В сонме персонажей, стоявших у истоков российской государственности, кроме легендарных варяжских предводителей Рюрика, Синеуса также называют и Трувора, чей княжий престол располагался в древнем Изборске. Всем, кто побывает в этих благословенных местах, с удовольствием показывают гигантский каменный крест, который издревле считается его могилой. Тем не менее, у серьезных ученых есть много вопросов (к сожалению, без ответов) относительно того «а был ли на самом деле мальчик?». Иными словами, можно ли считать Трувора реальным историческим персонажем? Обозреватель «Совершенно секретно» попытался разобраться в этой коллизии.

Труворово городище (или, как его еще иногда называют современные эзотерики – русский Стоунхендж) расположено на высоком берегу Городищенского озера – одной из здешних достопримечательностей. Кто-то называет его «местом силы», неизменно вспоминая, что люди, обладающие повышенной чувствительностью, способны испытывать здесь физическое недомогание, а некоторые и просто теряют сознание. Известный псковский художник Эдуард Шарипов, который все свои пленэры пишет исключительно в Изборске, убежден, что в стародавние времена «здесь существовала мощная древняя цивилизация, о которой мы ничего не знаем, а лишь догадываемся. Цивилизация простиралась от Урала до Пскова и дальше. Существовали удивительные знания, а сохранившиеся артефакты – лишь осколки этих знаний». В центре самого городища расположен большой каменный крест, называемый Труворовым. Высота его наземной части 2,36 метра, расстояние между краями горизонтальных концов 1,42 метра, толщина 0,21 метра. Вырублен он из известняковой плиты. При этом форма креста своеобразна: два боковых конца и верхний слегка расширяются от центра к краям, а нижняя часть не имеет расширения, ее стороны почти параллельны. Надпись на кресте «ЧРЬ СЛА ИСЪ ХЪ НИКА» (то есть «Царь славы Иисус Христос Ника») традиционна для каменных крестов русского Северо-Запада. Не исключено, что размеры креста и породили легенду о том, что он установлен именно на могиле Трувора, пришедшего в 862 году княжить на Русь. Согласно летописи, этот варяжский предводитель скончался два года спустя и был похоронен именно в Изборске. В легенду искренне верила Екатерина II, в свое время повелевшая выбить медаль в честь Трувора, как одного из тех, кто стоял у истоков российской государственности. При этом на лицевой стороне памятного знака был размещен вымышленный портрет Рюрика, а на оборотной – насыпной «Труворов» курган и надпись: «До днесь памятен», а внизу: «Трувор скончался в Изборске в 864 году». Впрочем, это всего лишь легенда, согласно которой три варяжских князя были призваны на княжение ильменскими славянами, чудью и другими племенными группировками, населявшими этот край. Их приход оказался синхронен дате возникновения российского государства – таково мнение летописца. В контексте этого события в письменных источниках (в том числе – Ипатьевская летопись) впервые упоминается и Изборск – место, где сел на княжение легендарный князь. Увы, но эти сведения давно вызывают сомнения у серьезных историков. В их числе – и доктор исторических наук Владимир Аракчеев, директор Российского государственного архива древних актов (РГАДА).

«ТРУ-ВАРД» – ВЕРНАЯ ДРУЖИНА

По его словам, дело в том, что «Повесть временных лет», где упоминается, в том числе и Трувор, была создана в начале XII века в Киеве, монахами Нестором и Сильвестром. Не мудрено, что спустя, более чем два столетия, летописцы, никогда не видевшие Изборска и, скорей всего не представлявшие, что такое Новгород, не могли составить адекватного представления о том, что происходило там на самом деле. Русские историки (в том числе академик А. Шахматов, А. Гедеонов и др.) еще в конце XIX века называли это событие «варяжской легендой», считая упоминание о трех братьях не более чем древнерусской калькой с древнескандинавского языка. По их мнению, в первоначальной летописной записи шла речь о появлении в Новгороде Рюрика со своим домом («сине хус») и верной дружиной («тру-вард»). Таким образом, Трувор, которого летопись «сажала» на княжение в Изборске, с точки зрения дореволюционных историков на самом деле был ничем иным, как… верной дружиной. Между тем современные лингвисты смотрят на этот вопрос более оптимистично, обнаруживая в скандинавских сагах упоминания имени, подобного Трувору по звучанию («Борварр»). Из чего можно сделать вывод, что такой персонаж мог реально существовать, но был ли он братом Рюрика или дальним родственником – большой вопрос. И еще одно предположение, которое не доказывает сам факт появления этого князя в Изборске. Окончательную точку в этом вопросе ставит все-таки археология. Труворово городище – один из самых хорошо изученных памятников России. В течение 12 лет там работала экспедиция под руководством академика Валентина Васильевича Седова, результаты которой оказались совершенно сокрушительными для «варяжской легенды»: на Труворовом городище практически не было найдено скандинавских вещей. Даже предметов импорта! Поэтому трудно говорить о том, что скандинавские князья вообще находились в Изборске. Поскольку само поселение не стояло на крупной реке, нельзя также утверждать, что Изборск поддерживал какие-то торговые отношения со Скандинавскими странами. В этой связи вызывает сомнение факт, что поселение могло быть транзитным пунктом международной торговли того времени, который интересовал бы скандинавов. Они появились в восточной Европе в поисках путей на восток и на юг. В первом случае, чтобы выйти к Каспийскому морю и далее в страны арабского востока, а на юг – в бассейн Чёрного моря для дальнейшей торговли с Византией. С этой точки зрения Изборск, как речной путь, можно считать тупиковым. Между тем рядом находился Псков, который очень даже был интересен варягам и это наглядно показали археологические раскопки. Подтверждением сказанному можно считать обнаружение несколько лет назад прямо в центре города скандинавского некрополя – захоронение т.н. «варяжской гостьи», который датируется последней третью X века. Для справки: этот некрополь (970–990–годов) возник на сто лет позже после т.н. появления Трувора на Северо-Западе. Между тем, пример Изборска наглядно показывает механизм образования единого государства, а это не разовое событие – все это время (имеется в виду конец IX – начало X веков) шел сложнейший процесс создания государства на основе местных народностей и пришлых варягов.


Городищенское озеро

МИФУ МИФ!

В «Повести временных лет» содержится характеристика 12 племенных союзов, которые возникли на территории Восточной Европы. Один из них, объединивший ильменских славян, занимал пространство современных Новгородской, Ленинградской, части Псковской и Тверской областей. Чтобы такой союз мог возникнуть, необходимы были какие-то прото-государственные структуры. Например, совет старейшин, который выносил консолидирующие решения (например, о нормах отчисления дани), дружина во главе с князем и т.д. В этой связи появление в Новгороде Рюрика стало своего рода катализатором, который ускорил процесс создания единого государства. И это при том, что кривичи, которые жили в бассейне Великой, на восточном побережье Псковско-Чудского озера и далее до Западной Двины и верховьев Днепра, в отличие от других союзов не представляли собой такого единства, как, например, ильменские славяне. Поэтому власть на этих территориях была распылена по городкам, подобным Изборску, которых, впрочем, было немало: Камно, Савкина Горка, Ржева Пустая, Городец на Ловати, Псков и т.д. Ведь площадь Труворова городища была незначительная: в пределах одного гектара. Там мог располагаться небольшой гарнизон, и туда, видимо, сбегалось окрестное население, чтобы переждать осаду или нападение. В этой связи говоря о российской государственности в контексте такого исторического населенного пункта, как Изборск, можно лишь говорить об условной дате его первого упоминания в летописи, как одного из племенных центров древних славян. Тем более, что до начала XI века многие даты легендарной «Повести временных лет» носят весьма приблизительный характер. Это хорошо видно даже по тексту летописи, где можно найти немало пропусков. Объясняется все просто: летописцы начала XII века имели перед собой недатированный перечень событий, который они накладывали на достаточно произвольную хронологическую сетку. Поэтому современные историки считают условными не только дату первого упоминания Изборска – 862-й год, но и 882-й, когда Олег захватил Киев, а также дорогой псковичам 903-й год, который считается официальной датой основания города. В этой связи больше доверия вызывает 911 год – время похода Олега на Константинополь и заключение договора с греками. И то потому, что Нестор и Сильвестр – составители «Повести…», по всей видимости, имели перед глазами перевод этого договора. В этой связи 862 год можно считать некой мифологизированной датой, которая символизирует начальную точку российской государственности. Тем более, что Изборск на самом деле был одним из таких центров, наряду с другими городками. По словам историка Владимира Аракчеева, исторический процесс, как правило, «не носит линейный характер, поэтому изменения в обществе могут накапливаться десятилетиями, а потом в одночасье выстрелить каким-либо качественным скачком…»


Труворовый крест

К такому выводу приходишь, когда начинаешь анализировать что же произошло с Россией за последние 20 лет. Может быть правы современные историки, когда говорят, что после революции 1989–1993 годов страна больше потеряла, чем приобрела? С этой точки зрения распад СССР в какой-то степени можно уподобить коллапсу Римской империи. Тем не менее, несмотря на мрачные эпизоды, история учит нас оптимизму. Даже когда некие формы государственности подходят к своему логическому концу, на их месте непременно возникает нечто новое, и в этом смысле история человечества бесконечна. Во всяком случае, пока мы живы.

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Духовна гора (Опочецкий район). Есть легенда, будто бы Иван Грозный приказал составить реестр святых мест Руси. Тогда-то в царском списке и появилась Духова гора, которая в конце XVI веке уже была известным святым местом. Местные жители уверяют: постояв на ней, можно так зарядиться положительной энергией, что человек чувствует себя как, будто он вышел из парной, а можно и наоборот – ощутить сильнейший упадок сил. Кроме этого, среди населения окрестных деревень до сих пор жива легенда о том, что Духова гора может мстить людям за непочтительное к ней отношение.

Елеазаровский монастырь (Псковский район), а точнее – верхний придел главного собора, где, по преданию, захоронен основатель обители преподобный Евфросин. Последнее утверждение спорное, однако, все источники сходятся в одном: место это на самом деле необыкновенное. Рассказывают, как некая одержимая бесами прихожанка неожиданно упала здесь в обморок. Долгое время она была без сознания, а когда пришла в себя, то никак не могла вспомнить, что с ней произошло. Говорят, если подержать руку над могилой, то неожиданно начинаешь чувствовать нестерпимое тепло. Местные жители убеждены, что храм обладает какой-то невероятной силой. Странное дело, но практически все жители Елизарово мучаются сильными болями в ногах. А объясняют это так… наказание: в свое время здесь был клуб, и местная молодежь отплясывала не жалея ног. Теперь уже старики, относят свою хворь на счет греховной юности.

Никандрова пустынь (Порховский район). По мнению уфологов, это одна из двух (!) официально признанных на Северо-Западе аномальных зон. Первая расположена в районе Мясного Бора Новгородской области, а вторая – в Порховском районе. И та, и другая характеризуется тем, что время от времени там появляются хрономиражи. По словам известного псковского журналиста Олега Константинова, ему лично довелось увидеть нечто загадочное:

– Не доходя 10 метров до могилы преподобного Никандра, я заметил, что рядом с ней кто-то стоит. По внешнему облику, казалось, это был монах. Но мере приближения к месту, он как бы растворялся в воздухе, а потом и вовсе пропал. Позже в специальной литературе я столкнулся с таким термином, как хрономираж. Думаю, что я и стал свидетелем этого необычного явления.

Чертов овраг (Плюсский район). Утверждают, что уже до революции в губернских газетах появлялись сообщения о загадочных исчезновениях. Например, в 1928 году там пропало сразу семь человек – бригада лесорубов. В 1931-м еще один случай, когда в овраге сгинуло сразу 9 человек. В 1974 году в чертовом овраге, будто бы, исчезла группа грибников из Ленинграда. Двоих из них нашли спустя неделю: обессиленные, они ничего не могли рассказать о судьбе своих товарищей.

Божий камень (деревня Заянье, Плюсского района) выделяется тем, что на нем как бы отпечатана стопа человека. Все ходят и поклоняются ему и, говорят, что исполняет желание.

Петракова лядина (Куньинский район). По словам местных жителей там не раз наблюдали какие-то странные фигуры, которые в современной трактовке можно (очень условно) назвать «пришельцами». Там же, в местечке Цигельна расположен «блудный лес», где постоянно «плачет девка» и там легко можно заблудиться. Чуть дальше, в Жилинском озере на воде постоянно появляется масляное пятно и ржавчина.

Поиск

Журнал Родноверие