Ирина Дубровина по образованию – учитель истории, а по призванию души – мастер по созданию русских народных кукол.

Народных кукол Ирина Дубровина мастерит уже четвертый год. «Первая кукла, которую я сделала самостоятельно – это Берегиня Рода с младенцами на руках, – вспоминает Ирина. – Потом были другие куклы, которых я дарила коллегам по работе – разлетались, как горячие пирожки! Взрослые люди радовались моим подаркам, как дети. Куклы помогают нам заново пережить счастливые моменты давних лет, ощутить себя ребенком».

Спутники всей жизни

«Обрядовых кукол на Руси делали специально для праздников, хороводов, – поясняет Ирина Дубровина. – Обереговые куклы защищали человека и его дом от зла и напастей». Мастерица показывает миниатюрную куколку, которую можно носить на одежде, как брошь. Такие обереги делались на спиле яблони, березы или рябины – по преданиям славян эти деревья покровительствуют женщинам.

Наших предков куклы сопровождали в течение всей жизни и были ее неотъемлемой частью. Еще до рождения младенца для него делали куклу- «ляльку» и клали в колыбельку. Малыш еще не родился, а кукла, любовно изготовленная из старой материнской одежды, уже согревала для него постельку. Выбор материала не случаен – ребенок чувствовал запах матери и сразу успокаивался.

«Конечно, мастерили на Руси для ребятишек и обычных, игровых кукол, – рассказывает Ирина. – Это и столбушки, и зайчики-на-пальчик. А некоторые куклы одновременно служили и для игр, и для обрядов, и в то же время оберегали своих хозяев. В середине марта, к примеру, девочки 12-13 лет мастерили кукол-веснянок, помогающих сохранить молодость и красоту. С такой веснянкой можно было и играть, и хоровод водить».

Секрет Травницы

Среди любимых кукол Ирины – пухленькая уютная Травница. «Люблю выращивать у себя на огороде травы, а потом их сушить, – говорит Ирина Дубровина. – Ароматных целебных трав каждый год у меня набирается по четыре-пять больших мешков, хочется таким богатством поделиться с людьми. Для этого и задумана Кубышка-Травница, сохраняющая внутри себя головокружительные летние запахи. Мята, мелисса, малина, лепестки роз – их ароматы приносят в нашу жизнь гармонию, успокоение, отдых от повседневной суеты.

Содержимое Травницы можно и в чай заваривать – наполняю кукол чабрецом, иван-чаем, шалфеем, календулой. Травниц помещают рядом с детской кроваткой, у постели больного – перед сном куклу можно просто помять в руках, освежая атмосферу в комнате. Наши предки недаром не представляли себе жизни без природной энергии лекарственных трав».

Как прогнать тоску

Невозможно представить себе подлинно народный праздник без куклы. В начале марта женщины на Руси выходили за околицу села водить хороводы, петь заклички – зазывать весну-красну. От ее своевременного наступления напрямую зависел будущий урожай, а, значит, и сама жизнь крестьян. В это время делали куклу, олицетворяющую Птицу-Радость, украшали других кукол маленькими игрушечными пташками – ведь именно перелетные птицы-жаворонки несли на крыльях весну.

Кукол-маслениц мастерили из лыковых мочалок, в косички им вплетали разноцветные ленточки, развевающиеся на первом весеннем ветерке. Эти ленты – символ круговорота добра во Вселенной. Маленьких домашних кукол-маслениц не сжигали, их трепетно хранили как семейный оберег, залог сытости, достатка и здорового потомства.

К Вербному Воскресенью мастерили наши предки кукол-вербниц. В начале апреля, ближе к празднику Благовещения, делали куклу с говорящим именем Радостея, с поднятыми вверх в приветственном жесте руками. Кукла-Пасхальница таила внутри красочно расписанное к Светлому Празднику вареное яйцо.

«Куклы хранили память о торжествах, в которых участвовали, сберегали радость, – объясняет Ирина Дубровина. – Часто кукол специально делали на палочке, чтобы можно было затыкать их за пояс и водить хороводы. Как полноправный участник обряда, кукла впитывала в себя жизнеутверждающую энергию. Станет грустно – достанешь такую куколку из сундука, поглядишь на нее, и тоска проходит».

Веснянка – рецепт молодости

Обычно Ирина, согласно древним традициям, мастерит кукол на деревянной основе или на скрутке из жесткой ткани. В плохом настроении за такую работу садиться нельзя – поэтому мастерице поневоле приходится успокаиваться, даже если что-то расстроило, достигать состояния тихой радости. «Осознанно работаю исключительно с красочными, яркими ситцами и бязью, чтобы мои куклы несли людям свет и радость», – вот кредо Ирины Дубровиной.

Ирина уверена, что работа с народными куклами приводит мастериц к гармонии, помогает прогнать тяжелые и тревожные мысли. А мысли, как известно, формируют характер человека и влияют на его будущее.

«Образы некоторых кукол я вынашиваю неделями, – делится Ирина секретами своей творческой «кухни». – Долго мысленно выбираю основу, ткани, продумываю последовательность действий. Конечно, народные куклы традиционны, но каждый мастер подходит к ним по-своему, вносит некую «изюминку» в устоявшийся веками образ. В наши дни мы используем современные материалы – это и люрекс, и жаккардовые ленты. При этом мастера не противоречат правилам предков, а развивают их идеи по мере сил и возможностей».

В руках у Ирины – яркая кукла-красавица с разноцветной длинной косой. Это Веснянка, она проходит по земле, оставляя за собой шлейф из цветов. Юбка у нее в форме солнышка – это уже изобретение курганской мастерицы. «Именно такой я представляю себе Весну, – говорит Ирина. – При взгляде на эту Веснянку хочется улыбаться, а от улыбки мы расцветаем и становимся моложе».

Гори, Недоля!

Сейчас Ирина Дубровина сотрудничает с Центром традиционной русской культуры «Родной мир», обучает желающих мастерить народных кукол. «В атмосфере коллективного творчества, в кругу единомышленников, наши изделия заряжаются положительными эмоциями. Такие куклы обладают мощной энергетикой, – убеждена Ирина. – На Руси кукол воспринимали как одухотворенных добрых помощников. С куклой разговаривали, изливали ей душу, выплакивали горе и беду – и на сердце становилось легче».

Действительно, служили куклы и своеобразной, как мы бы сейчас сказали, психотерапией. По осени садились женщины в русских селах и деревнях за работу – мастерили кукол-сестер, которых звали Доля и Недоля. Недолю надо было делать непременно в одиночестве, молча, из темных тканей, ничем не украшать. Вкладывали в эту необычную куклу все свои обиды, все потери и беды. Выговаривали женщины Недоле свою боль и злость, плакали над ней горькими слезами, а потом, облегчив душу, сжигали куклу – а вместе с ней и все свои невзгоды – в очистительном огне. После такого обряда делалась кукла Доля – яркая, красивая, радостная.

Педагог по образованию, Ирина Дубровина не могла пройти мимо обучающих кукол. Маленькие куколки на палочках обучали девочек 7-8 лет искусству пряхи. Обеими руками надо было одновременно крутить этих кукол в разные стороны, да стараться при этом, чтобы движения были ровными, быстрыми и слаженными. Когда малышка обучалась виртуозно изображать такой кукольный танец, ее можно было смело сажать за прялку.

Одна из любимых кукол Ирины – Неразлучники. Делается такая кукла к свадьбе, и изображает влюбленную пару, у которой одна рука на двоих. Такая рука символизирует неразрывный союз любящих сердец. Неразлучники украшали упряжь свадебной кавалькады, на которой молодые торжественно проезжали по деревне.

Ирина Дубровина может рассказывать о куклах бесконечно. В этих трогательных и на первый взгляд наивных игрушках отразилась мудрость наших предков. «Начинаешь погружаться в изучение истории народной куклы, и понимаешь, что наши пращуры были далеко не примитивными людьми, – говорит Ирина. – Возрождение интереса к народным куклам свидетельствует о том, что русские стародавние традиции и сейчас, в современном мире, помогают нам жить – причем жить радостно и осмысленно».

Поиск

Журнал Родноверие