В деревне Осово Солигорского района до сих пор сохранился уникальный обряд "Щедрец", который всегда проводится в ночь с 13 на 14 января на Старый Новый год.

В Осовском сельском Доме культуры в течение многих лет действует народный фольклорный коллектив "Полесские крыницы", который является носителем и хранителем культурных традиций Солигорского района. Обряд "Щедрец", которому в 2009 году был присвоен статус нематериальной историко-культурной ценности Республики Беларусь, здесь проводят с уникальной особенностью. Такой маски деда-предка, которую фольклористы используют в обряде, нет нигде в Беларуси.

Дед-предок в берестяной маске – словно молчаливый дух общего предка рода, который навещает своих потомков в этот Щедрый вечер. Маску изготавливают из цельного куска бересты, в котором вырезают отверстия для глаз, носа и рта. Современная берестяная маска сделана по аналогии масок, в которых щедровали в соседней уже вымирающей деревне Рог, и подобных ей больше нет в Беларуси.

Обычно, говоря про маску, мы представляем себе такую, которая накладывается на лицо. Маска же для этого обряда необычная, она сделана в виде шапки. Местный житель Александр Дубицкий делает эти маски сам в мае-июне предшествующего года из свежей березовой коры. Особое искусство – изготовить ее из цельного куска. Сверху она укреплена крест-на-крест еще двумя полосками бересты.

Что происходит во время обряда?

Сперва хозяева выпивают по чарке, съедают по ложке праздничной кутьи, затем хозяин подходит к окну с ложкой кутьи и три раза кликает деда-предка. Дед-предок стучит в окошко посохом с колокольчиком и просит разрешения зайти в хату. Гости заходят и поют обрядовые песни для хозяев.

После песен колядовщица с козой кладет козу на пол и объявляла, что та устала, "а каб каза ўстала, трэба ёй сала". Хозяева дают угощение, пока коза не "оживает". Так же угощают "журавля" и "коника".

Колядный обряд "Щедрец" в Осово Солигорского района проводится на Старый Новый год.

225

В Щедрый вечер хозяева выпивают по чарке, съедают по ложке праздничной кутьи.

226

Затем хозяин подходит к окну с ложкой кутьи и три раза кликает деда-предка.

227

Дед-предок стучит в окошко посохом с колокольчиком и просит разрешения зайти в хату.

228

Обряд "Щедрец" здесь проводят с уникальной особенностью. Такой маски деда-предка, которую фольклористы используют в обряде, нет нигде в Беларуси.

229

Дед-предок в берестяной маске – словно молчаливый дух общего предка рода, который навещает своих потомков в этот Щедрый вечер.

230

Гости заходят и поют обрядовые песни для хозяев.

231

После песен колядовщица с козой кладет козу на пол и объявляла, что та устала, "а каб каза ўстала, трэба ёй сала".

232

Хозяева спешат к ней с угощением, пока коза не "оживает".

233

После "показательного" обряда в Доме культуры колядовщики пошли по Осово.

235

Заходят в те дома, где горит свет. Там их всегда ждут и угощают.

236

Не забывают во время обряда угостить "журавля" и "коника".

237

Колядному обряду "Щедрец" в 2009 году был присвоен статус нематериальной историко-культурной ценности Республики Беларусь.

238

Колядный стол ждет колядовщиков. Помимо кутьи здесь и все остальные обрядовые скоромные блюда.

239

В Осовском сельском Доме культуры в течение многих лет действует народный фольклорный коллектив "Полесские крыницы".

240

Блины с медом, колбаса, рыба — на Полесье щедровали с душой.

241

Фольклорный коллектив является носителем и хранителем культурных традиций Солигорского района.

242

Берестяная маска для этого обряда необычная, она сделана в виде шапки. Местный житель Александр Дубицкий делает эти маски сам в мае-июне предшествующего года из свежей березовой бересты. Особое искусство – изготовить ее из цельного куска. Сверху она укреплена крест-на-крест еще двумя полосками бересты.

243

Песни и танцы — обязательная часть обряда.

244

"Калядная зорка" — объединяет в себе языческий символ, обозначающий солнечный диск, и христианский – первую звезду, которая зажгалась в небе, когда родился Христос.

Поиск

Журнал Родноверие