Из более чем 1300-летней истории Чернигова как минимум 300 лет пришлось на дохристианскую эпоху, когда наши предки славяне-северяне поклонялись силам природы и олицетворявшим их языческим божествам. Само собой разумеется, в Чернигове существовали языческие святилища. Только вот где они находились и каким именно богам молились наши предки?

Свято место пусто не бывает

Надежным ориентиром при поиске мест языческих капищ Чернигова могут служить… древние черниговские храмы! Ведь зачастую их возводили как раз на местах бывших дохристианских святилищ. Во-первых, святые места, или как сейчас принято говорить, «места силы», т. е. места с особо сильной энергетикой, были теми же самыми и для язычников, и для христиан. А во-вторых, вчерашним идолопоклонникам так было легче приспособиться к новому культу. Привыкнув ходить на капище и поклоняться своим кумирам, они впоследствии приходили вновь на это же святое для них место, но уже в христианский храм. А поскольку главным храмом Чернигова и всего обширного Черниговского княжества был Спасо-Преображенский собор, построенный в ХІ столетии первым черниговским князем Мстиславом Владимировичем, естественно предположить, что и главное черниговское дохристианское святилище находилось где-то поблизости от места закладки будущего храма.

Спасо-Преображенский собор

Косвенным подтверждением этому может служить наличие в интерьере Спасского собора 4-х колон из белого мрамора, на которые опирались хоры. Потрескавшиеся и обуглившиеся после пожара 1750 г. колонны в конце ХVIII в. обложили кирпичной кладкой, а в нач. ХІХ в. оформили под розовый мрамор. Уже в наше время верхняя часть одной из колон была раскрыта для того, чтобы можно было увидеть, как колонны выглядели изначально. Согласно одной из версий, эти мраморные колонны еще до постройки Спасского храма являлись опорами языческого святилища, которое располагалось на месте будущего храма.

Беломраморная колонна собора

Как считает археолог Ю. Шевченко, оно выглядело следующим образом — деревянные языческие идолы прикрывала от дождей и зимней непогоды сень на четырех мраморных столбах-колоннах. Вокруг этого капища, — как, собственно, и назывался четырехстолбовой навес, — располагались постоянно поддерживаемые костры; огни окружали святилище, как лепестки центр цветка. В пользу версии существования капища на месте Спасского собора свидетельствует также масса вышлифованных фрагментов колонн и большое количество мраморной изработки, обнаруженных во время раскопок на территории храма и за пределами его стен. Значит, мраморные столбы колонн обкалывали из блоков и шлифовали здесь, на месте, задолго до возведения стен храма, и не исключено, что именно для святилища, предшествовавшего собору. Также были найдены участки сильно прокаленного материкового суглинка — такой след длительно поддерживаемого огня подтверждает наличие на данном месте кумирни. Таким образом, главный храм Чернигова и всего княжества был выстроен на традиционно почитаемом месте.
Во время же возведения оного принадлежавшие дохристианскому святилищу колонны могли по распоряжению князя или по его заказу использовать в интерьере храма. И не только с какой-либо эстетической или конструктивной целью. Прежде всего, этим утверждалась идея превосходства новой религии по отношению к старой. Кроме того, черниговцы-бывшие язычники, заходя в собор, видели до боли знакомые им по капищу колонны и, таким образом, воспринимали пространство собора как свое, родное, давно освоенное, что способствовало более легкому их переходу в христианство.

Вообще же, наличие на территории черниговского Детинца языческого капища не вызывает сомнений. Даже само название «детинец», возможно, связано с «дедами» — старейшинами града, которые собирались там для решения различных вопросов. Вот только какому языческому божеству было посвящено это главное городское святилище?

Перун, Хорс или Радогощ?

В 1701 г. во время проведения земляных работ при строительстве черниговского Коллегиума глубоко под землей был обнаружен «серебряный идол» – надо полагать, скульптурное изображение языческого бога.

Черниговский Коллегиум

Судя по всему, христианство на наших землях насаждалось князем Владимиром в конце Х века огнем и мечем. Черниговские язычники при подходе к городу великокняжеских войск успели спрятать под землю своего кумира в надежде скоро его откопать и вновь установить на своем святилище. Но христианство прижилось, и этому идолу пришлось пролежать в земле более 700 лет, прежде чем его случайно нашли во время рытья траншей под фундаменты звонницы Коллегиума. И если бы эта скульптура сохранилась до наших дней, она, без преувеличения, стала бы памятником мирового значения, поскольку науке сейчас подобные изделия почти не известны. И хотя этому не суждено было случиться, утраченная реликвия дала жизнь другой, не менее ценной – найденный серебряный идол был отправлен на переплавку в немецкий город Аугсбург, где за средства гетмана Ивана Мазепы из него отлили серебряные царские врата для черниговского Борисоглебского собора – уникальный шедевр ювелирного искусства.

Серебряные царские врата Борисоглебского собора

Использование серебра говорит о том, что скорее всего речь шла о скульптурном изображении главного бога древних славян – Перуна, поскольку, согласно свидетельству «Повести временных лет», Перун, поставленный в 980 г. князем Владимиром в Киеве, был деревянным, но с серебряной головой. Возможно также, что идолов было два. По мнению Ю. Шевченко, не исключена принадлежность одной из найденных голов-наверший изваянию обожествленного воина и северитского вождя Радогоща. Вторая же могла принадлежать Перуну или даже “луноликому Хорсу”.
Таким образом, можно предположить, что на том месте, где нынче стоит здание Коллегиума, в древности находилось языческое капище. Об этом могут также свидетельствовать и огромные каменные валуны серого песчаника, вмурованные в основание здания Коллегиума.

Эти камни могли отмечать границы капища

Всего насчитывают 18 таких камней. Длина некоторых из них достигает полутора метров, высота же – более полуметра. Все камни как будто поясом охватывают цокольную часть здания. В подвальных помещениях также обнаружены подобные каменные детали. Причем один из этих камней имеет рельефное изображение, подобное которому встречается на камне южного портала Ильинской церкви конца ХІ в. Все это и позволило предположить существование на месте Коллегиума в дохристианскую эпоху языческого храма, территория которого была окружена этими огромными каменными глыбами (подобные святилища воссозданы на о. Хортица). А поскольку Спасский собор находится не так уж далеко от здания Коллегиума, возможно, что речь идет об одном и том же капище, на котором стояли найденные во время строительства Коллегиума языческие кумиры; деревянный навес же над ними поддерживали 4 беломраморных столба, ставшие впоследствии частью Спасского храма.

Что же касается посвящения этого комплекса, Ю. Шевченко считает, что треугольная планировка Черниговского детинца с тремя вратами-въездами напоминает описанный Титмаром Мерзебургским “треугольный и троевратный град Радогощ”, расположенный в землях ободритов и лютичей, в центре которого располагался храм, посвященный Сварожичу–Радогощу, восседавшему в его центре на белом коне. Таким образом, укрепленная территория, ставшая после введения христианства Черниговским детинцем, являлась в дохристианские времена храмовым градом, посвященным Радогощу.
В таком случае, где же тогда в Чернигове могло находиться святилище Перуна?

Среди вековых болдов

Наши предки-славяне издавна поклонялись дубам, считая их олицетворением силы, могущества и величия Природы. Именно из дуба изготавливали они идолы своему верховному божеству – Перуну. Языческий бог имел деревянное туловище, железные ноги, серебряную голову и золотые усы. Идол Перуна всегда возвышался на холме в окружении вековых дубов, которые символизировали именно этого бога. Поэтому естественно предположить, что в дохристианском Чернигове подобное святилище находилось именно на Болдиных горах, где росла целая дубовая роща («болдами» на Руси называли дубы). Только вот где конкретно?

Болдины горы. Здесь могло быть капище Перуна

Идеальным местом языческого капища мог служить холм, на краю которого и сейчас стоит дуб-великан, грозно нависающий над Ильинской церковью, что у входа в Антониевы пещеры. Это открытое, возвышенное место с высокой концентрацией многовековых дубов как нельзя лучше подходит для роли святилища Перуна. К тому же, совсем рядом расположен языческий курганный некрополь Х века с захоронениями дружинников — княжеских воевод в курганах «Гульбище» и «Безымянный», а ведь Перун был прежде всего богом войны, покровителем князя и его дружины!

Уже после принятия христианства и основания преподобным Антонием Печерским пещерного монастыря на Болдиных горах, в конце ХІ столетия совсем рядом с бывшим языческим капищем была построена церковь Св. Ильи Пророка. Согласно одной из версий, церковь была названа так потому, что Илья-Пророк в народном мировоззрении как бы наследовал Перуна — «перенял» функции, свойственные ему. Подобно тому, как Перун управлял громом и молниями, посылал на землю обильные дожди, так и Илья-Пророк разъезжал по небу на огненной колеснице, повелевая громом и молниями. Посвящение храма Илье-пророку также облегчало переход черниговцев-язычников в христианство.

Было бы здорово в будущем сделать реконструкцию святилища Перуна на одном из холмов Болдиных гор и показывать его туристам!

Идол Перуна на Хортице

Как это, кстати, очень успешно практикуют в Запорожье, на о. Хортица. Там этих святилищ очень много – начиная с эпохи бронзы и заканчивая славянскими языческими капищами. Нет, я не призываю к неоязычеству – просто жаль не использовать то богатство, коим мы пока еще обладаем – многовековые дубы-великаны! Туризм в Чернигове от этого только выиграет! Как выиграют и сами деревья, которые нуждаются в уходе и нашей заботе!

Макошь – Екатерина или Параскева?

Еще одно языческое капище дохристианского Чернигова могло находиться неподалеку от территории Детинца, на высоком холме, который нынче занимает храм Св. вмч. Екатерины.

Здесь могло быть капище Макоши

Одна из версий происхождения названия церкви связана с тем, что еще до постройки нынешнего храма в начале ХVIII столетия, на ее месте стояла деревянная церковь с тем же названием. А уже ее предшественником была еще одна каменная Екатерининская церковь, возведенная во времена Киевской Руси и разрушенная монголо-татарами в 1239 г. Таким образом, каждый последующий храм на этом месте назывался так, как и предыдущий, согласно традиции «преемственности» новопостроенного храма к уже не существующему старому. Но почему же тогда Святой великомученице Екатерине был посвящен первоначальный, древнерусский храм?

Возможно, что как раз на месте нынешней Екатерининской церкви в дохристианские времена находилось языческое капище, посвященное женскому славянскому божеству – Макоши (или Мокоши). Ведь возвышенное и открытое со всех сторон место, ныне занимаемое церковью, идеально подходило для устройства на нем святилища.

Макошь — единственное женское божество древнерусского языческого пантеона, чей идол стоял в Киеве на вершине холма рядом с «мужскими» статуями Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога и Семаргла. Макошь в восточнославянской мифологии считалась покровительницей женского начала, плодородия, прядения и ткачества. А поскольку христианские храмы впоследствии стали ставить именно на местах бывших языческих святилищ, после разрушения капища Макоши на его месте была возведена церковь, посвященная тоже «женской» святой – великомученице Екатерине. В народном же религиозном мировоззрении, которое принято называть «двоеверием», Св. вмч. Екатерина начала выполнять ту же роль, что до нее играла Макошь – она стала покровительницей женской доли.

А поскольку днем Макоши была пятница, многие черты Макоши вобрал в себя также образ всенародно почитавшейся святой Параскевы-Пятницы (Параскева по-гречески — «пятница»). Параскеву называли «бабьей святой», она покровительствовала матерям и незамужним девушкам. Может, тогда и на месте черниговской Пятницкой церкви было капище Макоши?

Пятницкая церковь

Как считает краевед А. Добрица, в Чернигове обязательно должно было существовать еще и капище Велеса (Волоса) – «скотьего бога», популярного среди простого люда. Находилось оно, скорее всего, на местном Подоле – Лесковице, где жили черниговские ремесленники, рыбаки, мелкие торговцы, и где еще в ХІХ столетии одна из улиц называлась «Быдлогонная» — по ней выгоняли скот на пастбище.
***
В 989 г. в водах Святого озера черниговцы приняли Святое крещение, а в 992 г. Чернигов стал центром огромной епархии – языческий период истории города канул в лету…

Поиск

Журнал Родноверие