Выступление на Форуме интеллигенции по теме культурной политики, который организовало реготделение партии «Родина».

Традиционная культура играет весьма существенную роль в жизни общества, поскольку именно она является инструментом консолидации народа, сохраняя нравственные ценности в целом, гармоничное взаимодействие с природой, институт семьи, толерантность к другим народам и обычаям. Но вот вопрос: осталась ли она, традиционная культура, и в какой мере является инструментом консолидации в наши дни?

Под традиционной культурой мы понимаем свод норм, обычаев, правил, духовных и материальных ценностей и механизмов их трансмиссии, которые веками складывались в низовой среде общества — у простого народа, передавались из поколения в поколение. В основном нормы и правила складывались у крестьянства и через миграцию в города транслировались и укреплялись, конечно, уже в трансформированном виде в городах.

Но сейчас роль традиционной культуры в обществе существенно ослабла, потому что истончается ее слой. И как можно говорить о сохранении традиционной культуры вообще, если угасает жизнь в селах, а некоторые села вообще исчезают. Например, в селе Махровка Борисоглебского района Воронежской области перед Великой Отечественной войной было почти 30 тыс. жителей, а в 2010 году — чуть больше 500!!! В Богучарском, Калачеевском районах ставят памятники исчезнувшим населенным пунктам: здесь были села и хутора такие-то. Отсутствие работы в селе, закрытие школ, магазинов, клубов, почты — результат урбанизации, глобализации, стремительного развития новых технологий, приоритета капиталистических отношений в обществе. И вот уже на первый план выступают новые ценности для человека: крайний прагматизм в отношениях, личная успешность определяется не столько реальными достижениями, сколько количеством заработанных денег, да и личная власть нужна только для их получения.

А между тем именно традиционная культура со своим так называемым обычным (то есть неписаным) правом может и должна быть национальной идеей воспитания подрастающего поколения. Таких как: семья, соборность, общинность, вера, уважение к старшим, уважение к труду, любовь к Родине, знание и уважение своих традиций.

Перечисленные качества личности раньше прививались в семье, благодаря чему сохранялась коллективная народная память. Не надо говорить, как негативно исказился в современном мире институт семьи. Ни государство, ни даже религия с задачей сохранения традиционных ценностей справиться не могут. У государства нет механизмов воспитания — массовых и авторитетных общественных организаций, у религии их тоже нет — сказывается атеистическое прошлое. Мало того, борясь с религиозными обычаями, праздниками, запрещали и народные, поскольку они были неразрывно слиты.

Похоже, что единственный способ возрождения традиционных ценностей — система образования: общего, дополнительного, среднего, высшего. И на каждой ступени образования надо находить способы приобщения к традиционной культуре, а значит — и воспитания молодежи через традиционную культуру. Все другие варианты будут восприниматься молодым поколением как идеологическое давление государства, доверие к которому, кстати, потеряно.

В любой образовательной программе должен быть курс «Культура моего народа» или дисциплина «Краеведение». Во многих регионах так и делается. Создаются школьные учебники по краеведению, лично я готовила главу для такого учебника «Народные обряды», он уже трижды переиздавался! Теперь мы все понимаем, как важно иметь такой курс. 25 лет назад на Украине написали в школьных учебниках, что русские и украинцы — не родственные народы. К чему все привело сегодня — мы видим.

Традиционная культура — причем именно местная — может вкраплениями входить в другие школьные предметы, например, физкультуру (народные игры), литературу (устное творчество), русский язык (диалектные проявления), пение (народные песни), историю (народные обряды), географию (местные топонимы и гидронимы), труд (некоторые ремесла). Соответствующие знания учителя могут получить от этномузыкологов через курсы повышения квалификации. По крайней мере на региональном уровне так можно и нужно делать!

Программы подготовки специалистов в области фольклора в настоящее время есть на всех уровнях: начальном (детские школы искусств), среднем специальном (колледжи), высшем (вузы). Такие специалисты прежде всего — выпускники вузов, обучающиеся по направлению «Этномузыкология», «Народная художественная культура», есть энтузиасты и среди выпускников по специальности «Народное сольное и хоровое пение». К сожалению, их крайне мало, хотя востребованность велика.

В больших городах наблюдается взрыв интереса к фольклору, фольклорные ансамбли растут как грибы после дождя! Много появляется хороших ансамблей, которые несут высокую народную исполнительскую культуру, не искажая и не опошляя ее.

Хуже обстоит дело в сельской местности. Там не осталось энтузиастов, там нет специалистов. Мало того, для тех, кто остался в селе, эталоном традиционной культуры является стилизованный ансамбль народной песни, который выступает в придуманных некомпетентным дизайнером кокошниках и расшитых блестками сарафанах под караоке. И непонятно, кто им скажет, что в их селе была некогда уникальная песенная традиция? Проблему не решить никаким энтузиастам без поддержки со стороны органов местного самоуправления и учреждений культуры. Так что проводить курсы и разъяснительную работу надо сначала с ними. Вот, например, в селе Оськино Хохольского района Воронежской области благодаря непрестанному вниманию со стороны кафедры этномузыкологии Воронежского государственного института искусств до сих пор проводится обряд «Вождение русалки».

Один из способов поддержки традиционной культуры в селе нашли, например, в Белгородской области: там бабушки, которые поют в ансамблях, получают деньги!

Нельзя не признать, что подавляющее большинство коллективов в сельских домах культуры — ансамбли или хоры народной песни, исполняющие обработки и авторскую музыку. Они работают по другим законам — законам искусства. И пусть существуют вместе со своими подражателями в среде народной художественной самодеятельности. Но традиционная музыка должна жить и постоянно звучать, так же как и традиционный костюм должен присутствовать хотя бы на праздниках, народные ремесла и искусство — возрождаться, иначе мы рискуем потерять коллективную память о прошлом.

Сегодня проводится много фольклорных фестивалей, но так ли эффективно пропагандируют они традиционную культуру? Помимо несомненно положительного результата в фольклорном фестивальном движении наблюдается две крайне негативные и противоположные формы: либо междусобойчики, либо обычное массовое шоу, в котором традиционную культуру не пропагандируют, а используют.

Надо добиваться, чтобы пропаганда и возрождение традиционных ценностей осуществлялись также через средства массовой коммуникации: журналы, Интернет, телевидение. Телевидение надо завоевывать. На всероссийском уровне нам задачу не решить. Например, сколько ни писали, а «Мировую деревню» на телеканале «Россия» Сергея Старостина закрыли и возвращать не собираются, но на местном телевидении бороться хотя бы за десять минут в неделю — можно! Использовать любой повод: репортаж с праздника, интервью, юбилейные и праздничные даты.

Если мы не будем пропагандировать традиционную культуру среди чиновников, управленцев, учителей и всех, кто культурой управляет, — и восполнять каким-то образом то, что сегодня наши дети не получают из семьи, мы столкнемся с проблемой стихийного протеста против современной культуры в форме обращения в неоязычество. За последние пять лет движение выросло в опасную и дикую силу.

Неоязычество стало очень агрессивным, завоевательным. Язычники так умело используют все, что наработано фольклорными ансамблями (видео, аудио, фото), в декоративно-прикладном творчестве, в фестивальном движении, что их трудно распознать с первого взгляда. Истинная традиция перемешана с новой мифологией, с неумелой и ненужной реконструкцией давно исчезнувших обрядов, в конечном итоге оказывается, что язычники пропагандируют новую идеологию: «Назад, в прошлое».

Если традиционная культура — национальные маркеры, система духовных ценностей и средства их воспитания, работающие на консолидацию, то неоязычество — идеологическая система, порождающая обособление и разъединение общества. Боюсь, что мы недооцениваем опасность явления.

Традиционная культура — не мода, не идеология, не развлечение, а основа и стержень положительного национального образа, этнической самоидентификации, в ней — огромный воспитательный потенциал, порождающий любовь и заботу о своей Родине. Мы обязаны его использовать!

Поиск

Журнал Родноверие