Мы продолжаем серию публикаций на тему истории Великого Новгорода и Новгородской земли авторства историка и писателя Виктора Смирнова. Материалы публикуются с разрешения автора.

Тайны древнейшей русской книги. Сокровище в навозной куче.

С чьей-то легкой руки Великий Новгород принято величать археологической Меккой. Сравнение это явно хромает, ибо в Мекку правоверные мусульмане отправляются помолиться, а в Новгород археологи разных стран едут работать. Впрочем, определенный элемент культа у новгородской археологии все же имеется. Здешний уникальный культурный слой время от времени дарит ученым находки, которые повергают их в священный трепет. Одна из них случилась в год, когда человечество шумно отмечало Миллениум.

Лето 2000-го выдалось холодное и дождливое. Раскопки велись сразу в нескольких местах, но главные надежды археологи привычно связывали с Троицким раскопом, находящимся в южной части старого города на территории древнего Людина конца. Название свое раскоп получил по имени рядом стоящей церкви святой Троицы, которую в 1365 году построили по обету купцы-югорцы, не чаявшие вернуться домой из опасного похода. В средние века на этой территории бурлила жизнь, князь и посадник вершили здесь совместный суд, сюда же стекались государственные доходы. Счет разнообразным находкам на Троицком раскопе к тому времени шел уже на десятки тысяч, включая сотни берестяных грамот, а также мастерскую художника Олисея Гречина, который расписывал знаменитую Нередицу и баллотировался в посадники. После таких сенсаций, казалось бы, трудно чем-либо удивить ученый мир, но оказалось, что свой главный сюрприз Троицкий раскоп еще хранил в своем влажном чреве.

...Все шло как обычно. На дне огромного котлована, окаймленного заросшими бурьяном отвалами просеянной земли, копошились студенты-практиканты под бдительным присмотром руководителя раскопа Александра Сорокина. Работы шли в слоях начала одиннадцатого века, и надежды найти берестяную грамоту уже растаяли, поскольку самый ранний на тот момент памятник русской письменности датировался серединой века. Правда, несколькими днями раньше раскоп успел порадовать археологов лоскутом бересты с изображением святой Варвары. Покровительница рыбаков и мореходов Варвара особо почиталась у балтских племен, и эта находка работала на гипотезу о том, что первые славянские поселенцы пришли сюда не с территории современной Украины, как было принято считать, а с Балтийского побережья. Простенький оберег, вероятно, надевал, оправляясь в озеро, какой-нибудь местный рыбак, рядом в изобилии попадались крючки, поплавки и другие предметы рыбацкого промысла. Археологов заинтриговала и процарапанная под изображением дата -- 1029 год. Выходит, уже тогда местные жители умели писать?

Но это был только первый звонок.

Сенсация случилась 13 июля (вот и верь в несчастливые числа!) Студент-практикант Новгородского университете получил от начальника раскопа ответственное задание -- раскопать кучу конского навоза в углу древней усадьбы. Философски размышляя об удивительных свойствах навоза (тысяча лет прошло, а он все еще благоухает!), студент приступил к работе. И вдруг под его лопатой что-то хрустнуло. Нагнувшись, студент увидел небольшую черную дощечку, на которой явственно угадывался какой-то текст. На призывный вопль прибежал начальник раскопа. Рядом с первой дощечкой были обнаружены еще две с осыпавшимися фрагментами надписей по воске.

О находке немедленно сообщили руководителю экспедиции Валентину Лаврентьевичу Янину. Впоследствии Валентин Лаврентьевич признавался, что подобное потрясение он испытал только один раз -- в далеком июле 1951 года, когда на его глазах была найдена первая берестяная грамота.

Волнение академика было вполне объяснимым. Находку извлекли из слоев конца Х — первой четверти ХI века. Выше ее находились остатки первого венца большого сруба, датированного методом дендрохронологии 1036 годом ( Дендрохронология — метод датирования археологических находок по годичных кольцам древесины-- В.С.) Дощечки залегали двадцатью сантиметрами глубже, а поскольку скорость накопления культурного слов Троицкого раскопа равна одному сантиметру в год, то их возраст определяется вторым десятилетием ХI века. Между тем древнейший манускрипт, написанный кириллическим письмом -- знаменитое Остромирово Евангелие, о котором речь пойдет впереди -- датировался 1056-1057 годами. И вот теперь в руки археологов попала рукопись на полвека более ранняя! Было от чего дрожать рукам и темнеть в глазах: произошло выдающееся событие в истории не только русской, но и всей славянской культуры!

Когда первое волнение улеглось, настало время внимательно рассмотреть найденный артефакт. На лабораторном столе лежали три деревянные дощечки размером 190х150х10 миллиметров, каждая из которых имела прямоугольное углубление, залитое воском. Подобные навощенные таблички для письма принято называть "церами", от латинского "цера" -- воск. Церы широко использовались в античности и в средневековой Европе для школьных упражнений, деловых записей, черновиков и писем. Из нескольких цер можно было соорудить деревянный блокнот. Для этого дощечки одного формата складывались воском внутрь и соединялись кожаными ремешками по две (диптих), три (триптих) или более штук (полиптих). Писали на церах с помощью костяных или металлических стержней -- "стилосов". Кстати, именно церы породили привычную нам форму книги, получившую название "кодекса". В переводе с латыни это слово означает "дерево" или "чурбан", и римские сенаторы в пылу споров на Капитолийском холме нередко обзывали "кодексами" своих политических оппонентов.

До недавнего времени считалось, что древняя Русь письма по воску не знала. Ученые засомневались в этом после того, как в новгородских раскопах им стали попадаться стилосы или по- русски "писала". Многие из них имели лопаточку на другом конце, совершенно бесполезную для письма на бересте. И, наоборот, с помощью этой лопаточки можно было затирать на воске ненужный текст, прежде чем писать новый. А затем стали находить и сами церы. Всего к 2000 году их было обнаружено уже двенадцать штук, причем на полях некоторых из них изображена азбука. Но все эти находки не шли ни в какое сравнение с ошеломляющим артефактом, обнаруженным в Троицком раскопе. Сбылась вековая мечта археологов найти древнейшую русскую книгу!

(продолжение следует)

Поиск

Журнал Родноверие