некрополи, призраки и демоны

Кладбища всегда считались темными местами, которые внушают ужас. По словам славян, но и в ведьмаковом мире, по очень конкретным причинам. Среди могил можно было встретить, среди прочего, кладбищенскую бабу, демона, который ночью разгребал мертвых и разбрасывал их кости, а встреченного человека ловил и тащил в могилы. В дикой погоне Кладбищенская баба кормится на кладбищах, потому что питается человеческими трупами и, прежде всего, гнилым костным мозгом. Она намного хуже упырей, потому что, в отличие от них, после того, как она наседает, она совсем не уходит. Он остается в выбранном им месте и убивает людей, чтобы похоронить их и дождаться их разложения.

Впечатляющий зверь, с которым сталкивается Геральт не только в трейлере, но и в самой игре, — это бес. Обитает в густых лесах, на болотах и болотах. Он избегает людей, но когда кто-то сбивается с пути и случайно попадает на него, это обычно последнее, что он делает в жизни. Бесы убивают без труда и жалости. В славянской мифологии они изображались очень похожими, причем их дополнительной особенностью было наложение на человека всевозможных проклятий, бедствий и трагедий. С приходом христианства бес был полностью отождествлен с дьяволом.

Самым отвратительным существом, с которым мы должны бороться, играя роль ведьмака, считается выкидыш. Он возникает из мертвого, отвергнутого ребенка, которого не похоронили. Он похож на гнилого, деформированного новорожденного. Полный ненависти и гнева, он охотится на беременных, которые приводят к смерти. В Славянском бестиарии выкидыш-это крылатый демон, возникший из мертвого плода-либо выкидыша, либо убитого. Он питается ночью не только беременными женщинами, но и акушерками, и высасывает их кровь.

Когда в полдень, несмотря на безветренную погоду, колосья на поле начинали мягко вздыматься, это означало, что человек оказался в огромной опасности. К нему приближался южанин, то есть дух женщины, умершей незадолго до или после собственной свадьбы. Худая, морщинистая с огромными клыками и длинными острыми лапами, одетая обычно в белый наряд невесты. Пострадавшим она ломала конечности, душила или отрывала головы. Она похищала детей в лес, где убивала их сразу или хоронила заживо. На нее не было никакого способа, ее колоды жестокости и гнева были неисчерпаемы. С нетерпением ждали конца урожая, когда она зарывалась в землю и впадала в зимний сон.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие