Здравия, товарищи!
Стартовый комментарий:
«Подскажите, вот в момент чтения вашей статьи возникла мысль: а не может Россия сейчас чуть "отступить" в сторону язычества и шаманизма, чтобы сохранить корни?Ведь есть, есть сейчас такие течения. И очень много проснулось разных околорелигиозных течений, и ведьмы, и гадалки, и руническое, и старославянское – люди, особенно тонко чувствующие, пытаются найти, нащупать для себя нравственную основу, то ли новую, то ли забытую старую?В настоящее время это могло бы сыграть нам на руку, не так ли? 😉»
Давайте разберем по пунктам.
Поиск корней
История человечества как цепь фактов непрерывна, и если уж искать свои корни с этой позиции, то их следует шукать в Восточной Африке стотысячелетней давности.
Вот там и найдем мы наших самых-самых главных предков, которые и в самом деле могли бы нас научить очень многому.
Но на это никто не решится, поскольку современный человек и, особенно современное общество, живут в историческом пространстве: в пространстве метафизики, историй, знаковых событий, интерпретаций, но не в пространстве фактов.
Простой пример: житель, скажем Саратова, скорее всего, на вопрос кто он назовет какую-либо из метафизических категорий – имя, национальность или профессию на худой конец.
- Наиболее очевидный факт – что он хомо сапиенс – остается вторичным.
И предки, скажем славянина – это в первую очередь его предки-славяне.
Хотя, если нарушить стереотипы, то придется признать, что и более ранние люди и общности являются его предками в не меньшей степени.
Нежелание признавать этот факт и порождает такие нелепые явления, как удревнение своей истории, в стиле
«славяне живут уже как минимум 100 тысяч лет и являются самым древним народом» или «все люди произошли от армян и только обезьяны от евреев»
Т. е. в этой бредовой парадигме мы видим то, что в метафизическом национальном сознании есть некое «время оное», в которое происходит рождение пусть не всего мира, но мира, который маркируется как свой.
До этого времени нашего бытия словно и не было, хотя оно прекрасно было, да и само «время оное» – это длительный период, в ходе которого не было момента, когда наши предки сказали бы:
«От вчерась, Ладушка, мы были чёрт знаем кем, а теперь ты да я – славяне: пошли на сеновал, я медовухи припас»
Человеку, особенно современному необходимо квантовать время, и принять его свободное течение довольно неприятно.
Чтобы убедиться в этом можете зайти на любой патриотический канал любого народа и сказать тамошним обитателям, скажем, нечто подобное:
«Брат армянин, ну какая разница, когда там появились первые армяне? Ты ведь на них вообще не похож!Ты сидишь сейчас в американских штанах производства ненавистных турок, носишь совсем не древнеармянские кроссовки, пользуешься американским тырнетом, в торжественные дни надеваешь английский костюм, живешь в домах европейского типа, ешь «национальную» еду, которой не знали твои предки ибо не было у них ни помидоров, ни картошки, ни перца, веришь в еврейского бога, куришь, как паровоз, индейское зелье и мечтаешь, что твоя страна однажды станет такой же развитой, как Китай».Тебе не кажется, что с армянами древности тебя связывает только название и отчасти язык, который за это время так изменился, что и от языка, по сути, одно название и осталось, ибо понять своего предка ты смог бы с большим трудом?Тебе ведь современный турок в разы ближе!»
После этого наливаете кофию, откидываетесь на спинку и созерцаете сцену излияния чрезвычайно бурных чувств.
Человек, живущий в метафизике родной истории с трудом принимает, как изменчивость мира так и то, что наши предки прекрасно существовали себе и до произвольно выделенного времени, когда славяне (или другие народы) якобы взяли и появились.
К чему это я веду: к тому, что нынешняя Россия может искать только те корни, которые она метафизически определяет как свои корни.
В принципе корнями у нас является очень многое, но массам нужны именно те корни, которые они маркируют как свои.
Посему шаманизм не пройдет, хотя наши предки были и шаманистами тоже. Но в сознании шаманизм – это про какого-то закопченного косоглазого дядьку, который, вращая злобным взглядом, поет в пропахшем дымом чуме что-то чрезвычайно жуткое и нерусское.
Шаманизм вряд ли вызовет массовый интерес. К тому же шаманизм — это брутально, а людям хочется чего-то в стиле «древнеславянской цивилизации» с гиперборейскими городами или чего-то подобного.
Ну и отгадайте, какая сказка более перспективна – о предках-шаманистах или о великой Языческой Руси с князем Святославом на коне?
По-моему, ответ очевиден. Шаманистов просто не обозначат как своих.
...
Аналогично есть вопросы к язычникам. Они, вроде как, свои, но православные – «свое́е».
Т. е. повторюсь, поиск корней – это метафизический поиск некоторой метафизической же единицы, которая в общем ворохе была помечена как наша, хотя в принципе они там все одинаковы.
- Посему целый ряд идей, включая перспективные, отпадает.
Корни будут искать только в православии, того или иного извода или марксизме-ленинизме, который, хотя тоже был импортирован, но…
Как говорится, помечен, как свой – значит, свой и нечего голову морочить!
Отступление
«…а не может Россия сейчас чуть "отступить" в сторону язычества и шаманизма, чтобы сохранить корни?»
Отступать проще на те позиции, которые хорошо известны. Не случайно в наше безыдейное время люди то Святую Русь, то Советский Союз мечтают реинканировать.
Последний вариант, после некоторого проведенного мной анализа, мне показался наиболее популярным и рейтинг сложился так:
- Вернуть СССР;
- Вернуть монархию/Православную доромановскую Русь (примерно поровну желающих);
- Вернуть Языческую Русь.
- Вернуть Новгородскую республику.
В более глубоких слоях, уже никто никакой опоры не видит, да и среди перечисленных более-менее устойчивым слоем является только Советский, тогда как прочие больше состоят из фантазий.
Сейчас, как мне показалось, Россия отчасти именно на советские позиции и идеи и отступила, ибо либеральные себя дискредитировали.
Мистический фейерверк
«…Ведь есть, есть сейчас такие течения. И очень много проснулось разных околорелигиозных течений, и ведьмы, и гадалки, и руническое, и старославянское…»
Проснулось-то многое. Но еще больше было сочинено на ровном месте или присовокуплено к тому, что было ранее.
И это естественное следствие свобод, которые имеют граждане РФ. Если бы за такое сажали – фейерверк был бы не столь задорным.
Для примера можете взять, скажем Древний Рим: там тоже количество культов никто не регулировал, как и их подвиды. Был государственный общий для всех, а остальное – на личное усмотрение. Соответственно и разнообразие было колоссальным.
Если не сажать людей за веру – многообразие неизбежно, особенно в обществе, где есть легкий доступ к информации.
Ну не может православие или атеизм удовлетворить всех. Они, конечно претендуют на истину в последней инстанции и считают те, кто не может присоединиться к ним своего рода недолюдьми, но это более говорит об этих учениях и еще больше о тех, кто их трактует, чем о людях и о мире.
- Но, когда мы соскакиваем со слова «мы» и начинаем мыслить как «я», выбор становится намного шире.
МЫ не можем выбрать ничего, что не относится в НАШЕЙ общности. Но Я может выбрать почти что угодно.
Посему, если убрать из списка шарлатанов, оседлавших идею личного поиска, то именно личный поиск и останется, а он куда более многообразен по своим плодам, нежели поиск общественный.
И где-то на стыке между Я и МЫ и вышибает ту искру, которая зачастую движет историей.
Но не следует принимать это многообразие за проявление массового запроса на корни.
Вперед – в прошлое!
«люди, особенно тонко чувствующие, пытаются найти, нащупать для себя нравственную основу, то ли новую, то ли забытую старую?»
Вот это очень тонкий, хотя и явный момент.
Не буду брать язычество, ибо термин до жути широкий и непонятный даже большинству язычников, а возьму только уже упоминавшийся его подвид – шаманизм. Хотя, нет – лучше индуизм: он более известен публике.
Когда современный человек из того же Саратова обращается в индуизм, он почти всегда упускает из виду то, что он не индуист в строгом смысле слова.
Он житель Саратова, к которому можно почти применить все то же, что я выше сказала воображаемому армянину.
И вот этот саратовчанин, углубившись в индуизм, мало того, что нарушил ряд его требований самим фактом своего к нему приобщения, так еще и сделал то, чего коренные индуисты из прошлого не делали: он стал искать в нем духовную основу, возможно корни (сделаем вид, что индуизм тоже может считаться корнями).
Одним словом, он сделал из индуизма выход из тупика, в котором оказался.
Для нормального индуиста его религия была естественным мироописанием, притом мироописанием отталкивающимся от совершено другого модуса (образа) времени и истории.
Современный человек в подавляющем большинстве случаев живет в модусе времени, изобретенном в основном древними евреями.
Наклеивать на него индуистские идеи – это примерно то же самое, что надевать автомобильные колеса не на ось, а на гриф олимпийской штанги: похоже, но не покатит.
- Древний индуист никакой опоры или выхода из тупика в своей религии не искал. Не было у него никаких тупиков. Религия встраивала его в его видение мира, и ему от этого было хорошо. Она руководила его действиями, от которых он выстраивал свои «хорошо» и «плохо».
И нынешние традиционные индуисты во многом идут тем же путем.
Если вернуться к тому же шаманизму, то древний шаманист соблюдал определенные табу на охоте, поскольку его мифология описывала мир таким образом, который не позволял, например, бесконтрольно истощать ресурсную базу (что делали некоторые человеческие группы в вероятную дошаманистскую эпоху).
Современный же шаманист из, скажем Якутска, будет очень много говорить об этих табу, чтобы показать, что его предки были обладателями экологического мышления необычайной силы, от осознания чего будет впадать во многия экстазы, что будет ощущаться им, как некая опора.
Шаманистом же он стал просто потому, что он якут, а якут должен быть шаманистом, ибо у нашего сабжа имеется кризис идентичности, отчего ему горько и выпить тянет.
Т. е. современный индуист или еще кто-то (к православным это относится тоже) – это в первую очередь современный, а уже потом всё остальное. Нередко современностью все начинается и ею же и заканчивается.
Формально о древности, а реально — сплошная современность. Даже в фантазиях о прошлом.
Феномен религиозных поисков современного человека, если внимательно присмотреться, в подавляющем большинстве случаев является феноменом психологическим, личностным, но не религиозным в чистом виде, хотя они и связаны.
Проще говоря, наиболее вероятный русский православный становится православным потому что хочет быть русским и очень не хочет быть только лишь офисным винтиком.
Аналогично с другими.
Если бы было иначе, и люди искали религиозную истину предельно честно, то по всему современному миру была бы примерно одна и та же солянка из одних составляющих.
Но люди предпочитают выбирать либо бога, который был помечен как НАШ, либо того, который первым под ноги попался, что тоже в большинстве случае подразумевает «бога наших».
Потому религиозные поиску в Иране обычно ведут в мечеть, в Саратове – в церковь, а в Индии – в традиционных для нее направлениях.
Принесло бы пользу?
«В настоящее время это могло бы сыграть нам на руку, не так ли? 😉»
В принципе, сыграть на руку может что угодно, включая нетрадиционные учения. В конце концов, чем было христианство до Владимира (да и можно не сомневаться, что долгое время после него)?
Это было маргинальное учение. Что-то близкое к нынешнему бахаизму или буддизму, который, конечно хорош, но в сознании помечается как «Ахтунг! Религиозная экзотика!»
Однако же прижилось и пользу какую-то принесло. Разумеется кроме пользы оно принесло и вред, но по-другому и не бывает, так что, как говорит молодёжь, «всё норм».
Да и марксистов на заре прошлого века помечали как еврейскую политическую секту.
Наивно исключать, что история не может сыграть такой фортель снова. Однако вероятность подобного минимальна.
Более того, если такое произойдет, то это закончится либо как в случае с марксизмом, который в конечном счете таки отступил, несмотря на то, что у него в основе был мощный христианский пласт.
- Ремарка: те, кто считают, что у автора сей статьи с головой проблемы, могут быть посланы на… работу С. Булгакова «Карл Маркс как религиозный тип». Читается очень легко, рекомендую.
Если же попытаться поставить Россию, скажем, на буддийские рельсы, то может получиться нечто, может, и замечательное, но совсем другое.
И тогда, возможно, уже какой-нибудь Патриарх от нео-Буддизма будет рассказывать своим прихожанам, что их православные предки были темными дикарями, которых только истина Срединного пути и вывела на свет.
…
Заключение
Если бы мы с Вами сидели за столом и пили исконно русский китайский чай из исконно русского немецкого самовара, прикусывая труъ-славянскую кашаладку, которой и ведать не ведали наши предки, и Вы задали бы мне вопрос: «а как вообще быть с верой, религией?», то я бы ответила следующее:
Плюньте на народ, его корни, проблемы самоидентификации и ищите только свои истину: этот вопрос слишком интимен, чтобы приглашать посторонних. Народ разберется с собой сам, а с вами – только Вы.
И если ни у кого никакой истины не найдете – не отчаиваетесь: Будда, например, создал собственную.
Так что не бойтесь трудностей и не отчаивайтесь! Никогда ничего не бойтесь!