Исконная борьба украинского народа с кочевыми племенами нашла отображение в эпосе — сказках, поверьях, легендах, былинах. В них вражеские силы изображаются в виде жестокого змия. По одной из таких легенд Кирило Кожемяка, победив змея в единоборстве, впряг его в плуг и пропахал ним борону от востока до запада, обозначив границы земель русских. Бросил потом Кирило змия к морю, а сам возвратился в Киев — кожи мять. Пашут крестьяне на своих полях, а бороны не трогают — на память о Кириле оставляют. Такова легенда о рождении украинских Змиевых валов. Однако легенда — легендой, но как оно было на самом деле?

Общеизвестно, что валы — это сооружения оборонительного типа. Различают валы земляные и те, что строились из каменных глыб больших размеров (преимущественно в горных районах, или на прилегающих к ним территориях). На территории Украины, к слову, существуют лишь земляные валы.

Вообще то, системы фортификаций наряду с валами включали в себя еще и рвы. Как правило, ров располагался перед валом и нередко был заполнен водой. Однако рвы с водой на территории Украины не характерны. Они использовались лишь при укреплении оборонительных редутов больших городов. Очень часто валы строились не одиночно, а большими системами — в несколько линий или полос. Справедливо также будет заметить, что в Украине валы или системы валов представляют собой не сплошную защитную полосу, а фрагментарные укрепления, которые тянутся 12-30 километров, потом перерываются лесами или балками, — и снова возникают. Однако это не аксиома — подтверждением тому служат Змиевы валы Подолья, которые являются сплошными. Для украинских систем валов характерна глубокая эшелонированость. Например, от Киева к югу до реки Рось через каждые 10-20 километров мы встречаем очередную полосу валов.

В Украине по общей классификации валы территориально разделяют на одиннадцать групп:

Нижний Троянов вал — расположен на территории Бесарабии, тянется от поселка Затока к городу Белгород-Днестровский.

Верхний Троянов вал — начинается возле города Бендеры (Молдова) и тянется к реке Прут непрерывной линией, затем резко поворачивает и соединяет речку с дунайско-черноморскими лиманами Ялпуг, Кoтлабуг и Сасык.

Трояновы валы Поднестровья — система валов, которые находятся между городами Тернополь и Камянец-Подольский. Имеют прерывчатый характер. Состоят из двух эшелонов центральной цепи и хаотически разбросанных валов (отдельные из них находятся даже на Буковине).

Змиевы валы Волыни — обобщающее название огромного количества небольших за размерами и длиной валов, которые помещаются в четырехугольнике Львов-Луцк-Ровно-Тернополь.

Змиевы валы Подолья — название цельного вала, который тянется от среднего течения реки Буг к районам центральной Черкащины и небольшого количества меньших валов этого же района.

Змиевы валы Киевщины — наибольшая в Украине система укреплений на правом берегу Днепра, которая состоит из валов различной высоты и длины. Ей принадлежит первое место в Украине по общей протяжности.

Змиевы валы Переяслава — двоваловая система укреплений неподалеку от нынешнего города Переяслав-Хмельницкий Киевской области.

Змиевы валы Посулья — название широкого вала, который тянется по правому берегу реки Сула от ее устья к среднему течению и его ответвлений, которые доходят едва не к городу Сумы.

Змиевы валы Полтавщины — два перерывчатых вала, которые расположенные по правым берегам рек Ворскла и Хорол.

Змиевы валы Харьковщины — всего два мощных редута длиной 20 и 25 километров возле Харькова и Змиева соответственно.

Крымские валы — трирядовая система укреплений между Азовским и Черным морем на Керченском полуострове. Еще в средине первого тысячелетия до нашей эры Геродот писал, что для защиты от скифов местное население выкопало широкий ров и построило вал от Таврийских гор до Меотийского моря. Вал получил название Киммерийского.

Общепринято Змиевыми валами называть остатки валов по рекам Вить, Красная, Трубеж, Стугна и Рось. Эти валы сегодня достигают местами пятнадцати метров (какими же они были в старину?!) высоты и нескольких десятков километров в длину. Эти валы действительно наибольшие на территории Украины и сохранились в хорошем состоянии, но ведь и в других местностях валы носят название Змиевых.

На отдельных участках валы Украины носят и другие названия, характерные лишь конкретным местностям — Большой вал, Маленький, Черный, Атаманский, Половецкий, Окоп, Перейма, Турецкая плотина. Парадокс, но иногда один и тот же вал на одной участке имеет название Змиевого, а в другой части называется Трояновым.

На заре нашей эры оборонительные валы сооружали, в основном, римлянине — для укрепления гигантской приграничной линии лимеса (строительство велось более ста лет). В первом и втором столетиях были построены Задунайские и Зарейнские валы, которые пересекали всю Германию с юго-востока на северо-запад и получили название "немецкой границы", но в народе их и поныне зовут "чертовы стены". В первой половине второго столетия император Римской империи Адриан приказал построить оборонительную линию, чтобы защитить Британию от воинствующих шотландцев. Она пересекала всю Англию с востока на запад, представляя собой ров и стену высотой 6 метров с башнями через каждые 1,5 километра и имела длину 117 километров.

На территориях современных Румынии, Венгрии, Болгарии и Сербии в разные времена строились целые системы валов, часть которых получила название римских. Однако время их постройки доподлинно не установлено. Попытки отдельных исследователей приписать дело возведения сооружений этих районов лишь римлянам встречают возражения, поскольку системы подобных валов расположенны и за пределами бывшей Римской империи: в Восточной Европе. В разных частях Польши встречаются большие оборонительные валы и рвы. На юго-западе страны их называют "валами Храброго" или "Шленскими", на севере — "старыми окопами".

Очень известными сооружениями являются Трояновы валы Румынии. Укрепленная линия длиной около 60 километров пересекает перешеек между Дунаем и Черным морем возле городов Чорнавода и Констанца и состоит из трех валов — двух земляных и одного каменного. Высота валов ныне на разных участках колеблется от 3 до 6 метров. Два земляных вала находятся севернее, а южный, каменный вал, по разным оценкам является древнейшим. Вдобавок, к югу от него находится ров, который свидетельствует о том, что эти валы строили не римляне, а некто строил от римлян, и от римлян ли вообще?

Ряд исследователей пытается приписать авторство построения Трояновых валов римскому императору Траяну (53-117 гг.), который вел многочисленные войны на восточных границах Римской империи, присоединяя новые и укрепляя границы старых провинций на территориях современных Болгарии, Румынии и Венгрии, от имени которого, как бы, и произошло название "Трояновы валы".

Однако у этой теории есть целый ряд возражений:

В вопросе о Румынских Трояновых валах можно сказать, что они были возведены задолго до времен властвования на этих территориях римлян, хотя и не исключается, что они были перестроены и отреставрированы именно во времена императора Траяна.

Ряд валов, которые носят имени императора Траяна находятся далеко за пределами Римской империи.

Нет твердой уверенности в правильном названии валов. Так, Большая Советская Энциклопедия называет их "Трояновы", но далее говорит, что вернее было бы называть их "Траяновы".

Далеко за пределами Римской империи — в современной Украине (в Житомирской, Луцкой, Николаевской, Полтавской, Ривненской, Хмельницкой и других областях) существуют села и поселки с названиями: Троян, Троянка, Трояновка, Трояново. Лишь в Украине таких сел около двадцати.

Более того, в Болгарии, которая в древности была частью Римской империи, и где бывал сам император Траян, есть Троянов перевал и город Троян, в названиях которых буква "о" звучит чрезвычайно четко.

Во многих древнерусских источниках Троян выступает как символ божества архаического периода древнего язычества. Действительно, в древнеславянской мифологи существовало божество, которое входило в сонм славянских богов вместе с Велесом, Перуном, Дием и носило имя Трояка, Трояна или Триглава. Вполне справедливо, что поклонение ему существовало только на очень ранних этапах славянского язычества, поскольку сведений о нем дошло к нам значительно меньшее, чем о других божествах: Святовите, Яровите, Белбоге, Хорсе и т.д. Известно лишь, что Трояна древние почитатели изображали в виде идола с тремя головами на одном туловище. Это был бог-всадник, воин; атрибутами его святилища служили меч и вороной конь, который, как и белый конь бога Святовита (к слову, Святовита изображали с четырьмя головами), считался вещим. Эти и ряд других фактов о боге Трояне дают нам возможность предположить, что Троян по его божественным функциям был ратным богом, представителем мужества и силы, защитником народа.

Подобные божества существовали и у других народов: тот же Марс в римской мифологии. Определенную аналогию названию "Трояновы валы" можно увидеть и в названии "Марсово поле" в Риме. Сооружения, построенные во времена Траяна, получили его имя, а созвучность названий Троян-Траян привело к тому, что все валы в юго-западной части Украины, Молдовы и на востоке Румынии стали носить название Траяновых.

Змиевы валы — легендарное название или харизматическая легенда?

Многовековая борьба наших давних предков-земледельцев с царскими скифами, кочевым ираноязычным народом, выгравированна полусказочным сюжетом в четвертом томе Геродотовой "Истории". И не даром для наших предков-земледельцев во все времена образ страшного Змия представлял из себя ассоциацию не менее страшного поработителя.

Изображение змеи отображало древнейший культ скифов. Змееногая богиня, полуженщина-полузмея — мать скифа, мать скифского племени, — часто изображалась на щитах, колчанах и других вооружениях скифов и сбруи их коней. Ариан, выдающийся греческий историк, писатель и географ, который жил в начале второго века нашей эры, писал, что воинские эмблемы скифов представляли собой макеты змей и драконов, будучи изготовленными из кусочков цветных тканей и водруженными на высокие жерди. Двигаясь, эти макеты надувались ветром и извивались, словно живые существа, при этом издавая ужасный свист.

Для племен земледельцев народ со звериным стилем украшений, драконами, грифонами, змеями, змеевидными богинями и т.д. был только змеиным народом и образно изображался Змием, требующим дани и жертв.

Для защиты от агрессивных соседей этому народу пришлось сооружать многокилометровые валы, которые были не только оборонительными сооружениями, но и условной границей своих земель и земель народа-змея.

Помнит о тех временах и город Змиев Харьковской области. Археологами доказано, что в начале VII века нашей эры на месте современного Змиева существовала каменная крепость (она была не единственной, которые существовали в то время — еще были Салтовская, Чугуевская и Мохнацкая). Построены они были на месте давних городищ, огражденных валами и рвами. Но были ли эти городища скифскими, служили ли защитой от них? На этот вопрос смогут ответить лишь всесторонние и тщательные исследования и раскопки.

Кто же построил украинские валы?

Авторство строительства Змиевых валов некоторыми исследователями приписывается Владимиру Великому, князю Киевскому, однако, скорее всего, строителями этих валов можно назвать всех представителей династии Рюриковичей, — начиная с Владимира Великого.

Aргументируя данную версию, авторы и сторонники ее выходят из следующих утверждений:

Змиевы валы — титанические сооружения общей протяжностью более 1500 километров! Чтобы их построить, необходимым было использование работы сотен тысяч людей на протяжении десятилетий, а это было по силам лишь такому могущественному и централизованному государству, которым была Киевская Русь в ранней и средней стадии своей государственнической эволюции.

При проведении археологических исследований в земляных слоях валов были найдены многочисленные фрагментарные останки предметов, датированных при анализе X-XII веками нашей эры.

Киевская летопись повествует, что князь Владимир, обороняясь от кочевников, приказал строить города вдоль границ своего государства (довольно таки недалеко от Киева, следует заметить).

Упоминание об укреплении границ Киевской земли сохранилось в письме католического миссионера Брунона к немецкому императору Генриху II (1008 год). В нем Брунон изображает сцену прощания с князем Владимиром на границе Киевского княжества. Попрощались они возле ворот вала, которым, по словам миссионера, Владимир огородил свои земли.

Утверждения весомые, им легко противопоставить и контраргументы. Конечно, теория очень хорошо аргументирована и заслуживает на пристальное на внимание, однако:

Киевская летопись при изображении событий 980, 1093, 1095, 1146, 1151, 1169, 1223 лет много раз упоминает о рвах и валах. Но ведь как!?.. Валы указываются лишь как ориентиры местностей, где происходили описываемые в летописи события. Но ни одного слова не сказано ни о времени их построения, ни об использовании их как защитных сооружений по назначению!

В фундаментах валов археологи неоднократно находили уголь, попавший туда во время их строительства. Результаты анализов показали, что возраст находок очень солидный и определяется для разных находок от 1200 до 2100 лет!!! Иными словами, исследованные валы строились в период со II века до нашей эры по VII век после Рождества Христова, — задолго к возникновения Киевского государства.

Змиевы валы — гигантские сооружения, длина которых лишь в Киевской области составляет 800 километров. Возможно, и не вызывает сомнений то, что часть валов в Киевской области была построена киевскими князьями, однако принадлежность валов в других частях Украины к более давним эпохам можно доказать даже документально.

Примером тому служат валы, расположенные в центре нынешней Харьковской области — между верховьями рек Коломак (приток Ворсклы) и Мож (приток Сиверского Донца). Эти валы пересекают так называемый Муравский путь — древнейший путь из Крыма в Московское царство, который проходил по гребню водораздела речных систем Днепра и Дона.

Эти валы настолько стали частью данной местности, что при заселении Слобожанщины в середине XVII века населенные пункты, построенные непосредственно рядом с валами, получили типичные названия: Валки, Старые Валки, Перекоп, хутор Валковый...

Истории было угодно сохранить в своих архивах довольно интересный документ: челобитную белгородского воеводы Афанасия Тургенева к московскому царю Михаилу Федоровичу от 1636 года, в которой говорится, что на Муравском пути есть некий "татарский перелаз" возле валок. А местность безлюдная, и леса густые со степями широкими; а ближайшим городом является литовская Плотава (современная Полтава) за 50 верст. И другого пути, кроме как через тот перелаз в Крым нет. Из приведенных строк можно легко догадаться что валы были построены задолго до описываемого периода — задолго до татаро-монгольського нашествия.

За времена Киевской Руси такое широкомасштабное строительство вестись не могло. Святослав Игоревич (957-972 года) и Владимир Святославич (980-1015) бились с печенегами буквально на окраинах Киева. Походы Владимира Мономаха (1053-1125) и его сына Ярополка (1082-1139), а потом и Игоря Святославича (1151-1202) к Дону считались походами вглубь половецких земель. По смерти Владимира Мономаха распри между князьями усугубились, и в столетний период до Батыевого нашествия на киевском престоле побывали большее сорока князей.

В те сложные для Руси времена Змиевы валы, расположенные далеко от основных княжеских центров (Киева, Переяслава, Чернигова), не могли строиться, поскольку ослабленная раздорами и половецкими набегами государство не имело достаточных ресурсов для проведения строительства такого уровня. После таких раздумий прийти к единому выводу очень тяжело, если не сказать, что почти невозможно.

Происхождение многочисленных земляных оборонительных сооружений — вопрос крайне важный, хотя и не однозначный. Однозначным выглядит лишь то, что эпоха создания украинских валов — седая древность, куда, возможно, сможет докопаться лишь "лопата истории" — археология. Не исключено и то, что, возможно, украинские валы помнят даже эпоху создания загадочных мегалитических сооружений наподобие британского Стоунхенджа. А то, что отдельные оборонительные сооружения строились в более поздний исторический период ни в коем случае не противоречит положению о древности отдельных валов, а даже, с определенной точки зрения, и подтверждает это. Вспомните хотя бы ту же Трою, с ее культурными слоями, где города с совсем разным населением строились буквально один поверх другого.

Безусловным выглядит одно — отнести построение всех украинских валов к периоду Киевской Руси было бы большим риском. Ведь если строительство почти каждого, пусть даже небольшого, храма отображено в летописях, то как же создание этих гигантских сооружений прошло незамеченным?

Заняться исследованием украинских валов, безусловно, давно уже пора, — пока еще не поздно. Мы можем и должны обратить внимание на бесценную и практически еще не исследованную реликвию истории, археологии и архитектуры нашего государства: пока антропогенная деятельность еще окончательно не привела к тому, что борона трактора разровняла последний украинский земляной вал.

Поиск

Журнал Родноверие