Заметка о работе этнографа в Ненецком автономном округе.

В конце сентября село Оксино посетил этнограф, социальный антрополог, доктор исторических наук Дмитрий Громов.

Музейное объединение НАО пригласило исследователя в наш регион для проведения этнографической экспедиции в старинном селе нижней Печоры.

Эта экспедиция является частью большого музейного проекта – «Маремьянино наследство» – по созданию в Оксино экспозиции, посвящённой фольклорному, языковому наследию округа и истории села. Результаты исследования должны помочь музейщикам наполнить пространство Маремьяниного дома, главного сельского музея.

Какая задача стояла перед Дмитрием Вячеславовичем?

Расспросить сельчан о жизни, истории, обычаях, чтобы потом собрать эти нарративы и выявить некоторые закономерности, общие и яркие смыслы, характерные для всего населённого пункта и отражающие его специфику, а затем дать рекомендации по созданию экспозиции.

– Мне удалось провести 20 полноценных интервью. Это неплохой результат. Одна из местных жительниц сказала: «Здесь сначала приглядываются, а потом выражают отношение», я и сам волновался, ожидая настороженности со стороны северян. Но в итоге скажу, что отношение оказалось вполне радушным. Да, отказы от бесед были, но не больше, чем в других регионах,

– сказал Дмитрий Громов.

Специалист отметил, что одна из ярких особенностей Оксино – экстремальность жизни жителей села.

– С одной стороны, местные жители не осознают эту экстремальность, они очень спокойно обо всём рассказывают. А с другой, это действительно трудная жизнь за полярным кругом со множеством факторов опасности, к которым местные жители привыкли с детства и легко их обходят,

– рассказывает этнограф.

К таким факторам он относит холод, вымывание берега, которое буквально съедает село, опасность на воде, угрозы от ледохода:

– Местные жители относятся к реке как к обыденному делу. Нет даже устоявшихся правил системы безопасности поведения на воде. Почему так? Мне пришла аналогия с городской жизнью. В городе у нас есть непрерывный фактор опасности в виде автомобилей, но при этом поток машин не воспринимается как постоянная угроза для человеческой жизни.

История про опасность прослеживается и в одном из фольклорных сюжетов, бытующих в селе.

Здесь со ссылкой на Библию рассказывают о том, что «Оксино снесёт водой, Бедовое сгорит, а Сопку занесёт песком».

Один из жителей поведал о своей «очень старой бабушке», что она держала в руках «ранешнюю Библию», то есть как бы подлинную, сокрытую от большинства смертных: и в этой потаенной книге содержалось пророчество о местном «апокалипсисе».

Как рассказал учёный, такие рассказы представляют собой именно фольклорные сюжеты: какой-либо особой Библии, содержащей такие рассказы о Конце света, не существует.

Отдельный интерес исследователя вызвало и то, как работает на селе система обычного права.

– Обычное право – законы и правила, не прописанные в официальном законодательстве: люди следуют им в повседневной жизни, с их помощью разрешают или предупреждают конфликты. Эти правила составляют этику отношений, их нельзя нарушать. Когда их нарушают – это заметно, бросается в глаза. Простейшая форма обычного права, выраженного через этические отношения, – когда люди здороваются. Если человек перестал здороваться, это может быть расценено как нарушение правил или даже агрессия,

– пояснил Дмитрий Громов.

Одно из проявлений обычного права – не запирать входные двери. Если человек уходит в пределах села – дверь оставляют незапертой, но в знак отсутствия припирают снаружи каким-нибудь предметом: запирают только, если хозяева уехали надолго.

Воровать не принято. Также интересно отношение сельчан к человеку, который это правило нарушил.

– Вспоминали случай, что кто-то воровал в магазине. Его не остановили, а между собой говорили – вот до чего несчастный дошёл, вынужден воровать! Воровство воспринимается не как нарушение, а как показатель деградации,

– говорит исследователь.

Конечно, это лишь малая часть сюжетов, рассказанных людьми. А там и история про лошадь-водовоза, которая отказывалась уходить дальше источника, и истории рыбаков, и воспоминания о советском периоде жизни села.

Подобные исследования напоминают и жителям села, и всем нам, что живую память важно сохранять.

– У каждого человека, семьи, населённого пункта должна быть своя память, которая напомнит о том, какие мы были, какие мы есть. Поэтому очень полезным делом является сбор семейных реликвий, написание дневников, мемуаров. Я удивляюсь, что у нас не занимаются массово интервьюированием старшего поколения. Можно сесть с бабушкой, дедушкой, включить диктофон на телефоне и поспрашивать о том, о сём за чашкой чая. Останется воспоминание о прошлом, о человеке. Кажется, что человек есть рядом и он будет всегда, но это не так. Уже лет через десять подобная домашняя запись окажется необычайной реликвией,

– заключил Дмитрий Громов.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие