Иногда говорят, что лингвисты нашего сообщества имели своих предшественников в национальном возрождении. Чтобы представить эту неточную информацию в перспективе, приведем цитату из биографической книги Евы Гофманновой Карела Славоя Амерлинга , изданной пражским издательством «Мелантрих» в 1982 году (I. издание, 285 страниц, иллюстрированное приложение, 66-й том библиотеки). прогрессивных личностей нашего прошлого).
«Третья попытка Амерлинга создать чешскую ассоциацию — это так называемая Ассоциация спасателей. Оно датируется примерно 1839 годом. В данном случае это была религиозная тайная организация, называвшаяся то Корпусом строителей, то Славными братьями, Сознательными патриотами, Чешскими повстанцами, Корпусом просвещения, добродетели и жизни, или Верующий. Идейным содержанием этого тайного объединения была международная славянская религия , основанная на христианских принципах и основных идеях Церкви Чешских Братьев, но адаптированная к требованиям освободительной борьбы порабощенных народов в границах Великой Австрийской империи. Амерлинг называл членов своего братства братьями по Богу , или Стойкими в воле Божией , или просто Славой ».
Первым условием членства в ассоциации Амерлинга была секретность. Именно поэтому у нас так мало документов о существовании и работе этого объединения и мы узнаем о нем лишь из отрывочных отчетов и переписки. Однако мы точно знаем, что в 1840 году в Ордене Славных Братьев было три старших брата, девять священослужителей и одиннадцать членов с научными званиями. Большинство пражских патриотов присоединились к тайному обществу: Тыл, Поспишил, оба Шафаржиковы, Станек, Кампелик и другие. Каждому из членов давалось старочешское или другое славянское имя и, согласно кодексу Конгрегации, он должен был соблюдать строгие правила: физический труд, воспитание тела и духа, распространение славы славян и воспитание братства среди всех народы мира. Собрания должны были проходить в церкви Братьев Славян , которая называлась Славин. Участники поприветствовали друг друга шахтером Здарж Бох! , так как они считали себя шахтерами на традиционной национальной земле .
На собрании Искупленных, состоявшемся 1 января 1840 года, Амерлинг, среди прочего, сказал:
« Если наше дело — дело жизни, ничто не сможет его подавить». Если речь идет о смерти, никакое провидение не сможет ее спасти . И она тоже не спасла. Вскоре после этого началось расследование подозреваемых лиц, взгляды которых показались правительству слишком радикальными, и многообещающее славянское объединение «Амерлинг» в таком же молчании, как и родилось, прекращает свою деятельность» (с. 24-5).
Братство Верных, таким образом, было христианским, но в некоторой степени предвещало языческое возрождение ХХ века. Оно понимало религиозную традицию не универсально, а этнически. А в творчестве Славой заменил привилегированное место человека природой:
«Амерлинг призывает читать святую Библию , но не книги, а библию славной природы, которая раскинулась вокруг нас в бескрайнем своде неба, сияющего звездными мирами и неподвижные звезды» (с. 152).
Хоффман не ссылается напрямую на архивные источники, а вместо этого приводит богатый список литературы, из которой мы извлекаем информацию на случай, если кто-то захочет обрисовать более подробную информацию об этой малоизвестной истории.