Аннотация: русский народ всегда верил в чудо, чудесное, благодаря чему рождались фантастические образы, воплощенные в мифах, легендах, поверьях и сказках. Змей, Кощей и василиск — персонажи устного народного творчества, которые мифологически оказываются связаны друг с другом.
Ключевые слова: фольклористика, мифология.
В процессе изучения фольклорных и мифологических персонажей к описанию данных образов в разные времена обращались:
— В.И. Даль, который передал народное поверье о василиске, его отрицательных чертах и способе «выведения» из «петушьего» яйца;
— средневековый английский мыслитель Томас из Кантимпрэ, который с опорой на разные источники описал образ василиска и способ его «выведения» из петушьего яйца;
— В.Я. Пропп, охарактеризовавший в волшебных сказках образы Змея (и Кощея) как отрицательных персонажей-антагонистов;
— Б.А. Рыбаков, указавший на определённую зависимость Кощея от волшебного яйца, в котором заключена смерть этого персонажа-антигероя.
Каждый из авторов рассматривал одного из сказочных персонажей без их сопоставления, в то время как Змей, Кощей и василиск имеют много схожего благодаря общим историческим корням вариативности УНТ.
Цель работы — исследовать образы Змея, Кощея и василиска в волшебных сказках, мифах и поверьях, сопоставить их и выявить общие черты.
Новизна данного исследования заключается в сопоставлении этих трёх фольклорных образов, а также в нахождении конкретной общей черты, объединяющей вышеперечисленных персонажей.
Базовое положение исследования: символически связаны образы Змея, Кощея и василиска в мифах и народных поверьях о василиске, описанных В.И. Далем и Томасом из Кантимпрэ[1], и таких волшебных сказках, как «Царевна-лягушка», «Хрустальная гора», «Сказка о Василисе, золотой косе, непокрытой красе, и об Иване Горохе», «Марья Моревна», «Золотой конь».
Данная работа проводится в рамках мифологической школы с применением основного для нее сравнительного метода исследования.
Результаты исследования
Образы Змея и Кощея в волшебных сказках сходны по функциям и характеристикам.
Кощей и Змей как герои-антагонисты могут взаимозаменять друг друга в одних и тех же сказочных функциях: вредительство, противостояние, преследование. В.Я. Пропп [3], В.И. Даль, Б.А. Рыбаков и Томас из Кантимпрэ в разные времена, исследуя различные материалы, охарактеризовали образы Змея, Кощея и василиска как образы отрицательные, препятствующие и причиняющие вред сказочным героям или — в народных поверьях, легендах и мифах — обычным людям.
Существование Змея и Кощея зависит от волшебного атрибута: яйца, с помощью которого можно уничтожить их самих и избавиться от их власти, как, например, в волшебной сказке «Хрустальная гора», где в яйце, скрытом по принципу матрёшки в разных животных: «в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо», хранится гибель Змея, а также в сказке «Царевна-лягушка», где яйцо хранит смерть Кощея. Содержание яйца различно: смерть Кощея — это игла, которую нужно достать из яйца и сломать (в сказке «Царевна-лягушка»), а смерть Змея — это семечко, которое надо сжечь (в сказке «Хрустальная гора»).
В описанных В.И. Далем и Томасом из Кантимпр в поверьях, мифах и легендах о василиске говорится, что его существование тоже зависит от яйца, но в отличие от Змея и Кощея, у которых в яйце заключена смерть, у василиска от яйца зависит жизнь — он рождается из яйца. Для того чтобы «вывести» василиска, нужно произвести над яйцом определённые манипуляции: например, девушка должна выносить петушье яйцо под мышкой.
Итак, связь образов Змея, Кощея и василиска прослеживается через образ яйца как источник их жизни и смерти. Следует отметить, что яйцо, в котором заключен «зародыш» василиска (несмотря на мифическое появление этого яйца из петуха), всё-таки приближено в народном представлении к реальности: ведь из яиц действительно появляются на свет различные животные. В то время как яйцо, в котором заключена смерть Змея или Кощея, в народном представлении не имеет ничего общего с реальным миром: оно, как отметил Б.А. Рыбаков[4], символизирует модель Вселенной. Яйцо, в котором заключён будущий василиск, мифологизировано, но, скорее всего, в нём нет такого глубинного символа, который содержит в себе образ яйца, заключающего смерть Змея и Кощея.
В описаниях В.И. Даля отмечено, что девушка, выносившая василиска под мышкой, становится его мачехой, и он выполняет её волю. Таким образом, «мачеха василиска» сходна с образом старухи-матери Змея в волшебной сказке «Золотой конь», где она вынуждает Змея Горыныча отдать волшебный предмет главному герою сказки, а Змей выполняет её волю точно так же, как василиск выполняет волю своей мачехи, выносившей его под мышкой.
Василиск часто представлялся в образе змеи, поэтому его зооморфная связь со Змеем очевидна. Связь между образами Кощея и василиска прослеживается слабее, так как Кощей антропоморфен. Но В.И. Даль в своём исследовании «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» упоминает о том, что василиск соединяется со злым человеком, колдуном, и невидимо в нём живёт[2]. Змей-искуситель в народных легендах тоже нередко предстаёт девушкам в человеческом обличии. Кроме того, в волшебных сказках Змей и Кощей выполняют одну и ту же функцию: похищают невесту или жену героя. Поэтому в народном представлении образы Змея, василиска и Кощея могли быть сближены: возможно, в сказочном Кощее народ в какой-то степени суеверные представления о василиске.
Исследовав материал волшебных сказок и обратившись к некоторым работам фольклористов, мы пришли к выводу, что в основе сходства Змея, Кощея и василиска лежит образ яйца как символ жизни, образ повелевающей матери (мачехи), зооморфность/антропоморфность, антагонистическая функция.
Список литературы
1. Горелов Н.С. Повесть о рождении и победах Александра Великого. СПб: Азбука-классика, 2006. 256 с.
2. Даль В.И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. М.: Терра, 1997. 320 с.
3. Пропп В.Я.Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. Л.: Издательство Ленинградского государственного ордена Ленина университета, 1946. 340 с.
4. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси [Электронный ресурс], 1987. Режим доступа (дата обращения: 16.04.2017).