В мире до сих пор сохранились следы язычества, они обнаруживаются в праздниках и обычаях. Как католицизм в Латвии уживается с языческими традициями, рассказывает Baltnews.lv.

В Латвийской культуре, как и большинстве других христианских, сохранились остатки языческих традиций. В интервью TVNET глава Римско-католической церкви в Латвии архиепископ Рижский Збигнев Станкевич рассказал об отношении католицизма к языческим праздникам.

"Если у латвийцев есть духовная пустота, то в эту пустоту может попасть все, что угодно", – сказал Станкевич.

"Мы, конечно, не запрещаем своим верующим посидеть у костра и спеть народные латышские песни. Но только, конечно, добавляем, чтобы при этом они не упивались и не развратничали", – рассказал архиепископ.

Один из праздников, имеющих языческие корни, один из самых любимых праздников латвийцев – Лиго. Он отмечается с 23 на 24 июня, а день перед Лиго считается Зеленым днем или днем Лиги (женское имя – прим. Baltnews.lv). Для латышей Лиго – это своеобразный Новый год, со своими обрядами, церемониями и традиционными зрелищами – спектаклем "Дни портных в Силмачах" и культовым фильмом "Лимузин цвета белой ночи" (в оригинале – "Яновой ночи"). Торжество восходит к культу плодородия и солнца. Традиционно латыши выезжают на природу, поют песни с припевом "Лиго-лиго", плетут венки из дуба или полевых цветов. Девушки по традиции должны умыться утренней росой с полей, тогда им обеспечена вечная красота. Таким образом, праздник соотносится с русским Ивановым днем.

Как считает Станкевич, в этот день нельзя забывать, что 24 июня Католическая церковь отмечает большой религиозный праздник День Святого Иоанна Крестителя. Поэтому "мы призываем празднующих ставить больший акцент на духовную составляющую праздника", сказал он. Архиепископ заметил, что католическая церковь не запрещает праздновать праздник Лиго.

Этот народный праздник немало пережил за свою историю – от почтения в Российской империи до запрета первым секретарем ЦК Компартии Латвии Арвидом Пельше и возвращения, пусть и в измененном виде, в конце 1960-х годов.

Например, после провозглашения в 1918 году Латвийской Республики отмечать Лиго в ее столице начали не сразу – война, немецкая оккупация, прочие неурядицы. Первое массовое празднование в Риге состоялось в 1925 году, тогда страна праздновала четыре дня. Однако, по мнению властей, праздник нанес существенный урон экономике, так как в течение целых четырех дней пульс экономической жизни был искусственно приостановлен. Лиго считался официальным выходным до того момента, как в июне 1961 года ни одного упоминания Лиго в латвийской прессе не осталось. Ни в газетах, ни по радио, где обычно звучал праздничный концерт. Только 23 июня 1988 года в Латвии первый раз отметили праздник Лиго как восстановленный официальный выходной.

В связи праздниками, имеющими языческие корни, Рижский архиепископ назвал христианскую веру "очень универсальной", ведь "христианство имеет неимоверную способность интеграции – потому, если у язычников есть предпосылки чего-то хорошего, мы абсолютно не против".

Наряду с Лиго элементы язычества имеет и Праздник песни и танца. Он, в отличие от Лиго, отмечается не раз в год, а один раз в пять, поэтому в этот день латыши стараются как следует погулять. В этом году праздник собрал 43 тысячи участников. Вселатвийский праздник песни и танца – это фестиваль народных хоров и коллективов народного танца, фольклорных и этнографических ансамблей.

В этом году разговоры о Празднике песни и танца не утихали, он стал полем для дискуссии среди националистов и их противников, а также ареной политического противостояния. Не о таком язычестве говорил Станкевич. Так, мужской хор "Волки" фактически призвал к этническим чисткам в попытке поздравить латвийцев с Праздником песни и танца. Апогеем всего националисткого на Празднике песни и танца стали слова спикера Сейма Латвии Инары Мурниеце. "Нам нужно собрать много позитивной энергии, чтобы мы могли работать и всегда быть латышами, жить по-латышски, думать по-латышски, по-латышски чувствовать", – заявила политик. Такие праздники, по ее словам, показывают, сколько жизненных сил имеется у латышей.

Пользовательница Twitter была шокирована словом "спасибо", прозвучавшим со сцены Праздника песни и танца. Эту непоправимую травму ей нанесла, как оказалась, латвийская оперная певица Марина Ребека.

"Удивление вызвала оперная певица Марина Ребека. Пела на концерте Праздника песни на латышском, в интервью позиционирует себя как латышка, но после концертного выступления вместо paldies сказала "спасибо". У меня челюсть отвисла. Ну уж где, но не на Празднике песни и танца…" – делится возмущением пользовательница LīgLberga.

Эксперты связывают Праздник песни и танца с неонацизмом. Так об этом рассказывает историк Армен Гаспарян для Sputnik Латвия: "Праздник, связанный с язычеством. Я рассказал, что далеко не секрет, что языческая традиция в современном мире очень тесно связана с неонацизмом. Это есть всюду, это можно наблюдать и на Украине, и в Прибалтике, и даже в России".

Поиск

Журнал Родноверие