Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы поговорим о древних колдунах, волшебниках, волхвах. Это неотъемлемый элемент любого язычества, потому что вера в волшебство и желание достичь цели, не прилагая усилий, появилось у человека, наверное, с самого момента его появления.

Мы с вами уже как-то говорили, что упоминаемые в наших летописях волхвы не были языческими жрецами. Есть основания думать, что некоторые из них были представителями не русского, а финского язычества. Но, конечно, и у нас были и свои волхвы-кудесники, как носители и хранители тайных знаний, а также религиозных традиций русского язычества. Ремесло наших знахарей, колдунов и ведьм, предположительно, берёт начало с доисторических времён. Под знахарями и знахарками подразумевают лица, сведующих в распознании и лечении болезней, главным образом травами и заговорами. Народ их почитал, ведь они действительно иногда помогали при болезнях и несчастных случаях. Другое дело колдуны и ведьмы: эти лица знались с нечистой силой и запросто могли навести порчу, если их разозлить. Они опасны, и народ нередко устраивал над ними самосуд. С колдунами и ведьмами расправлялись не за то, что они знались с нечистой силой, а за вред, который они якобы наносили людям и их имуществу.

Волхование по смыслу близко подходит к ворожбе, иногда эти понятия равнозначны. Оба эти понятия стоят близко по значению к термину "чародеяние", "коби"(М.Н. Сперанский. Из истории отречённых книг. Лопаточник, 1900 год, страница 10 примечание 2).

То же значение имеет и слово "кудесы". На церковно-славянском языке "коудес" , "коудесник" значит маг, чаровник, волхв. Древне-русское "куд"— очарование, волшебство. В XlX веке "окуда", "окудник"(Рязанская губерния) — колдун, волхв, проказник,"кудесить"— колдовать, ворожить,"кудесы"— чары(А.Н. Веселовский, Разыскания в области русского духовного стиха; А.С. Фаминцын, Скоморохи на Руси). Древнее слово "балий" означало врач и чародей, а слово "врач" на древне-русском языке значило лекарь и колдун(Ф.И. Буслаев. Исторические очерки русского народного искусства).

Деятельность колдунов и ведьм обычно направлена во зло. Колдуны ужасно злопамятны и мстительны. Горе тому, кто вольно или невольно прогневит колдуна или ведьму, или даже навлечёт на себя их неудовольствие, обидчик не останется без отмщения. Даже людям, ни в чём не повинным перед ними, колдуны наносят порчу: иногда у колдунов появляется необходимость причинить вред человеку. Когда колдуну станет "лихо на душе", он приходит, обычно после захода солнца, к соседу, и просит у него чего-нибудь, денег в долг, спичек или хлеба. Давать не следует. Люди примечали, что уходя с пустыми руками из чужой избы, колдун берёт во дворе что-нибудь, хотя бы щепку, чтобы, наговорив на неё, нанести вред. Только настоящий колдун, знающийся с нечистой силой, может сделать "закрутку" залом на ниве(магия,производимая путём скручивания колосьев для нанесения вреда урожаю, скоту, здоровью и даже жизни соседей и односельчан). Закрут, или залом следует считать видом науза(славянкая узелковая магия), но не простого, а соединённого с колдовством.

В.М. Максимов. Залом ржи.В.М. Максимов. Залом ржи.

В сборнике XV века библиотеки Кирило-Белозёрского монастыря №8—1083, лист 99, есть такой вопрос к женам: "испортили ли еси нивоу нечью, или ино что человека, или скотину, или ино что оуморила ли еси?" Под этой порчей и подразумевается залом, несколько десятков колосьев на ниве, захваченных в горсть, закрученных и заломанных с заговором. Залом — страшное дело: кто сожнёт или вырвет эти колосья, тот неизбежно умрёт. Залом и делался с расчётом, что во время жатвы хозяева нивы по ошибке сожнут его, сжавший погибнет, а заклятые семена, употреблённые в пищу, принесут бедствия всей семье. Залом никогда не жнут. Приглашали священника, который служил молебен, а потом, читая особую молитву, выдёргивал залом при помощи креста и затем здесь же, на ниве, сжигал проклятые колосья. Говорят, что в это время лицо, пославшее порчу, колдун или ведьма, испытывает ужасные мучения. В старинных требниках встречается молитва "на закрутку"(Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу. Часть lll, страница 515).

Профессор Николай Фёдорович Сумцов (1854—1922) приводил случаи судебных процессов XVll—XVlll веков по поводу заломов. В 1666 году один мельник жаловался в Стародубский суд на какую-то Арину, что она "якобы умела з своего знахарства жита заламываты", и называл её ведьмой. Жалоба не была доказана. В 1723 году в селе Мошки около Овруча дворянки Мошковские были заподозрены своими односельчанами в том, что делают заломы, которые были действительно найдены на одном поле (Киевская Старина 1889 год, номер XXVll, страницы 597—599). Этнограф-славист Николай Михайлович Гальковский(1868—1933) писал, что самолично видел несжатый залом на поле местного псаломщика.

Поиск

Журнал Родноверие