Руководитель («Верховода») языческой общины Владивостока — радарь Ярослав. В Приморье он более известен как бывший православный священник местной епархии Валерий Новицкий, добровольно отрекшийся от Церкви в 1992 году [1].

Журналисты газеты «Владивосток» Юлия Игнатенко и Вячеслав Воякин пишут:

«Радарь Ярослав не кто иной, как бывший отец Валерий Новицкий, прославившийся тем, что перешел из Русской православной церкви в старообрядчество. Говорят, он был хорошим православным священником, и его до сих пор помнят многие прихожане. Во время исповеди отец Валерий Новицкий настолько близко к сердцу принимал проблемы паствы, что даже терял сознание. Но, по мнению официальной церкви, его погубили гордыня и желание быть вождем. Неважно, где и какой ценой. Отсюда — постоянные доносы на коллег, скандалы, склоки. Сначала его лишили сана в православной церкви, затем то же сделали старообрядцы. Сегодня дважды поп-расстрига вновь претендует на звание духовного учителя. И похоже, уже обзавелся многочисленными сторонниками» [2]

О радаре Ярославе другой язычник — некто Велимир — писал:

«Радарь Ярослав три года провел на русском Севере — в Архангельской, Новгородской, Псковской землях. Там и принял новое языческое имя... По словам радаря Ярослава, язычество в тех краях весьма распространено, и местные язычники даже творят чудеса — лечат тяжелые болезни, останавливают дождь. «Но со всеми этими экстрасенсами и магами мы не имеем ничего общего, — говорит радарь Ярослав. — То, что обычные люди знают о русской истории, не что иное, как грандиозная мистификация, которую создали христианская церковь и послушные ей жидо-христианские «ученые». Именно они и уничтожили все свидетельства о жизни наших предков до кровавого крещения, вот и получилось, что до этого момента ни истории, ни государства у наших пращуров не было, а сами они чуть ли не в берлоге жили» [1]

Месторасположение центров: Владивосток и другие населенные пункты Приморского края.

«Владивостокская языческая община» — неоязыческая религиозная организация.

Вполне само за себя говорит и ярко характеризует радаря Ярослава описание совершенного радарем над трупом своей родной матери ритуала [1]:

«Владивосток, сопка Орлиное гнездо, январь 2000 г. Верховода языческой общины Владивостока — радарь Ярослав совершил обряд огненного погребения своей усопшей матери. «Это мать моя умерла. Она сама захотела быть похоронена по древнему славянскому обычаю. Наши пращуры никогда не оскверняли землю трупами. Если даже тело и закапывалось, то очень неглубоко, а вся могила заливалась медом — пусть муравей свое возьмет, но не червь да опарыш. С вечера мы ее сюда привезли, а рано поутру крышку струги (гроба) открыли, и вот теперь она через звезды, солнце красное да месяц ясный прямо в рай и отправилась», — так лаконично и просто рассказал об этом знаменательном событии радарь Ярослав. Это первое за последние годы открытое погребение по древнему языческому славянскому обряду. Верховода Ярослав провел этот обряд совершенно открыто, не боясь преследований со стороны православной церкви и государственных органов. Но никто не посмел ему помешать или начать открыто преследовать. Чиновники лишь разводят руками, а священники лишь скрипят зубами. В то время как язычники центральной России (включая московские общины), боясь преследований, при необходимости проводят лишь имитации погребальных обрядов, радарь Ярослав во Владивостоке совершает гражданский подвиг — бросает вызов чужебесию и... побеждает! Встав лицом к солнцу, радарь пел о солнцевороте, обращался к древним славянским богам — чаще всего к Сварогу. Время от времени участники Тризны вставали в круг и воздевали к небу сомкнутые руки. Обращаясь к собравшимся радарь Ярослав говорил, что позабыли мы, русские, обычаи наших пращуров, поклоняемся кресту иудейскому, природу губим, не по ее законам живем. Но придет время, и вернемся мы к корням нашим, и тогда меч словенский поразит всех наших недругов. Народ наш сумеет отличить правду от кривды, добро от зла. Радарь совершил жертву — бросил в гробовую крышку зерен, полил масла, и мужчины положили ее на раскаленные угли. В несколько секунд ее охватил огонь... На вопрос, как они не боятся устраивать столь серьезный ритуал практически в центре города и не опасаются ли возможных преследований со стороны правоохранительных органов и местной власти, радарь Ярослав спокойно ответил следующее: «Кто же может мне запретить жить по обычаям предков? Эта сопка священная — Мать, Крестовая — Отец, а вон тот «зуб» на Окатовой — то Внучек. Они Владивосток хранят. И строить на них ничего нельзя. Здесь, на Орлиной, должно быть капище. Будем здесь деревья сажать, пускай дети ходят сюда птиц кормить. Сейчас дух моей матери будет хранить это место, а вместе с ним и весь наш город». Шокированные дерзостью радаря Ярослава «прохристианенные» свидетели Тризны кинулись в прокуратуру, но получили там вполне логичный, но весьма неожиданный для них ответ: «Уголовной ответственности за сожжение трупа нет. Даже в тех случаях, когда преступник-убийца, желая скрыть следы содеянного, сжигает тело своей жертвы, мы предъявляем ему обвинение в убийстве, а не в сожжении трупа». — Пояснил волнующимся «представителям общественности» заместитель прокурора Владивостока Игорь Ивков. — «Отправление языческого ритуала тоже преступлением не является — если человек умер естественной смертью, да к тому же сам выбрал такой способ захоронения, то состава преступления здесь нет, особенно если у родственников имеются на руках официальное заключение о смерти либо результаты вскрытия, которые доказывают, что человек действительно умер «без посторонней помощи». Есть, правда, 224-я статья УК РФ: «Глумление над трупом», но, судя по вашему рассказу, признаков этого преступления также нет. Безусловно, прокуратура сейчас займется расследованием этого случая. Одно могу сказать точно — в процессе тризны наверняка были нарушены санитарные нормы. Похоронное дело находится в ведении органов местного самоуправления, то есть мэрии Владивостока. Шокированы оказались и работники правового управления городской администрации: «Это просто вандализм какой-то, — сказала начальник управления Валентина Нечаева. — Конечно, закон «О похоронном деле» не предписывает в обязательном порядке закапывать всех умерших в землю. Но зачем сжигать человека в центре города, ведь во Владивостоке уже действует крематорий, где захоронение можно провести вполне цивилизованно? Не готова к вопросу о санитарных нормах оказалась и заместитель главного врача ГЦСЭН Галина Яковец: «Я даже не знаю, как это прокомментировать. Кремация однозначно должна производиться в крематории. Какие санитарные нормы? Это просто дикость какая-то»

Активность радаря Ярослава в распространении абсурдных неоязыческих идей широко (а порою- и скандально) известна в Приморье. Как-то радарь Ярослав заявился с языческими атрибутами (гуслями и волчьей шкурой) в общеобразовательную школу прямо посреди уроков. Учителя отпустили к радарю на «лекцию», в актовый зал школы, учеников 7 «а» и 7 «г», а также 5 «а» классов, где 12-летние подростки узнали об «истинности» языческой веры. После чего радарь Ярослав отпустил учеников 5 класса, а с более старшими школьниками отправился на Крестовую сопку, где, собравшись вокруг костра, дети совершили под руководством радаря обрядовые действия посвящения. Кстати, по признанию учителя школы, классного руководителя 7 «г» класса Елены Брезгиной, педагоги не видят в случившемся «ничего страшного». Привела радаря в школу учительница по предмету «экология духа» Юлия Войтовская, а чуть ранее радарь посетил таким же образом еще одну владивостокскую школу [1].

Представители местной епархии Русской Православной Церкви расценили этот случай как чудовищный, граничащий с сатанизмом.

А местный архиерей заявил, что этот «случай возмутительный, чудовищный и, по меньшей мере, уголовно наказуемый: закон о свободе совести и вероисповеданию запрещает вовлечение детей в религиозные организации и секты»

По словам епископа, «особенно возмутительно, кощунственно и печально то, что обманным путем детские души были отданы язычникам в самый скорбный день — Страстную пятницу, что граничит с сатанизмом»

1. http://svetozar.narod.ru/, 1 июля 2000 г.

2. Игнатенко Ю., Воякин В. Огненная тризна // Владивосток (ежедневная электронная газета), 4 февраля 2000 г.

Поиск

Журнал Родноверие