Бравлин (VIII-IX вв.), князь, упомянут в Житии свт. Стефана, архиепископа Сурожского (пространная рус. редакция представлена списками начиная с 1-й четв. XV в. (древнейший — РГБ. Троиц. № 745), вероятно, перевод несохранившегося греч. текста), рукописная традиция русская.редакции недостаточно изучена. В рассказе о 3-м из 4 посмертных чудес свт. Стефана († кон. VIII в.) речь идет о вторжении в крымские земли от Херсона до Керчи войска под предводительством Бравлина:

«Прииде рать велика рускаа из Новаграда».

Его дружина после 10-дневной осады захватила г. Сурож (греч. Σουγδαΐα, совр. Судак). Бравлин ворвался в храм св. Софии, где покоились мощи свт. Стефана, и принялся разорять гробницу святого. Тотчас князя-язычника поразил недуг:

«Обратися лице его назад, и лежа пены точаше».

Испытывая тяжкие муки, он рассказал приближенным, что наказан свт. Стефаном за осквернение храма, приказал вернуть церковное имущество и позвать священников, чтобы креститься. После Крещения, которое совершил архиепископ Сурожский Филарет, преемник свт. Стефана, Бравлин исцелился и, освободив пленных христиан, покинул Сурож. Вместе с князем крестились и его приближенные.

Кроме пространной русской редакции существует краткая греческая редакция Жития свт. Стефана Сурожского (в XIX в. обнаружена в качестве приписки к греч. синаксарю XII-XV вв. под 15 дек. в рукописи Chalcenensis N 75, в наст. время хранящейся в библиотеке К-польского Патриархата), которая не содержит описания нападения Бравлина на Сурож, и армянская. редакция, где есть рассказ о чудесном обращении в христианство языческого военачальника, напавшего на Сурож, однако в испорченном тексте не сохранилось ни имени военачальника, ни его национальности.

Упоминание похода Б. встречается в русской литературе кон. XV-XVII в.: в Житии прп. Димитрия Прилуцкого; в «Степенной книге», где говорится о походах «руси» на Византию «прежде Рюрикова пришествия в Славенскую землю» (ПСРЛ. Т. 21. С. 63) и в ряде хронографов: «При царе Михаиле, в лето 6360, ходили Русь войною из Киева града, князь именем Бравалин, воевати на Греки, на Царьград, и повоеваша Греческую землю, от Херсона и до Скуруева и до Сурожа... о том писано в Чудесех св. Стефана Сурожскаго» (Демидовский хронограф (XVII в.) (Попов А. Обзор хронографов русской редакции. М., 1866. С. 234)). Очевидно, что источником этих упоминаний послужило Житие свт. Стефана. Согласно русской редакции, русское войско появилось под стенами Сурожа, когда «по смерти святаго мало лет мину», т. е. намного раньше похода руси на Константинополь в 860 г.; то есть, рассказ о Бравлине мог бы считаться первым источником, содержащим этноним «русский» и повествующим об обращении «русского» князя в христианскую веру.

Оригинальную этимологию имени Бравлин предложил акад. О. Н. Трубачёв, возводивший это имя к индоевроп. — «раздавленный, поверженный» (Indoarica в Сев. Причерноморье. М., 2002. С. 88-90).

То есть вероятнее всего. это был поход Северских князей, которые и были русами, а Новгород-это Новгород Северский. Северянам,потомкам гуннов, всегда принадлежала Керчь и Тьмутаракань, а борьба за Сурож и Херсонес, бывших в составе Ромейской Империи, так же была долгой.

Поиск

Журнал Родноверие