Друзья!
Увидел свет 15 выпуск периодического печатного издания "Родноверие". 15 лет редакция трудится, собирая по крупицам ценный и достоверный материал о народном обычае. Мы рады, что журнал находит отклик в сердцах соратников, и благодарим всех причастных к жизни, развитию и продвижению издания. Расскажем о содержании выпуска.
Религия, миф и символ.
В статье ведётся разбор определения и составляющих религии. Казалось бы, всё просто. Но в действительности религия является весьма сложным культурным пластом современного мира. Религиозный образ, ритуальная составляющая, космогонические мифы — всё это неотъемлемые части общей картины и понимания определения религии.
Основные представления анимизма.
Согласно теории Эдуарда Тэйлора, именно анимизм является исходной точкой возникновения политеистических и монотеистических религий. Статья рассказывает о анимистической интерпретации болезней, их лечении и достаточно подробно раскрывает суть погребального культа, который является ярчайшим выражением анимизма.
Шаманизм.
В научной литературе давнюю традицию имеет сопоставление с шаманами славянских колдунов, ведунов, знахарей и скоморохов. Особенное структурное сходство отмечается со среднеазиатской шаманской традицией, т. к. и в той и в другой существует возможность общения с духами. В статье рассматриваются три существующие категории шаманов: по выбору духов, по обучению, по передаче — и три этапа обучения и развития. Также идёт речь о шаманских путешествиях и культовых принадлежностях шамана.
Стоглав и Домострой.
Стоглав — законодательный сборник середины XVI века, состоящий из ста статей по вопросам церковной жизни и светского быта. По мнению ряда исследователей, «Стоглав — это попытка выдворить культурное единообразие ..., это попытка покончить с русским "двоеверием", заменить его "благочестием"». В отличие от Стоглава, Домострой не имеет точной хронологической точки отсчёта (но полагается, что основные части Домостроя сложились уже в конце XV столетия), и представляет собой произведение, составленное на основе наблюдения за жизнью русского народа, и даёт достаточно полные сведения о быте наших Предков, критикуя его.
История печатей Руси.
История печатей восходит к глубочайшей древности. Во времена тотемизма подобные знаки являлись родовыми, имели изображения животных и деревьев. С развитием частной собственности родовой знак заменили семейным, который наносился на предметы, находившиеся в собственности той или иной семьи. Следующим этапом в развитии печати стало появление владельческих знаков. Способ прикрепления и разновидности штампов также множились и использовались в разных предназначениях печати. В статье рассматриваются оригинальные типы древнерусских печатей и пломб.
Лабиринты.
Загадочные и таинственные. Они давно привлекают внимание всех интересующихся секретами древности. В статье рассматривается две основные гипотезы возникновения лабиринтов: доисторическая и промысловая. Также затрагивается не менее интересный и дискуссионный фольклорный контекст их возникновения.
Исцеление: путь восстановления.
В статье раскрываются тайны оздоровления и восстановления организма. Баня, массажи (топором, горшком, нагайкой, скалкой да с использованием природных даров), дыхательные практики — такой подход позволит уменьшить траты нервов, времени и денег на избавление от болезни и значительно продлит радость от жизни. "Здоровьем надо заниматься серьёзно, и лучше всего заниматься им, пока оно ещё есть!"
Мир тебе — деревянный дом.
Не так уж давно было время, когда жизнь человека во многом определяло дерево. Из дерева делался крестьянский дом, ладились сани, стругались доски для домовины. Каждый хозяин не только с делом, но и с душой подходил к строительству дома, не скупясь на украшения. По-домашнему тёплая статья повествует о некоторых особенностях и приёмах былого строительства деревянной избы.
Детские пестушки.
Краткий, но ёмкий материал о дошкольном развитии ребёнка, на основании нижегородского детского фольклора. Простые приговоры и стишки способны не только позабавить ребёнка, но и способствуют развитию в детях чувства сострадания и действенного отношения ко всему.
О жизни, смерти и судьбе.
Жизнь — бесконечный выбор различных вариантов. Жизненный путь каждого уникален, и пройти по нему можно лишь однажды. Полнота жизни определяется её вершинными моментами. Свобода человека завязана с судьбой, она может раскрываться в ней и благодаря ей. Судьба так же, как и смерть, является частью жизни. Как и смерть, она даёт жизни смысл. Смерть же может пугать лишь того, кто не заполняет своё жизненное время. Осознанная конечность существования — это не только существенный признак жизни человека, но и причина для придания ей смысла. Не смерть страшна, а жизнь, лишённая жизни.
500 лет.
Статья повествует о промежутке длиною в 500 лет, от официального акта крещения Руси до истинного укоренения христианства в народе. Противостояние христианства и язычества развернулось с конца Х века, после официального акта крещения, однако сам процесс христианизации проходил довольно неравномерно и зачастую принимал вид демонстративной замены старых святынь и обрядов на новые. И в конце XV–XVI веков Русь находилась лишь в начале этого пути, несмотря на официальное пятисотлетнее присутствие христианства. "Русские люди по-прежнему были прелестны и падки на волхование", — писал псковский летописец.
Сварог, Сварожич и Огонь Сварожич.
Является ли Сварог общеславянским Богом? На этот вопрос пока ещё не дан окончательный ответ. Сварожича почитали балтийские славяне, относящиеся к ветви западных славян, о чём неоднократно упоминают западноевропейские хроники. Культ Сварога существовал у южных славян. Восточные славяне почитали Огня Сварожича. Исходя из этого, автор статьи на основании источников прояснит действительную сущность и взаимосвязь между Сварогом, Огнём Сварожичем и Сварожичем.
Свастика — символ света во тьме веков.
Свастика является одним из самих древних и широко распространённых знаков. У многих народов мира она изображена на предметах повседневного быта, одежде, монетах, знамёнах и гербах, при оформлении церквей и домов. Этот символ встречается с 8 тыс. лет до н. э., предположительно выделившись из ромбо-меандрового орнамента, впервые появившегося в позднем палеолите. Но какие первичные ассоциации у многих вызывает это слово? Какие образы всплывают в первую очередь, если не опираться на умение отделять зёрна от плевел? Если быть внимательным, и умело оперировать фактами в историческом контексте, становится понятно, что не всякая свастика попадает под определение символа нацизма. И мы, и наши дети должны знать не только историю ХХ века, но и далёкое прошлое, без которого бы этот век не наступил.
Вода в славянской традиционной культуре.
Она есть источник и начало, средоточие всех потенций бытия. Вода лежит в основе мироздания, она божество женского пола. «Матушка, девица, царица и государыня» обращаются к ней в заговорах. Вода в космогонии, способы исцеления, очищения и оздоровления с помощью воды. Восприятие воды как границы с потусторонним миром. И другие упоминания, и традиции, связанные с водой, раскрывает нам автор статьи.
О древе Личности.
Чем человек мыслит? Что же такое сознание? Что во внешнем мире относительно управляемо нами? Не торопитесь с ответом. Мир един в куда большей степени, чем принято думать. Внутренний мир есть отображение, пусть и в достаточной степени самостоятельное, внешнего мира.
От соловья до соловья: славянский волхв глазами советских писателей.
Обсуждение этой статьи началось ещё при жизни Льва Прозорова (Ворона). Но человек не просто смертен, а смертен внезапно. Полный сил и творческих планов, 16 марта 2020 года Озар покинул этот Мир, перейдя за Кромку, к великим Предкам и Пращурам. Было принято решение разместить статью полностью, в первозданном авторском виде, без сокращений и изменений. С первой частью материала, рассказывающего об образах славянских жрецов и волхвов в художественной литературе советской эпохи, вы познакомитесь в этом номере. Продолжение ждите в следующих выпусках.
Русский Зев.
Приглашение к размышлению и исследованию темы русского Зева со всех сторон: языковой, мифологической, фольклорной, мистической и философской. Беспредельный русский Зев — славяно-русский Хаос, дающий простор для нахождения и вхождения в бытие всему. Необходимо правильно осмыслять это пространство и этот тёмный исток всего бытия.
Окрута в современном Славянском Родноверии.
Окрута — это обрядовое оборотничество, имеющее более мистериальное, нежели театральное происхождение. В традиционной Славянской культуре окрутничество связывается прежде всего с временными промежутками, когда, по народным представлениям, Духи Предков приходят в Мир Живых навестить своих, живущих в Яви, потомков и сородичей. В статье подробно рассматривается терминология, мировоззренческая сущность, характеристики и типы ряжения.
Обряд инициации народа майя.
В статье рассматривается труд Диего де Ланда Кальдерона «Сообщение о делах в Юкатане», рассказывающий о быте, традициях, верованиях и обрядах индейцев майя. Автор обнаруживает немалое сходство обрядов перехода майя и славян. Наиболее интересным к дискуссии автору представляется свидетельство об инициациях, изложенное в главе "XXVI. Крещение".
Инквизиция на Руси.
Современному язычнику стоит задуматься: с кем, как и за что боролась церковь. Ведь не знать события, случившиеся до твоего рождения, — значит быть всегда ребёнком. Времена церковных реформ и сухие факты о разгуле инквизиции после реформ, вплоть до 1769г.
«Порог» и «час» смертный в древнерусской культуре.
По средневековым русским представлениям, смерть есть всего лишь расставание души с земной оболочкой. Смерть — не конец, а начало дальнейшей жизни души. В народной культуре сильна трактовка «порога смертного», основанная на телесности языческого мировосприятия смерти как границы между этим и тем светом, и это не мешает ей соединяться с христианским толкованием «часа смертного» как рубежа между временной земной и вечной жизнью.
Родины: подготовка и обряд.
Зачатие, вынашивание и рождение человека занимают особое место в народной культуре. Путь от рождения ребёнка до обретения им статуса представителя явного мира лежит через перечень обрядовых действ — обязательных и желательных. Статья раскрывает народный обычай в части подготовки к появлению человека на свет, самого процесса рождения и периода младенчества. Рассказывает о некоторых запретах, предосторожностях и приметах.