Несмотря на стойкую убежденность норманистов, скандинавы очень поздно познакомились с Русью. Вроде бы должны много знать — новгородские земли да поильмеские славяне рядышком — руку протяни. Ан нет, археология говорит — более менее начальный этап взаимообмена и контактов — удивительно поздний. Почему так случилось — позже думать будем, сегодня петь станем. По текстам древнескандинавских изустных источников и сопутствующей культурной традиции...

Итак. Чем пользовались для передачи ценной исторической информации суровые повелители селедки? Само собой — саги, сонм разных форм скальдической поэзии, изредка — рунические надписи. Что говорит наука о периоде «Руси изначальной», насколько она была замечена скандинавами? К сожалению, вынужден огорчить: ни-че-го. Вообще. Весь народный скандинавский эпос не знает: Рюрика и «руси», Олега и Игоря, Аскольда с Диром и великого воина Святослава. Не найдено в изустных преданиях и рунах ни одного названия восточнославянских племен. Да бог с ними — они не в курсе даже, что Византия была. Первый Император, что появился в народном изустном обиходе северян — это современник Князя Святослава — базилевс Иоанн Цимисхий.

Блуждающим по комментариям адептам «Гардарики» вежливо хочется сказать: в эпосе народов Скандинавии не упомянут вообще ни один ваш правитель Волшебной Страны. Первый — это «конунг Вальдемар» (Владимир Святославич, креститель который). И то ошибочка системная закралась: конунгом его никто не выбирал, отношения к династиям Севера не имел. Десятками исторических источников упоминаем: как Князь или Каган (после принятия этого титула впоследствии помножения на «ноль» Хазарии). Скрипом зубовным можно вызвать дух Государыни Ольги. Но сов не хватит на глобусе, чтобы Княгиня (в искаженной форме «Алогия») — была признана той самой, балкано-дунайской-таврической повелительницей Руси. Тем более в качестве жены Владимира (внука своего, на минуточку), который в саге помянут.

й 2

Просьба так же обратить внимание на один непреложный факт. Скандинавские саги, с их пристальным вниманием к генеалогиям (и верстовым перечислением колен предков) — вообще не ведают родословной правителей Руси. Оглушительная тишина в вопросе происхождения Рюрика, каких-либо вождей «руси», — чем не аргумент в пользу чуждости и неведомости всем скандинавским народам этих персонажей. На искушенный взгляд любого исследователя — вполне себе железобетонный аргумент. Ничего не знали о наших широтах, вплоть до самого конца X века…

Скадьдические стихи (висы) очень интересный источник, в них немало полезного найдено для науки «история». Принадлежат к древнейшим памятникам скандинавской литературы. Очень неплохо сохранились в связи с особенностями традиций скандинавов по передаче информации о своем Роде, выведение своих предков по знатности и полезности обществу. Хорошо известны в виде цитат. Обязательно включались поздние прозаические произведения — саги XII-XIV веков.

Если выбраться из научной трясины споров и передергиваний явных — сведения, почерпнутые из «вис», — достоверны временами. Даже очень. Куда более точны, чем саги, которые подвергались переработке сказителями, с разной степенью заболеваний фантазии. Исследователь этого культурного наследия скандинавов, историк Снорри Стурлусон говорит:

«Хотя у скальдов в обычае всего больше хвалить того правителя, перед лицом которого они находятся, ни один скальд не решился бы приписать ему такие деяния, о которых все, кто слушает, да и сам правитель знают, что это явная ложь и небылицы. Это было бы насмешкой, а не хвалой...».

й 3

Так что нам рассказали скальды… В «Круге земном» Снорри Стурлусона содержится шестьсот «вис» IX-XI веков. Из всего этого — повествуют о путешествиях и походах на Восток — 23 штуки. Но только в одном произведении говорится о нападении на Русь. Это был захват ярлом Эйриком Альдейгьи (Ладоги). Всё остальное «восточное» — ограничено землями Восточной Прибалтики.

Трудности. Врагу не пожелал бы копаться в сагах, в поисках исторической достоверности. В отличии от «вис», они перегружены сверх всякого приличия: безудержной похвальбой, восхвалениями подвигов, родословными. Но даже тут… никаких хвастливых «нагибов» Руси вы не найдете. Про период IX-X веков говорим, когда «варяги-скандинавы» (якобы) к общему знаменателю нас приводить должны.

Как это выглядело. Предлагаю послушать речь конунга Торгнюра, произнесенная на тинге в Упсале около 1018 года, что донесла нам «Сага об Олаве Святом»:

«...тогда сказал Торгнюр: «Иной нрав теперь у конунгов свеев, нежели был раньше. Торгнюр, мой дед по отцу, помнил Эйрика, конунга Уппсалы, сына Эмунда, и так говорил о нем, что, пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны, и покорил Финнланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и многие другие восточные земли».

Ну? Досточтимый Эйрик умер около 871 года. И дальше Восточной Прибалтики (перечислены земли финнов, карел, эстов и куршей) его ноги не было, не заплывал великий воин в наши широты… Может быть, саги пестрят названиями городов и рек Руси, легендарной Гардарики? Ага... Озеро Ильмень, Волхов и Нева этим мореплавателям и путешественникам неизвестны. Саги молчат. Из понятного викингам географического водного места — только Западная Двина.

Города может? Хорошо, ищем. Саги, что датированы уверенно XI веком, знают, собственно, один Хольмгард (Новгород). Иной раз мельком проскакивают: Альдейгья (Ладога) и Палтескья (Полтеск/Полоцк). Даже в так называемом «Описании Земли…», подробном скандинавском географическом трактате (XII век), называется всего четыре русских города: Киев (Кэнугард), Новгород, Полоцк и Смоленск (Смалескья). А из скольки? Да почти из четырехсот древнерусских городов и укрепленных поселений IX-XIII веков. Это что насчитали по летописям и в археологии. Так всяко больше было. В другом географическом сочинении скандинавов даже Смоленска нет. Но отыскался Муром (Морамар), Ростов (Ростова), Суздаль (Сурдалар) и какие-то Сюрнес и Гадар.

й 4

Гарды. Что имеем в сухом остатке? По сути, древняя Русь в скандинавских сагах — это Гарды\Гардарики, с могущественным конунгом в Хольмгарде. Как-то абстрактно всё, другие земли суровые северяне куда подробнее описывают. Такое впечатление — жили они от нас на расстояниях, как и арабы. Та же муть и полная неосведомленность о географии и социально-политическом устройстве Руси. Хотя… там точнее можно найти сведения, от мусульманских путешественников по Хазарии и аланскому Кавказу .

Единственное, что можно сносно анализировать в сагах, — это времена, начиная с княжения Владимира Святославича. Вот тут очевидно, контакты Руси и скандинавов состоялись. Русские летописи извещают: Владимир после овладения Киевским престолом, временами наезжал в Новгород. То ли по старой памяти годов юных, то ли другая цель этих путешествий была — неизвестно, летописцы не уточняют. Вполне очевидным видится попытка Ясна Солнышка как-то соединить два разобщенных «анклава Руси» — северный и южный. В любом случае, внешняя политика требовала его присутствия тоже. Отрывочные сведения скандинавских преданий тут подмогой могут быть…

Вернемся к скальдическому стихотворению (висе) из «Круга земного» Снорри Стурлусона, которое рассказывает о разрушении Ладоги (Альдейгьи) норвежским ярлом Эйриком, сыном Хакона:

«Ты, устрашающий людей, разрушил Альдейгью; мы удостоверились в этом. Эта битва мужей была жестокой. Тебе удалось добраться на восток, в Гарды».

Подвиг сверх самой меры (для непобедимых викингов) исключительный: «тебе удалось добраться», «мы удостоверились в этом»… Оставлю без комментария, улыбает...

Проверяем. Историки датируют разрушение Ладоги норвежцами 997 годом. Саги объясняют войну Эйрика с Владимиром Святославичем вот как. «Русский конунг» был союзником Олава Трюггвасона, к которому Эйрик имел кровные претензии, по эпизоду с убийством его отца. Сомнительно. Искать какого-то союзника, так далеко, в неведомых землях… Видится правдой другое — поход Эйрика на Ладогу был обычным перехватом контроля над давними данниками норвежцев. Русь тогда активно вытесняла викингов из Восточной Прибалтики, население перестало платить скандинавам. Вот и решено было отыграть ситуацию обратно. Голая экономика. Саги об Олаве Трюггвасоне поминают этот эпизод: Владимир Святославич обложил данью эстов…

«Приехал в Эстляндию Сигурд, сын Эйрика, дядя Олава по матери, будучи послан от Вальдемара, конунга Хольмгарда, для взыскания в той стране дани».

Ну вот, как бы и всё. Таковы первые (более или менее) достоверные известия о русско-скандинавских межгосударственных отношениях. Со слов самих северян. А Гарды знаменитые… Так их впервые упомянул Хальфред Трудный Скальд (ум. в 1007 году), тоже в период княжения Владимира….

Торговые аспекты в отношениях славян-скандинавов рассмотрим позже. Когда они появились, насколько были прочными и укоренились ли в наших землях…

Поиск

Журнал Родноверие