…русскообретающиеся в Сербии уверены, что Масленица –это чисто русский обряд и похожего у сербов нет.
Уверенность- хорошее чувство, которое пышным цветом цветет, особенно, если его обрезать неудобные колючки фактов и подкормить фантазиями.

На Балканах есть своя Масленица.
Вернее – свои Масленицы, поскольку это пестрое одеяло сел со своей традицией, называемое Балканы, всюду их празднует по-своему.

Писать об этом долгоутомительно и не для жежешного поста сие.
Поэтому пост мой будет куцым.

Последняя неделя перед постом называется Покладе.
Еще можно услышать и названия фашник, крабуленье, карневал, машке, но все это скорее осколки описывающие обряд, но не название обряда:
-фашник – это часть обряда, бить розгами ( в вариантах названий – фашници, фашинги, фашингари, фашиеки и пр.)
-крабуленье и машке – это от того, что в праздник требует масок или как их называли машке или крабули/шкрабули ( в вариантах машкури, машкере, машкари и сотни их)
- карневал/крневал,– он же карнавал – это по сути торжественное шествие в последний день недели. Сама же торжественная группа также имеет множество названий –букачи, бабы, звончари, пикачи, чапле, кожувари, рогони...
-месопусти/ пусти – это вообще ограничение по еде

Вообще народных названий праздника – множество: вашанге, чабани, диди,чараци,цораци, балийе, пепелнице, песнике и пр. и несть числа.

Но сам обряд- все недельное торжество называется Покладе.

Этимологи вещают разное, но откуда название – и далее туманно: важно одно- шума-гама должно быть побольше, огонь – повыше, зола- почернее..
Вообще, перед каждым постом полагалась своя покладная неделя.
Поэтому бытовали поклады разные, но главными были все же вот эти –перед великим постом, которые так и назывались Великие, или Белые или Сырные.
Блинов не пекли, но через огонь скакали, маски пострашнее надевали на себя и гадали на яйцах.
Да, именно яйца ( особенно в Сербии) заменили привычный масленичный блин.
Через огонь, кстати, не только скакали.
Обрядовым огнем зажигали лиле/полиле или олалийя – лучину( ветку, веточку), с которой обходили дом, или обводили им человека, чтобы он был здоров.
В золе обрядового костра запекали яйца.


Лозница и окрестности, особенно село Лозовик славится масками.

Влашские края называют эту неделю Тодоровой неделей и в последний день сжигают не зиму, а сражаются с неким Страшным Тодором.

Сербы Косовского Поморавья называют обряд прочка. От слова простить, прощение.
И обязательно рисуют у себя золой крест на лбу.
А и забредшему посмотреть на это чуду соседу албанцу – тоже.
Причем албанцы, кстати, радостно соглашаются.

В горных районах носят чучело волка и поют у дверей домов, собирая дань в продуктах/ракии:

Даjте вуку свега доста
Да не коље око моста...

Ну, и еще сотни подобных куплетов, которые доказывают, что вуку- т.е. волку дать нужно.
И поскорее.
Набитый соломой волк печально улыбается желтыми зубами, пока веселые охотники сшибают себе от его имени ракию.

В Воеводине был обычай водить медведя – мечкарити.
Медведю повезло больше чем волку: ему тут же наливали и он радостно плясал.

А еще на Покладе во многих местах .. женят Королевича Марка.

Во так это выглядело в прошлом году в Штрпце- в районе Брезовица в Косово.


Невеста – переодетый парень, волки и все атрибуты свадьбы.
И флаг.

Ныне в Косово он тоже обязательная часть обряда.

... ну, вы, дорогие мои, неважно что выберете: печь блины или яйца, сжигать Зиму или женить Марка- неважно.

главное — давайте коту маслица,и побольше-побольше: грядет Великий пост...:)

Видео

[видео]

Часть 1

Современная и традиционная культура

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

Поиск

Журнал Родноверие