Представления о мировом древе существовали у разных народов, в том числе и у славянских. Этот образ встречается в литературных памятниках, фольклоре, произведениях искусства, архитектуре и даже в узорах, которыми украшали бытовую утварь. Где, по славянским верованиям, находилось мировое древо, чем оно отличалось от древа жизни и кто обитал на нем — читайте в нашем материале.


Юрий Бигаев. Древо жизни (фрагмент). XX век. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск

Мировое древо


Сергей Белов. Мир земной и небесный (фрагмент). 2000. Музейно-выставочный центр, Когалым, Ханты-Мансийский автономный округ


Владимир Деркаченко. Под Святым деревом. Основатель (фрагмент). 1994. Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М.А. Волошина», Феодосия, Республика Крым

Считалось, что мировое древо — самая важная точка пространства, поэтому находится оно в центре всего мироздания и выполняет роль оси. Само дерево состоит из трех ярусов, каждый из которых ассоциируется с частью мира: ветви простираются до самого неба и символизируют небесный престол, ствол — это земной мир, а корни уходят глубоко и связаны с подземным царством.

К каждой части относились существа, обитающие на древе или у его подножия. В ветвях, согласно верованиям, сидели мифологические или реальные птицы — чаще всего орлы, реже упоминались души предков в птичьем обличии.

Средняя часть была связана с копытными животными: оленями, коровами, лосями. Позже в славянских поверьях место в центре отводилось человеку. В корнях водились змеи, мыши, рыбы и фантастические создания — порождения нижнего мира. В фольклоре бытовал такой мотив: птицы в кроне и змеи в корнях враждуют между собой, рептилии грозят сжечь древо и погубить всех прочих живых существ.

Концепция мирового древа связана не только с пространством, но и со временем. Корни символизировали прошлое, ствол — настоящее, а крона — будущее. Они были взаимосвязаны, подобно всем частям дерева, и не могли существовать по отдельности. По другим представлениям, части мирового древа олицетворяли три поколения: предков, ныне живущих людей и потомков. Кроме того, древо связывали со светом и тьмой. В некоторых поверьях упоминалось, что в его ветвях живут солнце и луна, а в корнях царит вечный мрак.


Николай Рерих. Заклятие земное (фрагмент). 1907. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Николай Рерих. Заклятие земное (фрагмент). 1907. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Николай Рерих. Знамение (фрагмент). 1915. Одесский национальный художественный музей, Одесса, Украина

Древние представления о мировом древе дошли до наших дней в фольклоре. Подобные мотивы часто встречались в заговорах, реже — в сказках, колядках и загадках. В магических словах, которые читали во время обрядов, упоминались дуб, кипарис, яблоня или береза. Тот, кто произносил заговор, как бы отправлялся в путешествие к центру мира, и его воображаемый путь лежал через море-океан на остров, где и росло заветное дерево:

Стану я, раб Б., благословясь, пойду, перекрестясь, из избы в двери, из ворот в ворота, в чистое поле, на восток, в восточную сторону, к Океану-морю, и на том святом Океане-море стоит стар мастер муж, и у того святого Океана-моря сырой дуб крековастый…

На море на Океане, на острове на Буяне стоит дуб. Под тем дубом стоит ракитов куст, под тем кустом лежит бел камень Алатырь; на том камне лежит рунец, под тем рунцом лежит змея, скорпия…

Михаил Забылин. «Русский народ его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»

В других вариантах дуб находился недалеко от церкви или на горе. В заговорах также упоминалось, что на древе «сидят» Богоматерь, Илья-пророк, Христос, архангел Михаил, а у подножия или в корнях собираются бесы, змеи и другие нечистые создания.

Древо жизни


Вадим Пухаев. Древо жизни (фрагмент). 1998. Московский музей современного искусства, Москва


Александр Иванов. Древо жизни (фрагмент). 1991. Республиканский музей изобразительных искусств, Йошкар-Ола


Владимир Зенин. Древо жизни (фрагмент). 2017. Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле», деревня Ивановка, Тульская область

В славянской мифологии идея мирового древа соединилась с представлениями о древе жизни. В средневековых литературных источниках они связаны с библейскими мотивами о рае, которые описаны, например, в Книге Бытия: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая…»

Древо упоминается также в апокрифах — библейских сюжетах, которые по разным причинам не стали каноническими текстами. На Руси ходил переводной апокриф «Книга Еноха», в нем праведник посещал семь небес. На третьем небе, согласно этому тексту, располагалось древо жизни:

Место то несказанно прекрасно видом: всякое дерево благоцветно, и всякий плод зрел, и всевозможные яства изобилуют, всякое дуновение благовонно. И четыре реки протекают там покойным течением… И древо жизни на месте том, и на нем почивает Господь, когда приходит в рай, и древо это невыразимо прекрасно благоуханием.

Из библейских сюжетов в фольклор пришел мотив особых плодов древа: съевший их, по поверьям, становился бессмертным. Плоды другого райского дерева — познания — наоборот, сделали первого человека Адама смертным. После изгнания Адама и Евы из рая древо жизни стало недоступным, его охранял херувим с огненным мечом, и никто не мог добраться до плодов.


Михаил Боскин. Адам и Ева (фрагмент). 1919. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Сергиев Посад, Московская область


Геннадий Гостин. Земная мольба (фрагмент). 1995. Тольяттинский художественный музей, Тольятти, Самарская область


Виталий Петров. Молитва язычника (фрагмент). 2009. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары

Образ древа встречается и в свадебных обрядах. В песнях, которые традиционно исполняли для молодых, упоминалось, что на ветвях птицы вьют гнезда, в стволе обитают несущие мед пчелы, у корней поселились животные с детенышами или же стоит супружеское ложе. Такое описание символизировало изобилие и плодовитость.

Представления о мировом древе отразились и в декоре бытовых предметов. Многие узоры считались оберегами от несчастий или символами-заклинаниями: верили, что они защищают от безвременной гибели, болезней и старости, а также сулят благосклонность высших сил. В орнаментах вышивок на одежде встречались композиции из трех частей: в центре — древо жизни, по сторонам от него — птицы или животные. Иногда к ним добавлялись солярные символы — круги или сложные розетки. Похожими узорами расписывали прялки, покрывали глиняные кувшины и горшки.

Дуб как древо мировое, жизни и смерти


Исаак Левитан. Дуб (фрагмент). 1880. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Михаил Клодт. Дубовая роща (фрагмент). 1863. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Иван Шишкин. Дубы (фрагмент). 1887. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В фольклоре и магических обрядах с мировым древом соотносится дуб — самое почитаемое дерево у славянских народов. В сказках встречается мотив чудесного дуба: он вырос до неба, по нему старик взобрался на небосвод и нашел там птицу, которая в огне не горит и в воде не тонет. Другой известный сюжет — дерево, с ветвей которого падает живительная роса.

По поверьям, именно дубы существовали еще до сотворения мира. Этнограф Александр Афанасьев писал: «В одной из апокрифических повестей о создании вселенной упоминается о железном дубе, еже есть первопосажден, на котором держится вода (воздушное море, небо), огонь (пекло, ад) и земля, а корень его стоит на силе Божией».

На дубах или рядом с ними, по древним представлениям, обитали мифологические персонажи. В традиционной культуре многих народов зеленое дерево символизировало жизнь и плодородие, в то время как засохшее связывали со смертью и нечистой силой. Считалось, что под засохшими дубами могут собираться на шабаш ведьмы.


Неизвестный художник. Древо добра (фрагмент). Конец XIX века. Государственный исторический музей, Москва


Неизвестный художник. Древо живоносное, спасительное и древо познания добра и зла (фрагмент). 1906. Государственный исторический музей, Москва


Неизвестный художник. Древо зла (фрагмент). Конец XIX века. Государственный исторический музей, Москва

Представление о древе жизни проникло в обряды и суеверия. В Тульской губернии люди искали в лесах старые дубы, у подножия которых начинались родники. С веток снимали кору, вымачивали ее в ключевой воде, а затем носили при себе в ладанках: считалось, что такой амулет охраняет человека от зубной боли. При лихорадке и других болезнях проводили такой обряд: человек обливался водой в реке или роднике, затем вытирался рубахой или тряпкой, после чего вешал ее на дуб и таким образом символически передавал недуг дереву:

…Смывая и стирая со своего тела недуг, больной как бы снимает его с себя и вместе с тряпицею и сброшенной рубашкою передает кусту или дереву как земным представителям того небесного, райского древа, которое точит живую воду, исцеляющую все болести. Как истлевает оставленный лоскут или сорочка, так должна сгинуть и самая болезнь.

Александр Афанасьев. «Древо жизни. Избранные статьи»

Древние дубы со сквозным отверстием в стволе, например следом от удара молнии, тоже считались особенными. Например, больных детей трижды проносили через эту дыру: считалось, что после такого обряда недуг уйдет.

Поиск

Журнал Родноверие