Мы собрали разные мнения ветеранов боевых действий, экспертов и священников о том, каким должен быть образ русского воина и какими качествами он наделён. Также мы выяснили, к каким символам чаще всего обращаются бойцы на линии соприкосновения, и что помогает им сохранять дух перед ликом смерти.

Назад в былины: силен и опасен

Христианское смирение в прямом прочтении, если его понимать слишком буквально, может превратить воина в смиренного монаха, считают некоторые эксперты. Существует мнение, что образы древних богатырей остались только в былинах и с православной церковью связаны лишь косвенно.


Образы древних богатырей остались в былинах.

Военный эксперт и бывший боец ГРУ Антон Щепетнов подчёркивает, что в России не удалось сформировать образ русского православного христианина, который был бы одновременно сильным и опасным.

По его мнению, это сыграло на руку неоязыческим и другим религиозным течениям, особенно в армии.

— Мы не смогли создать такой образ православного воина, к которому тянулась бы молодёжь. Сейчас у многих христиан ассоциируется образ «смиренного попика», который проповедует подставить другую щёку и угождать всем. Мусульмане и неоязычники смогли создать сильный образ воина. Вот, например, спецназ и десант — почти весь языческий, — говорит Антон Щепетнов. — Молодёжь тянется к силе, и РПЦ, несмотря на её потенциал, не смогла предложить альтернативный образ силы.


Молодёжь тянется к силе.

Две стороны жертвенности

Культурная и историческая традиция России заключается в том, что жертвенность на протяжении тысячелетия была частью народного духа.

По мнению христианских священников, институт церкви на Руси часто поддерживал власть, культивируя идею жертвенности во имя высших целей.

Однако, как он подчёркивает, истинная христианская жертвенность исходит из любви, а не из долга.


Истинная христианская жертвенность исходит из любви.

— Акт христианской жертвенности основан на любви, а не на чувстве долга. Библия ясно говорит: если человек пошёл на жертву не из любви, то этот акт бессмысленен. Жертвенность ради врага никогда не проповедовалась,

— утверждают адепты православной церкви.

Свою точку зрения высказал и отец Виктор, настоятель храма Святого равноапостольного князя Владимира.

— Для православных людей смирение — это покорность воле Божией. Принять со смирением, что защита Родины — это защита своих ближних, а за ближних и жизнь свою отдать можно. Примером являются наши великие полководцы, погибшие в битвах и походах — Александр Невский, Александр Суворов, Федор Ушаков, а также множество православных воинов, положивших жизнь свою «за други своя». Стоит отметить, что пока Русь была языческой — была разрозненна и слаба. Христианство сплотило ее и территории Руси разрослись, стали занимать 1/6 часть суши.

Тем не менее, не все разделяют такую точку зрения. Некоторые эксперты считают, что неоязычество предлагает более прямой и понятный подход к жертвенности.

Преподаватель в Akasha Ashraya Academy, регрессолог и эксперт Васту Владислав Маркелл отмечает, что символы и обереги, такие как скандинавские руны, стали популярны среди солдат, потому что они, по их мнению, работают на практике.

— Солдаты видят, что обращение к этим силам оказывается реально полезным. У меня был случай, когда бойца спас оберег с Агисхьяльмом — скандинавский символ. Пуля попала прямо в амулет, который он носил, и если бы не он, рана была бы смертельной,

— рассказывает Владислав Маркелл.


Неоязычество предлагает более прямой и понятный подход к жертвенности.

Живой миф: герой, погибший за веру

Пример жертвенности ради веры — это история Евгения Родионова, русского солдата, который был обезглавлен за отказ снять православный крест во время первой чеченской войны.

Этот случай широко известен, и хотя его ещё не причислили к лику святых в России, сербы уже включили его в свои священные списки.


Такие истории нужно активно использовать для создания живого мифа о русском воине.

Антон Щепетнов считает, что такие истории нужно активно использовать для создания «живого мифа» о русском воине. По его словам, подобные примеры жертвенности ради веры привлекают молодёжь своей силой и решимостью.

Православное воинство

По мнению экс-депутата Волгоградской облдумы Александра Осипова, образ русского воина неразрывно связан с православной верой. На фронте часто служат священники, которые несут слово Божье вместе с бойцами.

— Жертвенность и любовь к Родине — это громадная сила, которая способна повернуть врага в бегство. Православных воинов на передовой большинство, и без веры человек на войне превращается в жалкое существо, — отмечает Осипов. — Важно помнить, что даже у христиан есть свои символы, связанные с воинской доблестью, такие как Георгий Победоносец или пророк Илия. Георгиевские ордена всегда символизировали мужество и доблесть в России.

Он также подчёркивает, что, несмотря на существование различных символов и религиозных течений, их объединяет одно — стремление защитить Родину и свои семьи.

Символы и обереги

Солдаты на линии соприкосновения часто носят различные амулеты и обереги, и это стало неотъемлемой частью воинской традиции. Эти символы могут быть как христианскими крестами и иконками, так и языческими рунами или другими символами. Некоторым людям ближе языческие представления о мире, и они выбирают свои обереги.

— У некоторых моих знакомых бойцов есть такие нашивки, но при этом они носят крестики и хранят иконки в рюкзаках, — говорит Осипов. — Образы Пресвятой Богородицы написаны в защиту воинов, и их роль на фронте неоценима.

Объединяющая сила духа

Русский воин — это не просто боец, это символ жертвенности, веры и силы. Несмотря на разные взгляды и символы, которых придерживаются люди, все они стремятся к одной цели — защите своей Родины.

Христианские святые, языческие боги, мусульманские пророки — все эти образы объединяет сила духа, любовь к родной земле и желание защитить свой народ.

Россия всегда была многонациональной и многоконфессиональной страной. Именно в этом её сила и, история не даст соврать — секрет непобедимости.

Каждый воин, независимо от своих религиозных убеждений, вносит свой вклад в общее дело, защищая своё Отечество и близких.

Ранее издание «НовостиВолгограда.ру» сообщало, что военный священник из Камышина Дионисий Малякин награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

14 лет назад он стал военным священником, сейчас служит в гвардейской дивизии ВДВ в Туле. А до этого Дионисий Малякин был первым настоятелем воинского храма-часовни Пророка Божия Илии в Камышине.


Все воины стремятся к защите своей Родины.

В этом и состоит истинная суть русского воинства — сильного, жертвенного и верующего.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие