Не так давно я приобрел репринтное издание книги А.А.Коринфского «Народная Русь» (впервые она была издана в 1901г. в Москве). Книга очень интересна описанием дореволюционного быта русского крестьянства, его обычаев, праздников, поверий и суеверий, пословиц и т.п. Свои 20‑летние наблюдения быта крестьянина-великоросса автор дополняет материалами по русской и славянской этнографии. Всем интересующимся подобными вопросами я советую прочесть эту книгу, написанную простым понятным языком и открывающую много неизвестных для нашего поколения понятий и преданий прошлого, до сих пор оказывающих влияние на нашу жизнь.

Мне же хочется поделиться с читателями одним небольшим открытием, которое я сделал при прочтении этой книги. Речь пойдет, не смейтесь, пожалуйста, о Змее-Горыныче. Что же знаем мы о нем из сказок? Да, в общем-то, немного. Этот злой и отвратительный сказочный персонаж имеет несколько голов, из пасти которых может вырываться огонь. Он умеет летать, пожирает людей, и с ним сражались многие русские богатыри. Живет он где-то в горах, раз кличется «Горынычем». А.Коринфский со свойственной ему тщательностью пытается выяснить, что же послужило основой для мифа о Змее-Горыныче. После перечисления обычных для русской земли змей: гадюки, медянки и ужа, манеры их поведения, сопоставления примет, поверий, заговоров, автор подводит нас к выводу, что от этих змей нельзя подняться до образа Змея-Горыныча. Затем А.Коринфский обращается к библейскому змею-дьяволу. Он пишет: «Лукавый соблазнитель прародительницы человечества, проклятый Богом и людьми, дьявол-змей, навеки осужденный пресмыкаться и жалить человека в пяту, воплотился в пылком народном воображении в крылатого змея, прародителя не только обитающей в преисподней нечисти, но и всех сказочных огнедышащих драконов, о которых пошла гулять вдоль по народной Руси изукрашенная пестрядью сказаний молва, для которой нет на свете никакого удержу. Изрода в род, из века в век переходят древние предания о драконах-змеях — одно другого цветистее. Подобные сказания, очевидно, завещаны прадедами современных сказателей от времен глубокой древности, безследно затонувших в бездонном океане забвения. Они свойственны и не одной народной Руси, славянским племенам, но и таким праотцам народов — как китайцы. У них крылатый огнедышащий змей русских сказок до сих пор является предметом особого суеверного почитания, граничащего с обожествлением». Таким образом, указав на возможность библейского варианта, А.Коринфский сразу переходит к рассмотрению «азиатского» варианта возникновения образа русского Змея-Горыныча. Используя дополнительно стародавние русские сказания, он затем перечисляет общие черты нашего Змея-Горыныча и китайского дракона. Им повинуются и земля, и воды, и светила небесные. Они могут взлетать выше облака ходячего, дышать огнем-пламенем, скрадывать солнце и луну, сотрясать землю, и живут в пещерах, уходящих в неизведанные глубины гор. Далее автор высказывает мысль о возможности зарождения этих двух самых больших змей из одних и тех же преданий, источником которых является «колыбель человечества» — Азия. В дальнейшем, конечно, у каждого змея появились свои, присущие только ему, свойства. И если китайцы видели в драконе предмет поклонения, то наш народ-пахарь выходил на борьбу с этим грозным чудищем, высылая против него своих могучих сынов, что нашло отражение во многих сказах-былинах. Не забывает А.Коринфский описать и природные силы и явления, на основе которых мог развиться образ могучего Змея-Горыныча, и предполагает, что под Змеем-Горынычем могли подразумеваться грозные темные тучи, закрывающие на небе пути-дороги солнцу красному, или молнии, которые, извиваясь, и напоминают змею. Так и не отдав особого предпочтения ни одному из вариантов возникновения образа Змея-Горыныча, и описав борьбу с ним и его сыном Тугарином Змеевичем русских богатырей, автор заканчивает главу об этом сказочном герое.

Жаль, что во времена А.Коринфского не было радио и телевидения и он, находясь на равнинной европейской части России, конечно, не мог представить, с какой еще одной стихийной природной силой можно сравнить крылатого змея. Я думаю, что теперь каждый, кто снова перечитает характеристику основных свойств этого злодея, а также вспомнит, как фольклорист и этнограф А.Афанасьев решал подобные вопросы в работе «Поэтические воззрения славян на природу», тот и без моей подсказки догадается, какое природное явление почти точно по описанию совпадает с образом Змея-Горыныча? Да, представьте себе, это всего лишь вулкан во время извержения. Как известно, вулканы находятся среди гор или сами эти горы образуют. Отсюда и кличка «змея» — Горыныч. А почему же «Змей», да к тому же многоголовый? Просто, когда из кратера вулкана начинает выливаться расплавленная огненно-жидкая лава, и устремляется с вершины вулкана вниз, этот огненный поток ищет для своего пути впадины, обходит выступы, т.е. из-за неровностей склона горы извивается и напоминает змею. Из кратера может вытекать несколько потоков лавы, поэтому их можно принять за разные головы одного и того же Змея. Но даже если огненные потоки на вершине вулкана и трудно принять за несколько голов одного Змея, то в нижней части горы, когда склон становится более пологим, каждый поток делится на несколько рукавов, которые и делают многоголовой огненную «змею». Естественно, такая огненная «змея» все сжигает и уничтожает на своем пути. Возможно, слово «гореть» произошло именно от такой «горящей» горы, а в имени «Горыныч» отражено не только место обитания Змея, но и его способность «гореть», т.е. извергать огонь. Извержения вулканов могут сопровождаться сильнейшими взрывами, выбросами газов, паров воды, пепла, погружая во мрак окрестности. Из черных густых туч, образовавшихся в результате извержения, на землю сыплется пепел, иногда выпадают ливневые дожди, образуя потоки грязи, скатывающиеся по склонам гор и заливающие окрестности. Отсюда предания о том, что Змей-Горыныч может сотрясать землю, летать по воздуху и проглатывать солнце и луну. В это же самое время блеск молний непрерывно прорезает мрак, вулкан грохочет, дрожит, из его жерла вылетают куски раскаленных докрасна камней. Поэтому наш «змей» и китайский дракон и являются огнедышащими.

«Открытие» сделано. Теперь, как каждое хорошее открытие, его надо где-то применить. Поэтому давайте с нашим «открытием» заглянем в книгу Г.С.Беляковой «Славянская мифология» (М., «Просвещение», 1995) и увидим, что у нашего Змея-Горыныча большая змеиная родня. Так мое внимание привлек помещенный в книге рисунок змееногой богини скифов: рис.2. (В книге Г. С. Беляковой и данной статье приведен фрагмент изображения змееногой богини на золотом конском налобнике). На нем изображена молодая женщина в платье, из-под подола которого вместо ног изгибаются головы змей. Волосы у женщины опущены до плеч, а на голове находится чаша, из которой вверх поднимаются или другие, более длинные волосы, или струится дым. Как читатели, наверное, уже догадались перед нами другой вариант изображения вулкана: ноги-змеи — это вытекающая лава, а чаша на голове — дымящий кратер. Т.е. наш Змей-Горыныч у скифов предстал в образе женщины-богини. А что же о богине говорится в книге? Имя змееногой богини нигде не приводится и, видимо, неизвестно. Согласно одной из приведенных в книге легенд, считается, что родоначальником скифов был герой греческой мифологии Геракл, который вступил в связь с полуженщиной-полузмеей, владевшей тогда еще пустынной Скифией. От этой связи родились три сына, младший из которых — Скиф и стал царем. В скифо-иранской традиции известна также богиня со змеиными ногами и двумя змеями, растущими из плеч. Зная, как действует вулкан, можно отметить, что змеи и должны расти из плеч, т.к. огненная лава в основном вытекает из кратера с вершины вулкана. На основании раскрытия образа скифской змееногой богини, можно утверждать, что и другая, теперь уже змееголовая богиня Иштхор, чьи глиняные статуэтки с безымянным младенцем на руках находят в Передней Азии, также отражает в своем образе могучие силы Земли. Культ богини Иштхор заимствовали египтяне и несколько усовершенствовали: изобразили обычной прекрасной женщиной-богиней Изидой. О былой змееголовости напоминают лишь кобры-уреи, обвивающие голову священной. В Египте все же есть коброголовая женщина: богиня плодородия и урожая Рененутет. Иногда ее изображают в виде обычной змеи кобры. У многих народов сохранились образы могучих змей-богов. Так древнеиндийский мировой змей держал на себе Землю. У скандинавских народов подобную функцию выполнял змей Мидгарда-Ермунганд, живущий в море и опоясывающий всю Землю, у египтян — змей Мехента, окружающий Землю. Книга Г.С.Беляковой буквально кишит змеями в различных ипостасях, то добрых и оберегающих, то злых и нападающих. Здесь можно найти змей, имеющих большие рога или крылья-когти, трехглавых драконов, змей-драконов с головой коня и телом змеи. Такое разнообразие образов змей объясняется тем, что змей представлен почти во всех мифологиях мира как символ Земли, плодородия, мудрости, воды, дождя, огня, женской производящей силы, мужского оплодотворяющего начала. Наш Змей-Горыныч также является символом Земли, отражающим опасные для людей ее вулканические силы. Не случайно слова «змея» и «земля» звучат почти одинаково (раньше буквы «л» в слове «земля» не было).

Итак, Змей-Горыныч – это вулкан. В связи с этим, у читателей может возникнуть вопрос: как у русского народа, проживающего, в основном, на равнинной местности, мог возникнуть образ Змея-Горыныча, «проживающего» в горах? Ответ на этот вопрос дает нам «Книга Велеса» (М.: «Наука и религия», 1997, перевод А.И.Асова) — священное писание славян, в которой сообщается, что наши далекие предки раньше жили в горах: «… и стал лютовать … Бог Сварог. И наказание великое уготовил и смятение горам. И славяне в ночи пробудились из-за великого грома и дрожания земли. А утром увидели разрушенные дома, одни вздыбленные, а другие обрушенные, а иные в дыре великой в Земле пропали так, что и следа не осталось, словно их и не было». Сильное землетрясение, уничтожившее дома и места для выпаса скота, а также стужа, заставили наших отцов-дедов-прадедов покинуть горы и искать новые места обитания. Образ Змея-Горыныча сохраняется у нас, видимо, с тех далеких времен. Как у нас говорится: сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Так и в сказках о Змее-Горыныче, оказывается, отображена борьба за существование в тяжелых горных условиях наших далеких предков, наша древняя история. Мне не хочется, чтобы читатели представили меня русским богатырем, в очередной раз отрубившим Змею-Горынычу все головы. Я хочу быть ему другом и надеюсь, что вы последуете моему примеру. И тогда Змей-Горыныч, являющийся, также как и мы, сыном Матери – Сырой — Земли, и рассказавший о своих змеиных «секретах», поможет нам раскрыть другие тайны древней русской истории.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие