Кто не знает — поляница это отнюдь не только украинский хлеб. В русских былинах поляницы — это женщины-воительницы, аналоги северных "дев щита" и греческих амазонок.

Традиционно в отечественном эпосоведении. уж не знаю почему, принято было связывать поляниц со степным востоком — сарматским (Д. Балашов. Б. Рыбаков) или хазарским (В. Кожинов).. Не знаю. какими мотивами они руководствовались, но совершенно точно — не содержанием былин. Ни разу воинственные девы не приезжают в них из степей. с "Золотой Орды", земли Задонской и пр.

Давайте подробно разберем их — благо не так уж много в нашем эпосе воинственных дев. по пальцам одной руки пересчитать, и еще свободный останется).

Во-первых, это жена богатыря Дуная, ставшего её невольным убийцей и от стыда бросившимся на собственный меч (картину "Рождение Дуная" Константина Васильева видели, полагаю, многие).

Вот как он еще до женитьбы аттестует ее князю Владимиру Всеславичу Красно Солнышко

Я уж жил‑де‑был в земли, да в земли в дальнее,
Я во дальней жил в земли да ляховинское,
Я у стремена у короля Данила сына Манойловича;
Я не много поры‑времени, двенадцать лет.
Еще есть у ёго да как две дочери.
А больша‑то ведь дочи да то Настасия,
Еще та же Настасья да королевична;
Еще та же Настасья да не твоя чета,
Не твоя чета Настасья и не тебе жена:
Еще зла поляница да преудалая.

Как видим, героиня прямо названа поляницей. И родом она не с Востока, а совсем наоборот, из "земли Ляховинское", то есть из Польши. Иногда земля, где живут будущие супруги князя и богатыря, называются "Политовской" или "Поморянской" — в любом случае, это запад, славянский запад, а никак не степной восток.

Настасьей Микуличной зовут жену побратима Дуная Добрыни. В первую их встречу они сходятся с оружием в руках, причем побеждает Настасья — и делает Добрыне предложение (так и хочется добавить "от которого невозможно отказаться"). Она тоже прямым текстом названа поляницей.

Говорит Добрыня сын Никитинич:

«Есть же не бога́тырь на добром коне,
Есть же поленица, знать, уда́лая,
А кака не то деви́ца либо женщина!»

Представляется она после драки (таков был богатырский этикет — назвать имя. не настучав другому палицей по шлему, было некомильфо)

Я того же короля дочь Ляховицкого,
Молода Настасья дочь Никулична,

Опять "ляховицкий король" (а не какое-нибудь степное "царище"). В другом тексте она, правда, оказывается была взята из земли Политовския, но это по меркам былин, как мы видели, одно и тоже.

Наконец, третья поляница, прославленная советским мультфильмом Василиса Микулишна. Ее, правда, поляницей не величают — но как же еще назвать женщину, превзошедшую людей князя Владимира в стрельбе из лука, а в некоторых списках — и в борьбе.

И откуда же она родом? Про нее не сказано, а вот ее любимый муж

Из тоя из земли Ляховицкия
Сидел молодой Ставер сын Годинович

И потом он говорит освободившей его молодой жене

«Молода Василиста дочь Микулична!
Уедем мы во землю Политовскую!»

Кстати, и послом Василиса представляется не золотоордынским, как зачем-то изобразили в мультфильме, а опять же "ляховицким".

Только четвертая и последняя поляница выбивается из стройного ряда товарок. Она не из Ляховицкой, Поморянской или Политовской земли, она из более дальних краев.

Говорила поляница таковы слова:

– Ты удаленькой дородний добрый молодец,
Ай ты, славныя богатырь святорусьскии!
Когда стал ты у меня да и выспрашивать,
Я про то стану теби высказывать.
Есть я родом из земли да из тальянскою,

Оказывается, она еще дальше с Запада, из Италии. Кстати, в западном эпосе у богатыря Ильи Русского тоже оказывается выросшая в Италии дочь.

Подведем итог — богатырки русских былин не с Востока, а с Запада родом, причем преимущественно славянки. М.О. Косвен в своей посвященной амазонкам статье отмечает (Советская этнография, 1947, № 2, 3), что в Европе два региона связывали с прекрасными воиьтельницами — Северный Кавказ (с античных времен) и среднюю Европу (с 8 века — на самом деле раньше, но об этом как-нибудь в другой раз). Кстати,пресловутое "Северное Причерноморье" никогда в число амазонских регионов не входило. К комплексу преданий про польских, чешских, поморских амазонок относятся, очевидно, и поляницы наших былин.

И никаких сарматов, не говоря уж про хазар.

Поиск

Журнал Родноверие