В Белгороде, чьим брендом стал памятник князю Владимиру, некоторые полагают, что исторически им ближе Потемкин.

Есть несколько исторических фактов, подтверждающих это. Например, 1787 год. Потемкин везет Екатерину II в «наш Крым», заодно инспектируя Новороссию.

По версии «Википедии», предполагаемый маршрут мог пролегать через пункты: Луга – Великие Луки – Смоленск – Новгород-Северский – Чернигов – Киев – Екатеринослав – Херсон – Перекоп – Бахчисарай – Севастополь – Ак-Мечеть – Карасубазар – Судак – Старый Крым – Феодосия – Геничи – Мариуполь – Таганрог – Нахичевань-на-Дону – Черкасск – Азов – Бахмут – Белгород – Обоянь – Курск – Орел – Мценск – Тула – Серпухов – Москва – Клин – Торжок – Вышний Волочек – Новгород – Санкт-Петербург. Из описаний этого события становится понятно, что ехали пышно, в сопровождении двора, иностранных дипломатов, и даже император Иосиф был, правда, инкогнито. Насколько пиарились легендарные «потемкинские деревни» и правда ли, что нарядных селян везли в караване и выставляли много раз, судить сложно.
Но что Светлейший князь Потемкин с «боссом в юбках» порадовал и наш город, очень похоже. Пусть на обратном пути, но не исключено, что в том же стиле, который у нас прижился и стал в какой-то мере неискореним. Тогда тоже салютовали по каждому поводу, что очень напоминает современный Белгород, который как-то «отгрохотал» за год аж 7 раз (!), включая День славянской письменности.
А какое отношение имеет к Белгороду Владимир Святославович, кроме славы Крестителя, зародившейся совсем не в наших краях? Княжил он до основания Белого города, и традиции среди местных степняков не утверждал. Половцы, татары, сарматы и т.д. если и встречали тут славян, то совсем не гостеприимно. Даже «буй туры» тут отхватывали…
Доходило до маразма в спорах на этот счет в наших краеведческих дискуссиях. Говорят (за что купил, за то продал), что некий мэтр утверждал, мол, Владимир держал в Белгороде гарем. Правда, оппоненты его убедили, что речь идет не о столице Белгородского региона, о Белгороде-Днестровском вблизи Одессы. И это более достоверно, поскольку, судите сами, пока до российских белгородских мест из Киева доскачешь, все желание «об седло отобьешь». Смешная версия. Впрочем, это не более смешно, чем сначала отметить 1000-летие града, а куда позже – его 400-летие. А мы ведь смогли!
Не в пользу князя Владимира говорят не только исторические факты, но и нынешние наблюдения. Говорят, что разводы на Белгородчине участились, потому что раньше брачующиеся после регистрации ездили к Вечному Огню, а теперь еще и к Владимиру. А поскольку тот перебил кучу родни и насильно «приватизировал» невесту брата, то он «дурно влияет» на крепость браков!
Но несмотря на все это, Владимир, точнее, памятник ему, у нас есть и будет, в отличие от трех классиков марксизма, исчезнувших с Соборной площади и от областной библиотеки. А вот Потемкина увековечить никогда не поздно. Конечно, нужны профи, а не словоблуды. Скульптурная композиция может выглядеть так или примерно так: императрицу Екатерину вместе с князем Потемкиным встречают селянки «рубенсовских объемов». Такую композицию для придания колорита может завершать надпись, цитирующая, например, Ивана Бунина: «…В долинах под Белгородом милая скромность празднично-цветущих вишневых садов, мелом белеющих хат. На вокзале в Белгороде ласковая скороговорка хохлушек, продающих бублики».
Так мы можем украсить наш город еще одной страницей истории…

Поиск

Журнал Родноверие