Екатеринбуржец Владимир Мануйленко называет себя Радарем Уральской Руси и говорит, что занимается «возрождением славянского обычая». В 2016 году он сделал во «ВКонтакте» репост двух обращений «к Славянскому Жречеству», а два года спустя стал обвиняемым по уголовному делу о возбуждении национальной ненависти (часть 1 статьи 282 УК).

Радарь и репост

«Здравия Славяне! Сообщаю, что против меня возбуждено уголовное дело по ст.282 часть 1», — так начинается пост, который закрепил на своей странице во «ВКонтакте» Радарь Уральской Руси Владимир Серга, в миру известный как Владимир Мануйленко из Екатеринбурга. 57-летний уроженец города Рудный, который теперь находится на территории Казахстана, указывает, что он окончил факультет геофизики Уральского государственного горного университета. «Интересы: прошлое, настоящее, будущее Руси, — пишет он о себе. — Любимые игры: баскетбол. футбол. прятки и лапта — воспоминание детства».

Мануйленко — лидер региональной ячейки неоязыческого движения «Схорон еж Славен». В начале августа он обратился к своим подписчикам: «Сообщаю всем, кто неравнодушен к вопросу Народного возрождения, прошлому, настоящему и будущему страны, что 26.07.2018 года в 5:30 ко мне прибыли силовики, предъявив постановление суда на проведение обыска, и предложили добровольно передать им в руки все материалы, касаемые моей "экстремистской деятельности". Далее приступили к обыску». По его словам, при обыске присутствовали старший следователь управления СК по Верх-Исетскому району Екатеринбурга Елена Хлыстунова, двое оперуполномоченных Центра по противодействию экстремизму и двое оперативников ФСБ.

«На мое требование составить опись сообщили: и так сойдет, типа опечатали скопом. При подписании протокола отказали в собственноручном изложении своего недовольства», — отмечает Мануйленко. В итоге у него изъяли компьютерную технику и носители информации, а также книги, полотнища с рунами и финансовые документы о всех компаниях, которыми екатеринбуржец когда-либо руководил.

Во время допроса Радарь Уральской Руси узнал, что уголовное дело по части 1 статьи 282 УК (возбуждение ненависти по национальному признаку) появилось еще в апреле, разрешение на обыски суд выдал в мае. Поводом для возбуждения дела стали сделанные еще в 2016 году репосты двух текстов лидера движения «Схорон еж Славен» Владимира Голякова, называющего себя Верховным жрецом славян Богумилом Ориевичем Голяком. С задержанного взяли подписку о невыезде и отпустили.

50-летний Владимир Голяков (Богумил Второй) с начала 1990-х руководит созданным им объединением «Схорон еж славен» («Сохранение всех славян»). Голяков называет себя Жрецом всех славян и носителем единственно правильного знания обычаев, конфликтуя с представителями других неоязыческих течений.

Информационно-аналитический центр «Сова» расценивает взгляды «Схорон еж славен» как ультраправые. Известно, что в 2004 году Богумил Второй был приговорен к пяти годам лишения свободы условно за нападение на офис петербургского общества «Мемориал» — тогда двое мужчин с молотками связали скотчем секретаря организации и с криками «Свободу Буданову!» ворвались в библиотеку общества. Там они связали исполнительного директора «Мемориала», посадили его вместе с секретарем и бухгалтером в кладовку, и забрали компьютер, ноутбук и органайзер. В суде жрец Голяков вину не признал и обвинил «Мемориал» в фабрикации доказательств, чтобы «показать своим заокеанским спонсорам, как они борются с русскими националистами».

В 2008 году Богумил Второй нападал на собрание общины «Свидетелей Иеговы» в украинском Вознесенске (в России «Свидетели Иеговы» были признаны экстремистской организацией в 2017 году), однако к ответственности за нападение не привлекался. В июне 2012 года сообщалось о нападении на Голякова с соратниками в Битцевском парке в Москве, а в 2015 году Жрец всех славян враждовал с петербургским депутатом Виталием Милоновым, который распилил установленный напротив православного храма в Купчино языческий идол.


Владимир Голяков (Богумил Второй)

Жрец и НаРод

«Будь Здрав, ВсеБог Перун Славянский НаРод! Сегодня я, жрец Славян, ВладиМир БогоМил Второй, исполняя ПоЖизненную ДоброВольную Принудительную Присягу в Чине Верховного Волхва Всея Руси, обращаюсь к наиболее Древнему СоСловию, Служивому, нашего НаРода… непосредственно к Славянскому Жречеству», — начинается первый из репостов, ставших причиной возбуждения уголовного дела в отношении Мануйленко. Второй заканчивается словами: «Свеча Израиля тухнет... скоро будет огарок. Солнце восходит… ибо, заходя, оно так и оставалось Солнцем».

Оба текста испещрены заглавными буквами в серединах слов: ГоСударствоОбороняющий НаРод, ПоВедение, РасоДержащие. Из-за вычурной лексики и вольного стиля повествования смысл текстов не очень ясен, но понятно, что внимание сотрудников ЦПЭ и ФСБ привлекли высказывания про «еврейское» и «китайское иго». К представителям «колониальных сообществ» жрец Богумил обращается «с Предупреждением, что ихние виды на Русь бесПочвенны… потому что безНебесны» — ведь «есть уже Небо, в лице Славяно-Русов». Он просит их «усмирить свое Желание ИзЖить Живых, Местных, в виде Славян».

«Указанные речи принадлежат Верховному Жрецу, то есть основному носителю славянского обычая, — настаивал на допросе Владимир Мануйленко. — В связи с тем, что я также являюсь носителем славянского обычая, то внимательно и с интересом отношусь к речам Богумила. После прочтения данных текстов могу пояснить, что никакого экстремистского характера я в них не вижу, там есть определенная резкость в суждении, но нет никаких призывов».

Он отмечает, что репостил тексты еще в 2016 году, и ни одного из них до сих пор нет в Федеральном списке экстремистских материалов. «Тогда получается, что привлекать можно каждого, кто что-то там у себя разместил, не зная еще о том, что это через 3 года признают незаконным… Вас, получается, судят за то, что вы не знали о будущем», — возмущается Радарь Уральской Руси.

В постановлении о возбуждении дела указано, что экспертное заключение по репостам было получено еще в октябре 2016 года — через месяц после публикации. Дополнительные подробности в документе не приводятся.

Иерей и Перун

«Я занимаюсь возрождением славянского обычая, — пояснял на допросе Мануйленко. — Возрождение славянского обычая происходит через обрядовые обычаи и службы. Данный вид службы не носит политический и религиозный характер, в связи с чем я не являюсь политически-религиозным деятелем. Я в добровольно явочном порядке взял на себя ответственность в проведении жречно-обрядовых служб, в связи с этим я нарек себя Радарем Уральской Руси. Я никого не привлекаю, люди сами ко мне обращаются».

Мануйленко, в 2014 году собиравший посылки с теплой одеждой для самопровозглашенной ЛНР, предполагает, что уголовное дело может быть связано с конфликтом славянских язычников с Русской православной церковью. Как раз осенью 2016 года в прокуратуру была направлена жалоба на установленный еще в 2009 году в парке «Оленьи ручьи» идол Перуна: якобы «под видом культурно-развлекательных мероприятий парка проводят[ся] "языческие обряды", пропагандирующие идеи национализма и антисемитизма».

«Несколько жителей пришли в храм и спросили, как относиться к идолу, который стоит в "Оленьих ручьях", люди приезжают и возле него прыгают. И, самое главное, используют подозрительные символы, похожие на свастику. Я не являюсь специалистом по этим символам, но, возможно, здесь экстремизм есть какой-то. Поэтому я ответил, что пусть специалисты выясняют. Вероятно, после этого они и обратились в прокуратуру», — уклончиво комментировал ситуацию иерей Максим Крылов, настоятель расположенного в ближайшем к парку городе Нижние Серги Крестовоздвиженского храма.

Прокуратура Нижнесергинского района не нашла поводов для претензий к идолу: «скульптурную композицию, посвященную древнему славянскому божеству — Перуну», формально попадающую в категорию «малых архитектурных форм», возвели с разрешения администрации парка в рамках планов по благоустройству территории и «полностью на средства инициативной группы». «На протяжении семи лет "Святилище Перуна" и проводимые возле него мероприятия, такие праздники, как Купала, Масленица, Сварогов день и другие не несут религиозного характера, а являются фактором, привлекающим дополнительно туристов в парк и позволяющим расширить возможности парка по экологическому просвещению и патриотическому воспитанию населения», — подчеркивали в прокуратуре. Судя по фотографиям в аккаунте Серги-Мануйленко, идол Перуна стоит в парке до сих пор.

В ответе прокуратуры также упоминается проверка текста «Богумил второй. Ответ Кириллу» — осенью того же 2016 года православные активисты вместе с иереем Максимом Крыловым прислали «Акт психолингвистического исследования», которое было проведено по их просьбе кандидатом психологических наук из Уральской государственной юридической академии. В тексте психолог нашел «признаки экстремистской направленности, а именно, возбуждение у читателей ненависти и вражды к социальной группе православных христиан и их руководителям», а также «призыв к агрессии и насилию к руководителям православных христиан (священникам) и прямой призыв к причинению смерти их главе, Патриарху Кириллу». Прокуратура документ изучила, но никаких экспертиз назначать не стала и передала сообщение по подследственности в СК, который начал проверку по статье 282 УК. О результатах проверки и возбуждении каких-либо уголовных дел данных нет.

Интересы Владимира Мануйленко представляет адвокат Международной правозащитной группы «Агора» Алексей Бушмаков. 17 августа он сообщил, что его подзащитный попросил у следствия разрешения выехать к больной матери в Казахстан: «Ему нужно поехать к ней помочь копать картошку». Следователь отказался выпускать Радаря Уральской Руси с территории Российской Федерации.

Поиск

Журнал Родноверие