О моем отношении к большинству современных поклонников "славянского мира" постоянным читателям известно. Оно, мягко говоря, настороженное. В 90-х годах слишком много неадекватных людей вроде приснопамятного Хиневича начало сочинять "дохристианскую" культуру славян на пустом месте, щедро сдабривая ее древнеиндийскими мифами — на основе случайного фонетического сходства некоторых слов в санскрите и русском. Потом на этой теме долго спекулировал небезызвестный Задорнов, чьи популистские псевдославянские "уроки истории" со сцены, к сожалению, массово поразили разумы большого количества людей. С тех пор и появился грустный термин "долбослав", который в околоисторических кругах принято применять к любителям этого...
А тут перед отпуском пишет мне друг:
- А хочешь к настоящим родноверам на праздник съездить?
- Это эти, что ли — Явь, Правь, Навь? Веды и прочее?
- Нее, к нормальным. Веды — это ж Индия. Наши этот бред не любят, слишком много в 90-х фальсификаторов славянской истории развелось...
- Адекватные родноверы, что ли? Хочу! Поехали!
И мы поехали на Перунов день.
Праздник Перуна
Проходил он на капище (оформленном, кстати, в частную собственность — во избежание эксцессов) под Калугой с пятницы на воскресенье, основной день — суббота. Сам по себе праздник отчасти напоминал реконский фестиваль, только без обязательной паспортизации костюма — родноверам детальное сходство с историческими образцами одежды без разницы, главное — дух. И я в этом их понимаю, кстати, потому я и сам — не рекон...))
Огороженная территория. За въезд и вход — символическая плата в 500 р. За эти деньги есть даже благоустроенный душ ))
Основные локации: торговая улица, капище с идолом Перуна, храм Огня Сварожича, имитация сторожевой башни, курган с дровами для костра, плюс — отдельное место, символизирующее вход в "мир мертвых". На торговой улице народ гуляет, общается, расторговывается кто чем может. Я, например, нашел там себе пополнение в коллекцию:
Сталь 60с2а, травление горчицей. Никаким боком не реконструкция, но девайс удобный и антуражный. По геометрии клинка — сакс. Ну, саксы и славяне ж близкородственные народы, да...))))
Народу приехало человек под триста, много семейных с детьми. Были и люди из реконструкторской тусовки. Полнейшее разноцветье стилей — кто ходит в цивильном, кто в дурацком, кто в смеси и того, и другого...)
Утро субботы — торг и различные мастер-классы. Вот кузнец ножи ковал.
Горн вполне себе исторический, хотя и не "древнеславянский". Такой тип горна появился на Руси примерно в XII веке, уже в христианскую эпоху — о чем сам же кузнец охотно рассказывал всем желающим. А что делать? О кузнечном деле наших предков более раннего времени информации у ученых очень мало. Увы.
Мехи с коромыслом для свободного накачивания воздуха в горн одной рукой — насколько историчны, каюсь, не знаю. Но сама конструкция проста как мычание и на удивление эффективна — сам видел. При такой "механизации" труда напарник для изготовления мелких вещей — ножей, гвоздей, подков, наконечников стрел — кузнецу совершенно не нужен. И один он управится.
Фестивалили кто как может. Кто торговал одеждой, кто — домашней колбасой и одновременно почему-то нагайками, кто — реально деревянными чурами. Приятель мой вот — поясами и очельями ручной работы (плетение на дощечках):
Три крайние справа — с собачьей шерстью
Где-то в отдалении по старой славянской традиции развлекались кулачными боями...)
Это — храм Огня Сварожича. Вход закрыт для всех, кроме волхвов.
Это — капище Перуна
Вывел я слуховой аппарат на максимум, хожу, смотрю, слушаю — начнется когда-нибудь или нет вот это самое, знаменитое, про Веды, про "славяне на виманах летали", про великую Русь-Орду-Тартарию, которую злые немцы погубили, и прочая, прочая, прочая... Ну вы поняли.
Забегая вперед, скажу — так и не началось. А приятель мой посмеивается: "И не начнется!"
Где-то около полудня заголосил мегафон:
- Начинается церемония посвящения мальчиков в воины! Все за мной!
А "мальчики" — накачанные мужики лет под 20-30 — переговариваются: "Я третий год уже это посвящение прохожу...")))
Народ повалил смотреть посвящение. Из каких источников взяли сам этот ритуал, я вам даже не скажу — не этнограф. Но состоял он из 4 основных этапов:
- церемониальный "переход в мир мертвых", т.е. имитация жертвоприношения;
- пересечение "огненной реки" — босиком по углям в небольшой канаве, метра 3-4 длиной (это вполне реально, кстати, никаким йогом для этого быть не нужно);
- пробежка по огромному бревну (зачем — меня не спрашивайте);
- и, наконец, поиск "Древа Жизни" с завязанными глазами.
Роль Древа Жизни исполнял высокий столб с колесом наверху. Ну, знаете, куда еще за сапогами лазят )))
Пересечение огненной реки:
Пересечение огненной реки.
Прыжок с бревна в стог сена.
"Жмурки" с поиском Древа Жизни.
Нашли Древо не все — из примерно 30 человек, проходивших "посвящение", только четверо или пятеро. Только их в итоге и посвятили в мужчины.
Стало понятно, почему многие пытаются сию церемонию уже который год пройти...)
Поиск "Древа Жизни" растянулся часа на полтора. Вашему покорному стало скучно. А тут, гляжу, казаки...))