Давно изучая историю родного края хотел проехать по местам языческих реликвий.Одна из территорий их расселения побережье реки Ветьма.что созвучно с ведьмой много интересных историй ходят о этих краях о древних языческих капищах где и по сей день собираються родноверы-почитатели в частности 21 августа в их праздник день стрибога
Выехав из Жуковки я поехал не по косиловской трассе а по дороге на Латыши и Сидоровку с прекрасным асфальтом и минимумом машин,далее через поле я выехал к Гришиной слободе как раз к повороту на Десну,где не доехав до моста я свернул к курганам раскинувшимся в берёзовой роще от деревни до реки.Осмотрев их я переехал через ВЕтьму и поехал в низкорослые заросли путь к которым преграждали черепа коров наверно сатанисты собираються,там тоже виднелись курганны из песка.

Выехав на асфальт я к удивлению увидел шоу из 90ых на жуковской земле подставы на дороге,чёрный бмв 7 ,без номеров примерно 20 летней давности с качком за рулём и двумя татуированными скидухами разводили встречного грибника на бабки помахивая стволами "Да я тебя сейчас расстреляю от твоей колымаги щебёнка с дороги попала мне на крыло и поцарапала плати 6000руб!!!При моём поялении с фотоаппаратом эта троица села в бумер и газанув попылила то ли в Олсуфьево то ли в Семёновку и Рогнедено.Вот тебе и реформа МВД с бандитами не вяжуться только русских подростков вяжут за любовь к Руси,подумал я.Вот в демократической Грузии всех старых ментов разогнали а новых полицейских набрали там взятки не берут,население полиции доверяет и все воры в законе к нам сбежали!!А у нас только бирки меняют...
Вот что пишут архелолги:
Курганная группа древнерусского времени на р. Ветьме
Могильник делится на две компактные, примерно равные части: юго-восточную, находящуюся в роще ближе к селу, и прибрежную — северо-западную. В юго-восточной части прослеживается рядное расположение курганов по линии восток — запад, в прибрежной части курганы расположены более кучно.
Инвентарь погребений достаточно богат и разнообразен.
Все металлические украшения изготовлены, судя по степени и характеру окисления, из бронзы или плохого биллона. По сообщениям местных жителей, височные кольца, аналогичные найденным в кургане , были встречены в одной из разрушенных ЛЭП насыпей северо-западной части группы, что подтверждает (в основном) данные раскопок о кривичской принадлежности могильника. В целом обряд погребения, характерный для смоленских кривичей в период перехода от язычества к христианству , набор украшений и керамика позволяют датировать курганный могильник XI в., вероятно его началом или серединой.

Следует отметить, что это не единственный кривичский курганный могильник на р. Ветьме и на левобережье Десны. В 20-е гг. был исследован кривичский курганный могильник у с. Курганье и Немеричи в верховьях Ветьмы , на левобережье Десны исследовали курганный могильник Чичеринка, где наблюдались во многом аналогичный обряд погребения и набор женских украшений курганы являются самым крайним исследованным некрополем на юго-востоке кривичской территории. Некоторые «радимичские» (большое количество золотостеклянных бус в погребении кургана 25) и «вятичские» (решетчатый перстень) черты вполне объясняются местонахождением могильника в зоне кривичско-радимичского пограничья . Возможно, именно р. Ветьма и служила восточной границей кривичского расселения на левобережье Десны.
В другой день я решил прокатиться до старинного капища гора Благовещенская на берегу Десны, на развалинах которой была построенна церковь ныне разрушенная .
Выехав из Жуковки я поехал к смоленской трассе,с удивлением обнаруживая ,что некогда густые леса по обочинам были вырубленны и предсталяли голые пни среди травы.Местные жители утверждают что чёрные лесорубы специально заражают леса жучком,а потом вырубают якобы больной.Полотно дороги было отремонтированно после того как я выложил выбоины на сайт Навального РОСЯМА .Но мост через Десны вызывал жалкое зрелище при проходе тяжёлой фуры он весь раскачиваеться,не долог тот момент как его закроют для тяжёлого транспорта,а новая дорога через Ржаницу до Чернетова ещё не построенна и город окажеться в изоляции
После моста я остановилься у памятника защитникам Родины от иноземных оккупантов,который разместилься слева от дороги..
Проехав через обезлюдившие Гостиловку и Большак я при подъезде к Летошникам свернул налево и поехал через сады,по просёлочной дороге лакомясь зелёными яблоками.Доехав до Угры я выехал на мост и проехав через него,завернул налево к мемориалу защитникам родного края с пушками и блиндажём=место посещения свадебных процессий.
По смоленской трассе ехать сомнительное удовольствие=много транспорта и фур,при проезде которых порывы ветра так и норовят выкинуть велосипед на песчанную обочину.При подъезде к повороту на Задубравье асфальт стал хуже с выбоинами.Интересный эффект наблюдаеться при проезде под высоковольтной линией все железные части велосипеда бьют током!!!
Проскочив Задубравья на выезде увидел то ли большую лужу то ли маленький пруд с надписью "ЗАрыбленно" и не единного рыбачка на нём.Далее дорога пошла вниз и мой железный конь сам разогналься до 40 км/час при подъезде к Дятьковичам кругом стояли развалины ферм и свинарников.Проехав по разбитой бетонке до поворота я свернул на деревянный мостик и поехал по гладклому асфальту мимо дач новых русских на восток.Далее дорога стала грунтовой и проходя через берёзовую рощу я свернул в овраг с заросшей колеёй по ней я выехал почти к музею и церкви древнейшего поселения Вжищ.Проехав до курганна и поснимав виды кругом,я поехал к финишу покатушки=Благовещенской горе к ней вела тропа заваленная буреломом через которую велосипед пришлось переносить.На ней помимо креста виделись остатки раскопок археологов ,вот что они пищут:
Дохристианские святилища наших далеких предков-язычников, так называемые «капища» — большая редкость. На поверхности земли они вообще не сохранились, ибо, по-видимому, это были очень простые сооружения из нестойких материалов. Поэтому местности, где предположительно такие капища были, и проекты их реконструкции вызывают большой интерес, даже если такие проекты не отличаются особой достоверностью. В некоторых случаях такие святилища представляли собой площадку с расставленными на ней деревянными идолами, которые, разумеется, не могли устоять под разрушительным действием времени. В центре такой композиции, где устанавливался жертвенник и главный идол, и совершались языческие ритуальные действия. Примерно так выглядит языческое святилище, раскопанное академиком Б. Рыбаковым в 1940—1949 годах на правом берегу Десны в районе села Дятковичи Жуковского района (в пятидесяти километрах на северо-запад от Брянска). Святилище это обнаружено в местности, издавна называемой «Благовещенской горой». В плане площадка святилища представляет собой полукруг, по границе которого были поставлены деревянные изображения языческих божеств, а в центре этого полукруга — деревянное скульптурное -изображение главного идола — божества. По внешней стороне полукруга устроено вытянутое узкое сооружение длиной около шестидесяти метров, с входом в центре. При раскопках не было обнаружено никаких вещественных доказательств того, что в таком необычном здании люди жили или работали. В таком вместительном помещении могли происходить племенные собрания, пиры, а также общественные трапезы — «требища» и иные ритуальные действия, о которых мы практически ничего не знаем. Вблизи от языческого святилища обнаружены остатки церкви XII—XIII веков. Эта церковь называлась Благовещенской. Все это дает возможность допустить, что главным скульптурным изображением языческого святилища была богиня-дева, которая у древних славян называлась «Берегыня». От великокняжеского времени и периода удельной раздробленности на поверхности Брянской земли памятников не сохранилось. Однако рядом с раскопками языческого святилища на Благовещенской горе той же археологической экспедицией на высоком правом берегу Десны обнаружены и достаточно полно изучены остатки древнего русского города Вщижа (в древности — «Вьсчиж», «Усчиж»), Этот город впервые упоминается в летописи под 1142 годом. Он до основания был разрушен Батыем в 1238 году. Вщиж представлял собой город-крепость, в плане близкий к равностороннему треугольнику, с протяженностью сторон до трехсот пятидесяти метров. Посад города был окружен мощным двойным валом и глубоким рвом, ширина которого и сейчас достигает восемнадцати метров. Стены города были рублены из дубовых городен размером 3X5 метров. В центре детинца находилась большая башня типа западноевропейских донжонов. Эти искусственные укрепления дополнялись естественными преградами в виде крутых склонов, а также мощной в те годы рекой Десной. Вщиж не был крупным городом, и поэтому его сооружения не поражали особым величием. Он весь был рублен из дерева, и поэтому наземных частей зданий не сохранилось. Представление о нем и графические реконструкции не могут быть вполне достоверными. Можно отметить лишь то, что в ту пору, когда велись непрерывные войны, в облике города главенствующими были оборонительные, а также культовые сооружения. Кроме остатков крепостных стен и башен, а также и других деревянных сооружений в земле, как уже указывалось, были обнаружены руины единственного каменного здания — церкви XII—XIII веков. Судя по ее фундаментам, она представляла собой трехапсидный одноку-польный храм простого объема, лишенный украшений, о чем можно судить по тому, что никаких остатков таких украшений в земле не найдено. Главной достопримечательностью храма являлось гульбище, то есть арочная открытая галерея. Подобное гульбище первоначально было и в знаменитой церкви Покрова на Нерли под Владимиром, что, между прочим, в корне меняет сложившиеся представления о художественных особенностях этого всемирно известного памятника. Такие гульбища устраивались и в деревянных церквах западных областей Украины, и возможно, что этот прием восходит к более ранним каменным зданиям такого же типа.
Назад я поехал по берегу Десны по заросшей автодороге,которая частично было непроезжаема поэтому часть пути я шёл пешком несмотря на наступающую осеннюю ночь, вывевшей меня к грунтовке на Дятьковичи огни которых светились во тьме полей.По смоленской трассе в темноте было ехать жутковато от проносящихся мимо на огромных скоростях фур и машин.Домой я приехал при свете звёзд к 23 часам маршрут составил 62км.
Фото на http://foto.mail.ru/mail/vovaludoed/716

Поиск

Журнал Родноверие