Аннотация

В данной статье выполняется компаративный анализ базовых особенностей восприятия русского и украинского неоязычества их адептами на основании данных журналов «Родноверие» и «Сварог», так как журнальная периодика, будучи предназначена скорее для самих же последователей «родноверия», является куда более объективным источником.

Объектами данного исследования стали шестнадцать источников, ранее не рассматриваемых с данной позиции. Авторами статьи проводится комплексное исследование специфики содержания журналов, их эволюции на протяжении длительного времени, характера публикуемых материалов, позиций редакторов и других значимых факторов. Полученные выводы свидетельствуют о том, что образ язычества, рисуемый данными журналами, существенно отличается. В частности, журнал «Сварог» позиционирует язычество более как националистическое движение, в то время как в журнале «Родноверие» оно приобретает черты «светскости» — практически теряет свой религиозный компонент. Упор делается на культурное и историческое видение, язычество здесь преподносится с народно-бытового ракурса. Данные наблюдения соотносимы в определенной мере и с базовыми особенностями восприятия русского и украинского неоязычества, что в свою очередь подтверждает тезисы, изложенные в начале статьи.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научноисследовательского проекта «Комплексное историко-религиоведческое изучение феномена русского неоязычества» (проект № 15-31-01247).

На сегодняшний день можно объективно говорить о том, что неоязычество на территории России и Украины вышло из длительного состояния фрустрации и представляет собой вполне организованное движение, хоть и не централизованное, а имеющее скорее вид сети равноправных и равнозначных объединений — языческих общин. Общины в совокупности образуют более масштабные организации — союзы общин [1, с. 57—58].

Одним из факторов, свидетельствующим о высоком уровне организации «родноверия» именно как общественного объединения, является наличие собственной периодической печати. Последняя в свою очередь является отражением тех идей, которые последователи данной религиозной традиции стараются донести до окружающих. Анализ нарративов языческих групп позволяет выделить некоторые базовые особенности рассматриваемого мировоззренческого феномена.

Стоит отметить, что далеко не всю выпускаемую периодическую печать стоит относить к объективным источникам, формирующим общую картину славянского неоязычества. Так, например, есть газеты, несущие ярко выраженную политическую и националистическую окраску, их задача не столько сформировать образ язычества как такового, сколько произвести фурор или же, напротив, вызвать резкое неприятие, отторжение подобных идей в обществе. Однако такие политизированные издания не отражают общего интеллектуального состояния движения, а напротив, формируют лишь ярко выраженный негативный образ современного славянского язычества [2, с. 26]. В связи с наличием подобных тенденций, в данной статье внимание сосредоточено на журнальной периодике, которая, будучи предназначена скорее для самих же последователей «родноверия», является куда более объективным источником, позволяя сформировать общее впечатление о данном культурном, религиозном и общественном явлении.

Объектами данного исследования стали шестнадцать источников. Авторы целенаправленно использовали журналы, издаваемые неоязыческими объединениями России и Украины, для проведения сопоставительного анализа базовых особенностей восприятия русского и украинского языческого движения их адептами.

В нашем распоряжении были четыре журнала «Родноверие» (Россия) за 2010 (2 журнала), 2012 и 2014 года, а также 12 журналов «Сварог» (Украина): 1995, 1996, 1997, 1998, 1999 (2 журнала), 2001, 2005, 2006, 2007, 2010 и 2011 г.

Журнал «Родноверие» представляет собой первое официально зарегистрированное общероссийское периодическое издание, полностью посвящённое «родноверию». Журнал издается Союзом Славянских Общин Славян Родной веры (ССО СРВ). Идея создания периодического издания возникла в 2004 году, когда вышел последний номер журнала ССО СРВ «Род». По словам издателей «время потребовало нового подхода, новой концепции и выхода на более высокий качественный уровень в способах подачи информации» [3]. В 2005 году Глава ССО СРВ Вадим Казаков зарегистрировал журнал «Родноверие». Однако первый номер журнала вышел только в 2009 году. «В журнале мы открываем перед читателем удивительный мир традиции, широту и глубину мировоззрения наших далёких предков, обожествлявших природу и красоту окружающего мира», — читаем в тексте от редакции журнала [3].

Украинский научно-познавательный и религиозно-исторический журнал «Сварог» — издание Объединения родноверов Украины (главный редактор — Галина Лозко). «Сварог», так же как и «Родноверие», является первым языческим журналом, выходящим на территории своей страны. Однако история его значительно длиннее. Первый выпуск журнала вышел в 1995 году. Лозунг журнала, запечатлённый на обложке номеров, звучит следующим образом: «ПРАВО СЛАВИМО!» [7].

Одна из ярких особенностей изданий — рубрикатор. Колонка тем, превалирующих в том или ином номере журналов, позволяет отметить некоторые мировоззренческие особенности данного периодического издания в целом. Полученные в результате комплексного контент-анализа выводы были занесены нами в следующие таблицу:

Таблица 1. Анализ содержания журналов «Родноверие» и «Сварог»

Обработка полученных данных позволяет сделать определенные выводы о специфике исследуемых журналов и о самом характере восприятия неоязычества авторами и читателями данных изданий.

Так, в большинстве своем все номера как отечественного, так и украинского журнала носят научно-познавательный характер, знакомя читателя с историей язычества: археологическими находками, исторически зафиксированными обрядами, символикой. В качестве примера приведем названия некоторых статей журнала «Родноверие»: «История свадебного обряда» [4, с. 22]; «Горшок и его сакральная роль в жизни наших предков» [5, с. 16]; «Магическая символика в контексте традиции» [5, с. 45]; «О греческом имени Даждьбога в древнерусской традиции» [5, с. 70] и так далее. В целом в каждом номере журнала «Родноверие» на тематический раздел «История и культура» приходится не менее 50 % от всего объема размещаемой информации, что свидетельствует в первую очередь о его научно-познавательной направленности. Здесь же стоит подчеркнуть особенность структуры журнала, которая является постоянной и включает в себя четыре раздела: «Явь», «Правь», «Навь» и авторскую колонку. Названия первых трёх разделов «Родноверия» представляют собой аналог названий структуры мира в современной славянской мифологии [11].

Рассматривая аналогичный тематический раздел в журнале «Сварог», в качестве примера можно привести следующие статьи: «Святослав Хоробрий» [9, с. 21]; «Календар в юторпнароду» [8, с. 34] и т. д. Доля данного раздела в журнале в среднем составляет от 15 до 30 %. При этом далеко не все статьи данного рубрикатора можно назвать строго культурно-историческими.

К примеру, казалось бы, историческая статья, посвященная деятельности князя Святослава Игоревича, начинается со слов:

«“Вера христианская — юродство есть” — так передал летописец слова Великого князя Святослава Хороброго» [9, с. 21]

Подобная реплика, употребленная в самом начале статьи, уже может говорить о ее антихристианской направленности, что и подтверждается последующим текстом:

«Накинули нам не только чужого бога, но и чужую мораль, и рабскую ментальность» [9, с. 21]

Здесь стоит в первую очередь акцентировать внимание даже не на самих словах, а на факте прямого обращения к читателю: «вы», «нам», «мы», что в свою очередь свидетельствует о следующем: во-первых, наличие в тексте призыва к читателю; во-вторых, нацеленность журнала именно на читателей, разделяющих языческие взгляды, а не на общество в целом; в-третьих, не научный, а скорее публицистический характер статьи, который подтверждается слабой источниковой базой с упором на эмоциональный аспект.

Еще одной отличительной особенностью журнала «Сварог» является его политизированность и националистическая окраска, а также ярко выраженный пропагандистский характер, выражающийся в негативной оценке христианства и призыве жителей Украины к «естественной вере», под которой понимается язычество. В качестве примера здесь можно привести следующие статьи: «Рщнш Вiрi — наукову тдтримку!»; Звернення до Президента та Уряду про визнання християшзацн Рус нащональною трагедию Украши»; «Хрищення Руси — благодать чи нащональна трагедiя?» [10]. В выпусках «Сварога» постоянна рубрика «Бий, Перуне!», статьи которой всегда посвящены взаимоотношениям языческих общин Украины с властью и церковью республики. При этом большинство статей имеют негативную коннотацию. Например, «Провокащя Московського па^архату в серщ Украши» [10, с. 43].

Во всех исследуемых выпусках журнала «Сварог» неоднократно повторяются следующие слова и словосочетания: нация, этническая религия, родная вера, национальная трагедия, держава, христианство, Украина, геноцид, арийский, национальный, расовый, что подтверждает его явно не научную направленность. Об этом также свидетельствует пропорциональное соотношение тем, затрагиваемых журналом (см. рис. 1).


Рисунок 1. Тематика журнала «Сварог»

Незначительная доля практических рекомендаций в журнале может свидетельствовать о том, что редакторами и авторами «Сварога» язычество репрезентуется прежде всего как некое общественное и даже политическое движение, направленное на преобразование общества.

В журнале «Родноверие», как уже говорилось выше, основной упор делается на историко-культурные и бытовые стороны язычества. Большинство статей посвящены конкретным обрядам и языческим традициям, их применению в современном мире, например «Узлы-наузы», «Новоселье. Обряды перехода в новое жилье» [5, с. 8, 62]. Однако нельзя говорить о том, что данный журнал полностью лишен политической, антихристианской направленности.

Так, в № 1(8) в качестве эпиграфа используется следующая фраза:

«Жалок удел лишивших себя своих Богов: одиноки они»;

в выпуск № 1(2) включена статья с довольно громким, вызывающим названием: «Террор православной церкви против русского народа».

Однако в целом данная статья лишена какой-либо открытой агитации против русской православной церкви

и носит скорее исторический характер.

В предисловии читаем следующее:

«Актуальность его [прим.: очерка] издания обусловлена некоторой односторонностью современных оценок истории русской церкви. Можно встретить мнения, что православная церковь отличалась от католической особой терпимостью... В действительности, ни одна государственная религия или государственная идеология не может существовать без насилия и запугивания, и православие здесь не исключение. Из перечисленных ниже фактов читатель может самостоятельно сделать вывод о причинах этого. Автор предлагает свою концепцию» [4, с. 58]

То есть данная статья позиционируется как авторское видение исторических событий. При этом авторы стараются придерживаться научно-популярного стиля изложения.

Далее рассмотрим соотношение тем в журнале «Родноверие» (см. рисунок 2).


Рисунок 2. Тематика журнала «Родноверие»

Как видно из диаграммы, в совокупности практические рекомендации по организации жизни в соответствии с языческими традициями и статьи, посвященные истории и культуре, составляют более 50 % от общего объема публикуемой в журнале информации. На преобладание «светской» направленности журнала над религиозной указывает значительное количество рекламы, которая зачастую не имеет отношения к «родноверческому» движению. Например, в № 1(2) рекламируется питомник немецких овчарок [4, с. 89], в № 2(3) — лавка этнических украшений [6], и подобных примеров можно привести много. В свою очередь, журнал «Сварог» рекламу не размещает, хотя на его страницах периодически публикуется информация о новых монографиях и статьях главного редактора.

В целом проведенный нами компаративный анализ журналов «Родноверие» и «Сварог» позволяет сделать вывод о том, что образ язычества, рисуемый данными журналами, существенно различается. В журнале «Сварог» язычество представляется больше националистическим движением, в то время как в журнале «Родноверие» оно приобретает черты «светскости» — теряет религиозный компонент, с упором на культурное и историческое видение, преподносится с народно-бытового ракурса. Данные наблюдения соотносимы в определенной мере и с базовыми особенностями восприятия русского и украинского неоязычества, хотя и не могут в связи с небольшим объемом исследуемых источников восприниматься как некая аксиома, и требуют дополнительного рассмотрения.

Список литературы:

1. Кавыкин О.И. Родноверы. Самоидентификация неоязычников в современной России. — М., 2007. — 232 с.

2. Кочеганова П.П., Шиженский Р.В. О процессе формирования негативного образа русского неоязычества по данным интернет-периодики// Experientia. Вып. I. — Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. — с. 24—26.

3. Официальный сайт журнала «Родноверие» / [Электронный ресурс]. — ( дата обращения: 18.08.15).

4. Родноверие//Ионов М. — Калуга, 2010. — № 1(2). — 88 с.

5. Родноверие//Ионов М. — Калуга, 2014. —№ 1(8). — 88 с.

6. Родноверие//Ионов М. — Калуга, 2010. — № 2(3). —88 с.

7. Сварог// Лозко Г. — Киев, 2006. —№ 19—20. — 87 с.

8. Сварог// Лозко Г. —Киев, 1997. —№ 5. — 48 с.

9. Сварог// Лозко Г. — Киев, 1998. —№ 8. — 48 с.

10. Сварог// Лозко Г. — Киев, 2007. —№ 21—91 с.

11. Шиженский Р.В. «Явь, Правь и Навь» — как религиозно-философские основы славянского неоязычества / [Электронный ресурс]. (дата обращения: 18.08.15).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие