Житель ст. Березанской Михаил Иванович Яценко рассказывает о своей малой Родине.

Свидовец древний

В Черниговской области археология за пределы городской черты областного центра почти не вышла. Насколько мне известно, в области исследуется то, что либо лежит на поверхности (городища), либо вылезло на поверхность (кости мамонта). И то через пень-колоду. Ни один курган не раскопан. Поэтому в дальнейших рассуждениях буду использовать сведения, полученные при раскопках курганов в Киевской и Полтавской области. Почему это необходимо? Потому что на территории Свидовца их (курганов) множество. Причем некоторые, такие как Трехмогил и Перевязиста, восхищают своей архитектурой и размерами. Это сооружения сакральные.

Трехмогил – ансамбль из трех смыкающихся курганов, ориентированных в линию с востока на запад. Перевязиста – двухглавый курган циклопических размеров. Археологи такие курганы называют царскими. Дух захватывает от предположений, что может быть в нем сокрыто. Думаю, что двуглавая форма кургана – не результат попытки его разграбления (в чем меня убеждают краснодарские археологи), а дизайн его архитекторов. Разграбленным был курган Пацюра. На его вершине зияла яма, кратер – явное дело рук грабителей. На Перевязистой этого нет.

Перевязисту просто жалко раскапывать, как, может быть, жалко разрушать красивый старинный замок. Есть примерно такой же курган в Англии. И по нему англичане приняли специальное решение – не копать. А оставить потомкам. До появления совершенных технологий неразрушающих исследований. Уверен, что Перевязиста – главная достопримечательность села Свидовец.

Несколько курганов разрушены в советские времена. По рассказу Кунай А.П. (а ему, в свою очередь, рассказывал Матяш Ф.И.), один из них находился в Однолычке, в огороде Е.Чубенко. Сейчас там огромная яма. При отсыпке ул. Горового в 30-е годы XX века с него стали брать землю. И наткнулись на кладбище. (Кладбище закрыто в 1860—ые годы. Дата его открытия неизвестна.)

Оказалось, могилы древнего кладбища покрывали не только курган, но и прилегающие земли. Когда курган срыли, то чтобы не тревожить лишних могил, а грунт был еще нужен, стали зарываться глубже. И встает деликатный вопрос – докопали до «хозяина» (то есть до захоронения, ради которого курган и был насыпан) или нет? Вопрос очень интересный для науки. Также следует помнить, что вокруг того места до сих пор находятся могилы древних жителей села. Есть подозрение, что при отсыпке ул. Горового пострадал не только курган в Однолычке.

В одной из раскопанных могил рабочие нашли стеклянный шкалик с какой-то прозрачной жидкостью.

Из любопытства шкалик открыли и по запаху определили, что в нем, вроде бы, водка. Но только – вроде бы. Вроде водка, а если отрава? Нашелся страждущий охотник из рабочих, готовый рискнуть своим здоровьем ради науки. И, трижды перекрестясь, шкалик выпил. Замер, задержав дыхания, затем смачно крякнул и выдохнул:

– Водка!

До конца дня остальные рабочие внимательно наблюдали за его поведением? И убедились, что выпитое отрицательно на здоровье героя не сказалось абсолютно. Не только не стошнило, но даже в животе не заурчало.

Любопытно, что другая раскопанная могила принадлежала женщине с заплетенной косой соломенного цвета. От прикосновения коса рассыпалась в прах. И остаются нетронутыми другие могилы вокруг кургана.

Не идет у меня из головы эта коса соломенного цвета.

В 1648 году антиохийский патриарх Макарий ехал к московскому царю за пожертвованиями. В свите сопровождения находился один любознательный парень. Это был Павел Алеппский, сын патриарха. Павел подробно описывал весь маршрут следования группы от Молдавии через Киев, Прылуки и до самой Москвы. Очень интересно читать его записи. В частности, проезжая по территории державы Хмельницкого, он пишет, что «…видел в доме каждого человека по 10 и более детей с белыми волосами на голове». То есть, такого же цвета, как и соломенная коса из захоронения.

Поскольку история Свидовца насчитывает не одну сотню лет, значит, на его территории есть масса захоронений. Есть в селе место, которое в качестве кладбища использовалось столетиями. Если учесть, что кладбища располагались на возвышенностях, то, на мой взгляд, место это находится в районе Пятихаток. Точнее, от огорода Варухи до стадиона и дальше до Е.Чубенко

Еще один курган, Пацюра, срыт при строительстве агрокомплекса. Несколько, которые пониже, исчезли в результате распашки. Недалеко от Пацюры до начала 60-х годов стоял ветряк Прысь Антона. Он тоже стоял на небольшой возвышенности. Возможно, то были остатки скифского кургана.

После отмены крепостного права и земельной реформы 1861 года, возник рынок земли. Землю стали продавать многие помещики, в том числе В.А. Мусин-Пушкин, П.П. Катеринич, М.Н. Кочубей. Земли продавалось много. Но далеко не каждый покупатель (а это были, как правило, просто зажиточные крестьяне) мог ее много купить. Покупали, в основном, по 10-30 десятин. А после приобретения земли они переезжали туда на постоянное место жительства. А вскоре такую практику одобрило и правительство П.А.Столыпина. Таким образом, все украинские поля на начало 20-го века оказались густо заселенными.

В том числе и урочище Бараниха у Свидовца. Там жили Антон Прысь, Петр Кунай и многие другие свидовляне. В 1939 году Сталин велел всем сселиться в компактно расположенные населенные пункты. Бараниху велено было пореселить в Свидовец, за железную дорогу. Поскольку переселяться нужно было обязательно за железную дорогу, то Антон Прысь так и сделал: поселился, едва переступив это самую железную дорогу. Чем позже хозяин переселялся, тем дальше от железной дороги ему доставался участок. Например, Петр Васильевич Кунай умудрился продержаться в Баранихе до 1940 г. И ему достался участок почти в центре Свидовца.

То, что на сравнительно небольшой площади расположены не один десяток курганов говорит о том, что на момент их отсыпки свидовецкая земля была заселена. Причем, длительное время. Потому что временнЫе интервалы между строительством курганов исчислялись многими десятками, а то и сотнями лет. Курган не строился для абы кого, а только для выдающихся героев, которые не рождались каждый год. Он не строился временщиками. Общество, где возникали курганы, отличалось достаточно высокой социальной организацией. Что-то вроде государства.

(Недавно англичане установили, что, обнаруженная у них цивилизация «колоколовидных кубков», возрастом 4.5 тыс. лет, пришла к ним с территории современной южной Украины.)

Теперь подумаем, кто бы мог организовать их строительство на свидовецкой территории. Самые древние курганы, раскопанные в южной Украине и Кубани, имеют возраст 4 –4, 5 тысяч лет. Но на Черниговщине в то время росли дремучие леса пополам с водой. В таких условиях строить курганы невозможно. В начале I тысячелетия до н.э. в Причерноморье появились киммерийцы. Но даже при них Черниговщина не просохла еще настолько, чтобы здесь можно было кочевать (киммерийцы были кочевниками). Не случайно их захватнические устремления были направлены в противоположную сторону – в Закавказье. Картина стала меняться только к середине 1-го тысячелетия до н.э. Лесостепь подступила к границам Черниговщины. К этому времени в северном Причерноморье господствовали скифы. Многие историки считают, что практика возведения курганов достигла наивысшего расцвета при скифах. Все последующие обитатели Причерноморья – сарматы, готы, гунны и др. для своих захоронений использовали, в основном, уже готовые скифские курганы. То есть, до скифов на Черниговщине курганы нельзя было строить по природно-климатическим причинам, а после скифов строить было уже некому. Таким образом, свидовецкие курганы-могильники, по всей вероятности, насыпаны в скифские времена во второй половине I тысячелетия до н.э. Поскольку при жизни покойник был человеком значительным, вместе с ним в могилу обязательно помещали предметы домашнего обихода, ценности, оружие, лошадей, наложниц. (Как тут не пожалеть, что со сносом Пацюры навсегда утеряно место, где курган располагался). Покойника, ради которого курган насыпался, археологи называют «хозяин», потому что с годами в курган другие народы подзахоранивали и своих героев. Предшественники скифов киммерийцы тоже строили курганы, но не здесь, а в южных степях. Они, если и посещали наши широты, то только для захвата рабов. Возможно, то племя, которое скифы застали на месте Свидовца, выбрало себе тут место жительства именно с учетом противостояния киммерийцам. А место действительно замечательное. С трех сторон село окружено болотом. Болото, в форме подковы, обращенной глухой стороной на юг, на протяжении многих веков надежно защищало село от нападений южных кочевников. Причем, это сейчас оно болото, а в те времена там было не болото вовсе, а достаточно широкое и глубокое озеро, выдавленное ледником в мягких свидовецких грунтах. ( Даже в начале 20-го века от Лахновщины до Супоя можно было проплыть на лодке.)

Внутри и вокруг природной подковы наверняка был лес. Очень может быть, что «гайок» — это остаток того реликтового киммерийского леса 3-хтысячелетней давности. (Хотя я больше склоняюсь к версии о его искусственном происхождении. Во всяком случае, по состоянию на середину 20-го века.) Характерно, что свидовецкая подкова, именно в силу своего выгодного географического положения, являлась привлекательной для жительства и, на протяжении всей своей истории, была заселена. Скифы пришли в северное Причерноморье на рубеже 6-7 в. до н.э. Они пришли не как бездумные завоеватели-убийцы. Они просто подчинили себе местные племена и заставили их на себя работать. Этот, хорошо организованный, кочевой народ жил, в свое время, рядом с Китаем, имел представление о государстве и в эволюционном плане стоял на ступеньку выше, чем причерноморские племена. Как назывался народ, живший в наших черниговских «палестинах» во времена скифов, в греческих источниках нет данных. Очень приблизительно пишут о нем греки. То ли из-за отдаленности района, то ли из-за пассивности самого народа. В любом случае, греки могли что-то знать о нем только со слов скифов.). Именно просвещенность скифов позволила им в течение шести веков господствовать не только в Северном Причерноморье, но и распространить свое влияние далеко на север. Известно, что, начиная с 6 в. до н. э., скифы вели интенсивную торговлю с греческими черноморскими колониями и в числе товаров, которые скифы продавали грекам, был хлеб. Это очень важный момент. Откуда у скифов мог взяться хлеб, если они вели кочевой образ жизни? Да, были и скифы-земледельцы, но ведь хлеба требовалось очень много. Его скифам выращивали местные покоренные племена. Экспансия скифов на север достигла черниговских широт. То есть, до северной границы лесостепи. Они подчинили себе племена всех земель, где можно было выращивать хлеб. В том числе и то племя, которое обитало на месте Свидовца. Скифы были рациональными завоевателями. И местное население на завоеванных землях никуда не делось. Оно подчинилось скифам. И во многом себе на пользу. Во всяком случае, в такую глушь, как черниговские широты, искусство земледелия принесли скифы. И заставили на себя работать местные племена. Недаром в раскопанных захоронениях, ближайших к Черниговщине, четко прослеживаются две культуры. Одна – земледельцы. Другая – их покорители. Одни (местные племена) хлеб выращивали, другие (скифы) были у хлеборобов надсмотрщиками. Если учесть, что история взаимоотношений скифов с эллинами началась в 6 в. до н.э., то скифы с местными покоренными племенами жили бок о бок около 400 лет, пока их во 2 в. до н.э. не потеснили сарматы. «Потеснили» — это исторический термин, применяемый для характеристики периода смены двух народов в северном Причерноморье — скифов сарматами. Я тоже, думаю, что скифы никуда не «потеснились», а за 400 лет настолько перемешались с местным населением, что в чистом виде их уже просто не существовало. Образовался новый этногенез. Наверняка в его образовании огромную роль сыграли скифы за счет ассимиляции с местными племенами. Ведь не случайно скифов после «потеснения» сарматами нигде не оказалось. Ни на Балканах, ни в Малой Азии, ни в западной Европе. Сарматам уже никого не надо было «теснить». Они пришли и просто покорили местное население. Сарматы были народом, родственным скифам, но менее цивилизованным. В течение своей истории они просто проедали то, что наработали скифы. И материальную и духовную культуру. Они не развивали экономику покоренных земель. Но, интенсивно включившись в торговлю с греческими колониями хлебом и рабами, довольно быстро поставили на колени местное земледелие и опустошили земли. И уж, конечно, строить курганы в Свидовце они никак не могли. Потому что тут они бывали только набегами. Сарматы тоже растворились в местном этносе, окончательно сформировав славян, как народность. И Прокопий Кессарийский и наш М.Ломоносов, во всяком случае, производят славян именно от сарматов.

В официальной истории нет консолидированной версии о происхождении славян. Вроде, как они с неба свалились. Наши историки, почему-то, стыдливо обходят эту тему. Но неисторики, о происхождении славян, высказываются регулярно. Например, в одном детективе братьев Вайнеров я прочитал фразу «…Многие поколения моих предков были пастухами и скотоводами — кочевниками…». Вайнеры, как люди просвещенные и очень мыслящие, понимали, что ни с какого неба они не свалились, а вышли из древних степных кочевников, которые легко «доставали» аж до Польши. Недаром Гитлер однажды высказался: «В Польше уже начинается Азия»!

То есть, мое предположение о том, что в формировании славянского этноса участвовали все племена когда-либо обитавшие на территории Великой Степи народы, не такая уж новость.

Сарматов в северном Причерноморье сменили готы. Тоже разбойники еще те. И хоть обитали они в теплых южных степях, но к северной Черниговщине за рабами наведывались частенько. Тут наших очень выручала свидовецкая география. Заметив опасность, люди или готовились к бою, или прыгали в лодки и отгребали на середину озера (теперь болота). Традиционно, все набеги происходили с юга. И в подавляющем ряде случаев выручала «свидовецкая подкова».

В свое время Киященко М.А. собрал коллекцию из трех каменных топоров. Два из них найдены на территории села.

Это говорит о том, что свидовецкая подкова была заселена давно и, главное, длительно. Я видел те топоры. Примерно одного размера, один изготовлен из черного гранита, другой — из песчаника и третий — из какого-то слоеного минерала, похожего на роговую кость животного. Наверняка все те топоры привозные. Не местного происхождения. Уже хотя бы потому, что никаких залежей камня на свидовецких землях нет (что очень жаль). В каждом из тех топоров было просверлено круглое отверстие для топорища. Именно эти отверстия меня очень смущают, заставляя усомниться в том, что теми изделиями действительно пользовались как топорами. Например, в гранитном топоре диаметр отверстия около 15 мм. Попробуйте подобрать к такому топору топорище. И что с ним будет после первого же сильного удара. Оно просто сломается. А после несильного удара, из-за того что отверстие круглое, топор каждый раз будет проворачиваться на ручке. То есть, не использовались те топоры по прямому назначению. Возможно, то и не топоры вовсе. И потом. Сверлить гранит, да еще и точно, нелегко даже в современных условиях. А тогда? Но в мировой истории была цивилизация, которая владела такой технологией и обрабатывала камни с удивительной легкостью (и не только обрабатывала, но и перемещала глыбы весом в сотни тонн). Причем мировая цивилизация. Следы ее найдены в Мексике, Египте, на Кавказе, в Хакассии, в Англии. Ее возраст, примерно 4,5 тысяч лет. Если наши топоры сделаны в те времена, то об их назначении мы можем только предполагать. Мы еще очень мало знаем о той цивилизации. Но некоторые выводы сделать можем. А именно. Наверняка найдены не все топоры. Не может такого быть, чтобы в Свидовец завезли только три топора и они все оказались в руках Киященко М.А. Такого не бывает. Наверняка хранит свидовецкая земля в себе еще их много. Какое-то применение им было в древнем Свидовце найдено, а значит, привозили их сюда на продажу или обмен. Значит, жило тогда в Свидовце общество, развитое настолько, что практиковало товарообмен. Что-то привлекало сюда заморских купцов с их заморскими товарами-топорами.

К сожалению, Михаил Андреевич умер в больнице и не успел распорядиться судьбой тех топоров. А после смерти в его дом проникли воры и похитили и топоры и коллекцию старинных монет, которую он собирал всю жизнь.

Поиск

Журнал Родноверие