В декабре 2018 года подмосковная экспедиция Института археологии РАН проводила археологические исследования перед строительством частной школы в Истринском районе. В первых семи шурфах ничего не было найдено. Уже казалось, что в этом месте нет культурных слоев и можно смело приступать к строительству, но в последнем, восьмом шурфе были обнаружены остатки средневековой керамики, а в более раннем слое — каменные топоры эпохи средней бронзы. Четыре с половиной тысячи лет назад на этом месте был могильник, в котором были похоронены люди, принадлежащие к фатьяновской культуре — одной из самых редких археологических культур на территории Подмосковья.

«Мы получили настоящий подарок к 100-летию российской академической археологии, — говорит руководитель подмосковной археологической экспедиции Ася Энговатова. — С одной стороны, мы открыли редкий памятник: последний раз фатьяновский некрополь на территории Подмосковья находили четверть века назад. С другой стороны, мы получили не просто редкие находки — мы получили возможность исследовать их на принципиально новом научном уровне и по-новому взглянуть на историю заселения Волго-Окского междуречья и шире — всей территории Русской равнины».

Самые древние — бронзовые

Найти памятник фатьяновской культуры в Подмосковье — большая удача. Дело в том, что на раннем этапе носители этой культуры не возводили курганы: они хоронили покойников в глубоких могильных ямах, которые укрепляли деревянными плахами, лубом или берестой. На сегодняшний день археологи не располагают методикой и технологиями, способными определить точное местоположение таких могильников, и большинство некрополей могут быть найдены либо при проведении историко-культурной экспертизы перед строительством, либо непосредственно при проведении строительных работ.

Фатьяновские комплексы в Подмосковье являются самыми древними памятниками эпохи бронзы в регионе. Это редкая культура для наших мест: фатьяновские памятники составляют лишь 0,3% от всех археологических памятников Московской области. Всего на карте Подмосковья отмечено 15 могильников, 21 поселение и одна сезонная стоянка. Могильники располагаются в основном в долине Москвы-реки, Рузы и Истры, окрестностях Тростенского озера. Но на территории современной России ареал распространения памятников фатьяновской культуры охватывает довольно большую площадь: в нее входят Тверская, Ярославская, Ивановская, Костромская, Московская, Калужская, Смоленская, Владимирская, Новгородская области.

В свою очередь, фатьяновская культура вписана в более широкий контекст европейских археологических культур шнуровой керамики и боевых топоров и является их самым восточным ответвлением. Свое название эти культуры получили по традиции класть в мужские погребения боевые топоры и украшать керамику узорами, которые получались из оттисков веревок и шнуров на сырой глине. Они были распространены в Центральной и Восточной Европе, от современной Швеции на севере до Дуная и Карпат на юге и до Рейна на западе. Предполагается, что их носители были древними индоевропейцами, а появление этой культуры маркирует ту позднюю стадию индоевропейской общности, когда происходит распад на отдельные языки и культуры. Как полагают исследователи, фатьяновцы говорили на языке, относящемся к периоду германо-балто-славянского единства, но эту гипотезу невозможно проверить.

До сих пор неизвестно, почему в середине III тысячелетия до нашей эры часть представителей культур боевых топоров переместилась из Центральной и Северо-Восточной Европы в лесную зону Восточной Европы. Возможно, причиной миграции стали конфликты между группами и необходимость расширить свою территорию или природные катаклизмы. Так или иначе, представители культуры боевых топоров приходят на Русскую равнину, где в это время обитали племена волосовской культуры — рыболовы и собиратели.

Самые первые скотоводы

Фатьяновцы, пришедшие на Русскую равнину, умели многое и были «крепкими хозяйственниками». Они стали первыми людьми на территории лесной зоны современной Европейской России, которые уже освоили производящее хозяйство и металлургию меди и бронзы. Они разводили скот, в основном свиней, коров и лошадей, на что указывают найденные многочисленные остатки костей и зубов этих животных. Они умели изготавливать молочные продукты, о чем свидетельствуют найденные на фатьяновских поселениях керамические сосуды с небольшими отверстиями, сделанными в сырой глине в придонной части. Такие сосуды могли использоваться для приготовления и хранения кисломолочных продуктов. Фатьяновцы знали земледелие. Об этом говорят найденные на днищах сосудов отпечатки зерен культурных злаков — ячменя или пшеницы. И, разумеется, они были хорошими охотниками. Так, среди погребального инвентаря, найденного в могильнике «Павловская слобода», большую долю составляют кремневые наконечники копий и стрел.

В некрополе, получившем название «Павловская слобода», была найдена представительная коллекция прекрасно сохранившегося погребального инвентаря: два боевых каменных сверленых топора, три кремневых топора-клина, кремневые наконечники стрел и копий и погребальные керамические сосуды. Боевые топоры сделаны из габбро-диорита и представляют собой фактически копии металлических бронзовых топоров — настолько точные, что сымитировано даже выступающее ребро, которое образуется на топорах из металла в местах соприкосновения форм для литья.

Фатьяновское общество было уже социально неоднородным: судя по тому, как были организованы могильники, в нем выделялись люди с более высоким статусом, причем им могли обладать как мужчины, так и женщины, а также рядовые члены общества. В мужских погребениях, кроме каменных топоров, археологи находят топоры-тесла, наконечники стрел и копий, погребальные сосуды. Вероятно, в них была ритуальная пища, а также украшения из зубов диких зверей — медведей, кабанов, волков.

Захватчики

Фатьяновцев, вероятно, было трудно назвать мирным народом (если таковые вообще могли быть в эту эпоху). Прекрасны каменные топоры, которые были найдены в некрополе «Павловская слобода». Они были грозным оружием и предназначались только для боевых действий: ими проламывали голову врагу. Существует ряд работ как отечественных, так и европейских ученых, доказывающих, что проникновение фатьяновцев в восточные земли было фактически захватом территории. Именно поэтому воинам-мужчинам в могилу клали боевые топоры — этот обычай был призван подчеркнуть статус воина. Но есть и другой важный момент, связанный также с высоким уровнем агрессии общества культуры боевых топоров. Так, немецкий антрополог Курт Альт описал историю гибели целого поселения общности культуры боевых топоров на территории современной Германии. Здесь были убиты почти все жители, и убили их, скорее всего, соплеменники, конкурирующие с ними из-за недостатка места. Схожая находка была обнаружена в 2011 году на юге Польши, возле деревни Кошица: здесь было обнаружено массовое захоронение 15 человек, которые, по данным генетического анализа, оказались близкими родственниками, членами одной семьи. Основой причиной смерти, как показало исследование, были многочисленные удары по голове. Среди погребенных были останки только одного взрослого мужчины, остальными были женщины и дети. Как полагают исследователи, эта семья, которая относилась к общности культуры шаровидных амфор, была захвачена и убита в тот момент, когда основная часть мужчин отсутствовала (возможно, была на охоте). Вероятно, эти люди стали жертвами конкурирующих племен культуры шнуровой керамики, которые обитали в то же самое время в этих же местах. Не исключено, что такие «дружеские» отношения между различными группами внутри этой культуры и послужили причиной миграции в восточные регионы.

Археологи не находят большого количества следов военных конфликтов между фатьяновским и волосовским населением, но очевидно, что соседство не всегда было мирным. В могильнике фатьяновской культуры Николо-Перевоз на реке Дубне, который находится недалеко от открытого на Истре нового некрополя, было обнаружено захоронение фатьяновцев, у которых, как полагали исследователи, между позвоночными и реберными костями застряли наконечники волосовских стрел. Однако в связи с находками на памятнике «Павловская слобода» утверждение о том, что волосовские стрелы являлись орудием убийства фатьяновцев, может быть опровергнуто. Другие исследователи полагают, что волосовцы перенимали у фатьяновцев навыки ведения хозяйства и что отношения между племенами не были враждебными.


Карты расположения памятников археологических культур на территории Подмосковья (подготовлено А. В. Энговатовой)

Европейские ценности

Существуют разные версии того, как складывалась дальнейшая судьба фатьяновцев. По одной версии, это население было ассимилировано другими племенами, по другой (скорее фантастической) — фатьяновцы и волосовцы массово вымирали в результате обмена инфекционными заболеваниями, но пока все это лишь гипотезы, требующие дальнейших подтверждений.

Важность открытия некрополя «Павловская слобода» заключается в том, что находки из него дали ученым новые возможности. Предыдущие исследования на подмосковных памятниках по большей части были проведены в 50–60-х годах ХХ века, когда наука еще не располагала таким сложным и точным инструментарием, как радиоуглеродный анализ или исследование палео-ДНК. Сейчас ученые располагают только десятью датировками подмосковных памятников фатьяновской культуры, полученными методом радиоуглеродного датирования. На некрополе «Павловская слобода» были найдены фрагменты кости и зубной эмали, а также остатки деревянных погребальных конструкций. Современные методы археологического датирования по очень небольшим частицам остатков органики позволяют определить с точностью до 25 лет, когда жил этот человек или росло это дерево. Полученные данные ученые смогут сопоставить с европейской базой данных культур шнуровой керамики и боевых топоров и уточнить, какое место в этой общности занимала фатьяновская культура и когда ее представители начали движение в сторону Русской равнины. Исследование палео-ДНК, возможно, даст шанс определить место фатьяновцев в родстве с археологическими культурами Евразии.

Ася Энговатова: «Фатьяновская культура, несмотря на неплохую изученность, остается крайне загадочной. До сих пор нет точных датировок, непонятны ни ее отношения с сопредельными культурами, ни причины ее миграции на территории Русской равнины. Основная часть некрополей фатьяновской культуры на территории Подмосковья была найдена давно — в XIX и в первой половине ХХ века. Находки на памятнике „Павловская слобода“ позволят ученым на новом, современном научном уровне интерпретировать эту культуру и впервые точно датировать фатьяновский памятник на территории России».

Поиск

Журнал Родноверие