В конце 1901 года я получил лестное для меня приглашение занять должность хранителя Этнографического Отдела Русского Музея Императора Александра III. Первые месяцы 1902 года ушли на предварительную организационную работу, на выработку планов будущих экскурсий, а к маю месяцу выяснилось, что мне, к моему большому удовольствию, предстоит немедленно же приступить к практической работе — коллекционированию на месте, в русской деревне, тех этнографических материалов, которые должны в новом Музее дать наглядную характеристику быта русского народа.

Сбор коллекций в северных губерниях поручен был моему коллеге, мне же досталась центральная Россия, причем губернии Московская и Владимирская, по особым соображениям, оставлены были пока в стороне, а на первую очередь были поставлены губернии Тульская и Орловская.

После кратких сборов, пригласив с собой, в качестве сотрудника, студента Спб. Университета Д. Т. Яновича, рекомендованного мне покойным Д. А. Коропчевским, и запасшись двумя фотографическими аппаратами, я приступил в начале июня 1902 года к практической работе в большом селе Ивлеве, Богородицкого уезда, Тульской губернии.

Это был год крупных крестьянских волнений, когда со всех сторон приходилось выслушивать общее мнение, что «не время теперь заниматься наукой в деревне». Наконец, стало почти избитым общим местом, что фабрика, отхожие промыслы почти стерли с лица земли всю «этнографию»: народная песня уступила место солдатской или фабричной песне, домашние сукна и ткани уступили место кумачу и бумазее,—словом, все бытовые особенности утрачены, и не найти уже ни старых костюмов, ни украшений, ни головных уборов, которыми так богаты дашковские коллекции Румянцевского музея в Москве. Ведь, те коллекции были собраны 40 лет тому назад... Сколько воды утекло за это время, сколько особенностей быта навсегда ушло уже в область предания!

В нижеследующих строках читатель не найдет ни обстоятельной этнографической монографии, ни даже обработанного очерка, сколько-нибудь претендующего на полноту.

Это — лишь немного приведённые в систему листки из дневников полутора-месячной экскурсии, и цель их — дать читателю некоторое понятие о том богатом этнографическом материале, который можно найти до сих пот в расстоянии всего 5 часов езды от Москвы и в 7—8 верстах от железной дороги.

Z 1

Чипочка с хрёстом, Тульская губ, Новосильский У, сЗалегощь, РЭМ 160-39 / Чипочка, Тульская губ, НовосильскийУ, РЭМ 160-40 / Чипочка, Тульская губ, НовосильскийУ, сВышняяЗалегощь, РЭМ 160-44
Z 2

Девушки в праздничном наряде, Тульская губерния, Новосильский уезд, с. Вышняя Залегощь, РЭМ 757-39
Z 3

Группа девушек в нарядной одежде, Тульская губ, Новосильский уезд, с. Вышняя Залегощь, РЭМ 757-38
Z 4

Тульская губ, Новосильский уезд, с. Вышняя Залегощь, РЭМ 757-43
Z 5

Группа девушек в нарядной одежде, Тульская губ, Новосильский уезд, с. Вышняя Залегощь, РЭМ 757-38
Z 6

Молодая женщина в праздничном наряде, Тульская губ, Новосильский уезд, с. Вышняя Залегощь, РЭМ 757-44

Z 7

Девушки в праздничном наряде, Тульская губ, Новосильский уезд, с. Вышняя Залегощь, РЭМ 757-42

Поиск

Журнал Родноверие