За время моей бытности многобожцем мне более сотни раз приходилось слышать фразы такого типа: «По радио только что рассказали, как твои язычники хотели принести в жертву святого человека перед статуей Аполлона». Я уже устал по многу раз объяснять одним и тем же людям, что даже христианство выражается в четырех непохожих друг на друга направлениях (не считая сотен сект) – православии, католицизме, протестантизме и англиканстве; а что тогда можно сказать о язычестве, которое существенно разнилось даже у родственных народов?

Итак, тема этой главы – характерные черты язычества славян [см. приложение 5].

Черта первая: особенности строения пантеонов. Широта и разноплеменность нашего народа позволила появиться сразу четырем родственным религиям: религии восточных и южных славян, религии балтийских славян, религии поляков и религии чехов. Построение каждого пантеона зависело от занятий и мировосприятий почитающего его народа.

а) Религия восточных славян отличалась самой сложной и обширной системой божественных функций и их исполнителей. Ярко выделялись боги стихийных сил, природных явлений, астрономических тел, а также боги каждого рода человеческой деятельности. Особое почитание получали боги земного и небесного плодородия. У Юга, постоянно отражавшего набеги азиатских кочевников, на главное место в пантеоне выдвигался Перун – бог грозы и войны. На более спокойном Севере, заросшем дремучими лесами, славяне выбрали своим «патроном» звериного бога Велеса. Это, пожалуй, самое большое различие в верованиях восточных славян.

б) В отношении религии поляков очень сложно утверждать что-то конкретное: по всем первоисточникам получается, что лишь те боги, которые отвечали за родовой и вселенский порядок, были в основе почитания, а всех прочих, включая богов охоты, плодородия и стихийных, невозможно даже выстроить в систему, настолько их мало, и настолько они разрознены. Этому возможны три объяснения:

1)​ сведения столь скудны потому, что большинство первоисточников были уничтожены крестителями;

2)​ (по теории Екимова А.С., дополненной и подтвержденной моими изысканиями) Относительная изоляция предков поляков от факторов, дающих толчки к расширению пантеона. Смотрите сами: с севера поляков прикрывали бодричи, лютичи и поморяне, с юга – болгары, словаки и хорваты, с запада – чехи, с востока – поляне, дреговичи, уличи, тиверцы и вятичи. И, во-первых, перечисленные народы принимали на себя удары внешних врагов, обеспечивая полякам относительную безопасность [исключение – 5 в. н. э., когда нашествия авар и лютичей сформировали западных славян], а во-вторых, большая часть всех видов торгового обмена и породнения у польских племен осуществлялась только с ними, по укладу жизни не слишком отличавшимися от самих поляков; а любая изоляция приводит к застою, что и случилось в данном случае на религиозном плане;

3)​ что-либо иное.

Это еще предстоит выяснить, а пока что факт остается таким: религия поляков была не слишком развита.

в) Религия чехов, напротив, была отлично развита и очень похожа на восточно-славянскую, как по системе божественных функций, так и по персонажам (в чешском пантеоне было около восьми богов, являющихся полными копиями (вкл. имена) своих киевских собратьев). К сожалению, не сохранились сведения о многих малоизвестных богах, которые могли бы указать характерные отличия чешской религии. Однако же, даже те отрывочные упоминания, которыми мы на данный момент располагаем, позволяют судить о многочисленности данной божественной семьи.

г) В религии балтийских славян делался акцент на три рода деятельности: плодородие, скотоводство и войну. Именно боги этих «отраслей», а также боги стихий и светил, заметны количеством и почитанием их. Однако, существует еще и такая особенность, присущая среди славян только данному пантеону: из-за тесных общений с германскими племенами (нередко переходящими в военные столкновения) даже боги мирных функций приобрели военные атрибуты.

Таковы особенности строения пантеонов.

Черта вторая: форма общественного строя пантеона. Возьмем, для примера, язычество эллинское. Там формой строя является монархия: во главе один из богов, вокруг него на «придворных должностях» его родственники, далее, на роли своеобразных чиновников – потомки титанов. Отношения между членами эллинского пантеона соответствующие: родственные чувства или, наоборот, межсемейные разногласия отступают на второй и третий план перед сугубо «придворным этикетом» (с поправкой на эпоху).

В славянском же пантеоне в почете родовые отношения. Подчиняясь главе рода (Перуну), боги также чтут родителя (Сварога) и прародителя (Рода, Кирта и т.п.). А властоносцы, в свою очередь, прислушиваются к мнению подчиненных. И никто не забывает о своем тесном родстве с остальными. Поэтому, хоть нередки среди них разногласия и битвы, решается это достаточно тихо – по-семейному. Из этого, кстати, и проистекает

Черта третья: ярковыраженный дуализм природных явлений и наличие бинарности (оппозиционного противостояния) меж воплощениями добра и зла.

В славянской религии нет разделения на два (или больше) противоборствующих лагеря. Даже темные боги не считаются врагами. Семья остается семьей, и только один бог был изгоем и выродком – Чернобог, исказитель, создающий в противовес полезному вредоносное, нарушающий природные циклы покушениями на светила и подменяющий цикл жизни/смерти превращением в упырей. Но у него нет союзников, он один такой. Даже дикий Велес и буйный Стрибог, даже богиня зимы и смерти Морана остались в семье, поскольку являются неотъемлемой частью природной мозаики. Лишь бессмысленное разрушение, ложь, подлость, принуждение, предательство и искажение не признавались природой. А в остальном – все божественные битвы необходимы для бытия Вселенной: лето борется с зимой, и каждый сезон, сменяя предыдущий, несет людям свои блага; ночь борется с днем, и, если первая дарит покой и прохладу, то второй – тепло и свет, необходимые всему живому; жизнь борется со смертью, и одно проистекает из другого. Только несущие хаос нападения Чернобога выпадали из этой системы, а потому и вставали боги всем миром на защиту законов Вселенной. Но эти битвы рассматривались уже как нежелательные исключения.

Черта четвертая: форма проявления старшего демиурга. Классический пример представлений славян о Вселенной – Збручский идол. Верхняя часть представляет собой четыре фигуры с атрибутами, накрытые одной шапкой. Второй ярус – хоровод людей. Низ статуи – трехликий бог, держащий на себе все упомянутое. Четыре бога – это Мокошь, Лада, Перун и Стрибог (?). А сама фигура представляет собой бога-вселенную Рода. На основе этой скульптуры, многие исследователи заявляют о том, что исконной религией древних славян являлся монотеизм. Дескать, четыре бога под одной шапкой означают проявления единого бога под несколькими ликами или образами. Этими же учеными указываются примеры древнего Египта или Греции, где философам случалось предполагать подобное явление; но особенно часто встречаются ссылки на пример индуизма, где первотворец является в трех формах – Брахме (создателе), Вишну (защитнике) и Шиве (разрушителе). Однако, индуизм (возникший в 6-4 вв. до н.э.), вопреки многим чаяниям, вовсе не идентичен политеизму славян. Это вполне доказывается тем, что разделение индоевропейцев на предков славян, предков индийцев и предков всех прочих народов произошло в V тысячелетии до н.э. Причем религия славян уже тогда имела свои отличительные черты, в то время как ведизм, предшествовавший индуизму) сформировался только во II-I тысячелетиях до н.э.

А в отношении древнеславянского монотеизма я могу указать вам на одно интересное обстоятельство: имя главного демиурга (Род) имеет аналог среди людских определений. В русском языке слово «род» обозначает круг людей, объединенных родственными (собственно) связями. И некое непонятное существо, размножающееся почкованием (о котором можно было бы говорить, если бы прамонотеисты-слависты оказались правы), здесь ни при чем. Так что это не Единый является в облике других богов, а, скорее, боги вместе и составляют этого самого Рода. Это во-первых. А во-вторых, на Збручском идоле изображены не только боги, но и люди (не являющиеся какими-либо конкретными личностями, поскольку лишены атрибутов), и, если развивать предложенную монотеистическую теорию, то получится, что великий единый (?!?) бог Вселенной не только надевает маски младших богов, но и является каждому человеку в виде каждого же человека. Это, конечно, напоминает пантеизм, однако же, в этом пантеизме почему-то человеку не отказано в индивидуальной личности и собственном разуме, а богам вот, непонятно почему, отказано. Такая черта, как абсурдность подобного рода, является отличием христианского пантеизма и нисколько не свойственна пантеизмам языческих народов.

Впрочем, вышеизложенные факты дают пищу для новых идей. А именно: если род людей составлялся отдельными его членами, то, может быть, и божество Род не являлось отдельной личностью, а было всего лишь названием семьи богов? А еще может быть (если принять во внимание все детали Збручского идола и отношения между богами и людьми) божество Род/божественный Род составляют вместе и боги, и люди, и звери, и растения. Это полностью соответствует языческой форме пантеизма и вполне объясняет славянские представления о том, что божество Род – это, собственно, Вселенная. Тут уж впору возникнуть теории и о слиянии разумов в коллективный сверхразум, который и будет разумом бога-вселенной... Но это уже уклон от общей темы книги. Кстати, из указанной черты проистекает

Черта пятая: крайне слабая «субординация» в отношениях между богами и людьми. Отношения были действительно своеобразными: славяне справедливо считали, что к богам надо тянуться ввысь, а не отдаляться от них, ползая на животе. Боги, в свою очередь, помнили, что именно они являются прародителями этого народа. А при таком раскладе творился (с точки зрения христиан) полный беспредел: славяне не докучали богам бесконечными однообразными молитвами, не старались жертвами купить благоволение или откупиться от справделивого возмездия, не надеялись на поблажки, их разговоры с богами были просты и понятны, жертвы обозначали не взятку, но уважение, а за прегрешения шли отвечать со склоненной головой. Боги же не строили из себя капризных деспотов, но следили за стабильностью природных циклов и явлений, служили свидетелями на судах, выполняли посильные добрые просьбы, облегчали и отводили беды. И судили боги по-отечески: согрешившего приговаривали к исправительному наказанию, а преступника – к проклятию и изгнанию из народа или же к смерти. И пока люди чтили волю богов, добро всегда вознаграждалось, а злодей бежал от глаз и мечей Даждьбожьих внуков и их небесных покровителей. Ныне вы видите, к чему привело отречение, свершившееся тысячу лет назад.
Черта шестая: особенности в развитии религии. Многие исследователи начала ХХ века ориентировались по довольно точному, но сильно утрированному «Слову...» св. Григория, который утверждал, что изначально люди приносили требы упырям и берегиням (злым и добрым духам), затем стали ставить трапезу Роду и Рожаницам, а под конец признали главным богом Перуна.

Борис Рыбаков предлагал более полную концепцию:

а) Эпоха упырей и берегинь. Самое начало развития человека и начало формирования его религии;

б) Эпоха Рожаниц. Времена матриархата. Уже появляются представления о первопричинах жизни;

в) Эпоха Рода. Бронзовый век. Выделяется воинская функция. Матриархат тесним патриархатом;

г) Эпоха Сварога и Даждьбога. Железный век. Появление первых укреплений и первого в истории славян законодательства;

д) Эпоха Перуна. Недолгий период, в котором бог грозы был поставлен князем Владимиром главой пантеона и, собственно, «княжеским» богом.

Я же постарался на основе исследований многих ученых создать более подробную схему развития религии наших предков [см. приложение 6]:
800 тыс. лет назад – освоение человеком навыков обращения с огнем. Я допускаю появление основы представлений об огненном божестве (Огне, Зниче, Пеке, Сварожиче)9.

700 тыс. лет назад – появление людей на территории России. Этой же датой ученые отмечают возникновение культа злых и добрых духов (упырей и берегинь)

60 тыс. лет назад – ритуальные погребения людей (в скорченном виде) [см. приложение 18] и медведей. Появляется вера в перерождение души в новом обличье. Также появляется и культ бога животных (Велеса). Я вполне допускаю, что именно тогда мог возникнуть культ богини смерти (Мораны).

23 тыс. лет назад – зафиксированы следы охотничьей магии, к этому времени исследователи относят настенные и скульптурные изображения женщин (беременных и тучных). Появляется культ Живы-Лады – старшей Рожаницы. Возможно, что именно в то время сформировался матриархат.

8-5 тыс. лет до н.э. – появление земледелия и аграрной магии. Усложняется культ Рожаниц: за приплод зверей отвечает теперь Жива-Лада, а за плодородие земли – Мокошь-Пеперуда. Возможно появление культа Лели – богини детства и взросления/возрастания. Появляется культ солнца и его света, что позволяет увидеть еще двух богов – Даждьбога и Ярилу. Зафиксировано обожествление дома, дождя и ужей (которые, по древним представлениям, напрямую связаны с дождем) Родовой строй сменяется общинным.

5 тыс. лет до н.э. – выделение языковых предков славян из индоевропейской семьи.

3 тыс. лет до н.э. – появляются представления о Всеобщей Матери – Вселенной. Встречаются изображения крылатых псов, что позволяет предполагать появление в пантеоне бога Семаргла.

2800 лет до н.э. – обособление праславян от всех прочих индоевропейских групп. Появляется бронзовое оружие и выделяется военная знать. Матриархат сменяется патриархатом. Мужское изначальное божество теснит женское. В качестве бога Вселенной устанавливается Род, а Всеобщая Мать становится богиней Земли. Жива-Лада разделяется на двух богинь – богиню жизни Живу и богиню семьи Ладу. Возникает или закрепляется культ Лели, которую изображают статуэтки девочки со знаком ростка. Первые явные следы культа огня. Возникает идея Нави – подземного мира мертвых, нашедшая отражение в орнаменте керамических изделий. Возможно и появление бога грозы и войны – Перуна, а также Дзеваны – богини охоты, чьи изображения мы встречаем на трипольских сосудах.

1 тыс. лет до н.э. – появление кузниц и железного оружия. Постройка первых горных капищ [см. приложение 14].Вероятно и появление бога неба и кузницы – Сварога.

9-8 вв. до н.э. – захоронения скорченных костяков сменяются вытянутыми погребениями [см. приложение 18]. Идея перерождения души заменяется идеей продолжения умершим земной жизни.

7 в. до н.э. – вытянутые погребения почти повсеместно заменяются трупосожжением, что говорит о появлении идеи небесной обители для умерших. Зафиксированы следы скифского влияния на восточных славян. Строятся первые города. Возможно, что именно в это время в славянском пантеоне появляются иранские имена и персонажи – Хорс (солнце), Стрибог (ветер), Даждьбог (солнце) и Семаргл.

6 в. до н.э. – ряд обрядов и песен, славящих Ярилу как бога плодородия, по некоторым признакам относится исследователями именно к этой дате.

5 в. до н.э. – распространение и активное строительство горных капищ [см. приложение 14]. Появление культа грозы и ее бога – Перуна-Рода или Перуна-Сварога. Возможно, что именно в это время произошло разделение Мокоши-Пеперуды на богиню урожая Мокошь и богиню дождя Пеперуду.

С 5 по 8 вв. н.э. – славянская семья разбивается на западных, восточных, южных и балтийских славян. Родовой строй начинает ослабевать, строится большинство русских городов и крепостей. В византийских летописях зафиксированы военные и колонизационные походы славян на территорию Восточной Римской империи.

8-9 вв. н.э. – общинный строй почти повсеместно меняется на новую стадию развития – город. Появление первых варяжских дружин на службе у городов. Балтославянские культы начинают активно смешиваться с восточнославянскими [см. приложение 18]. Постепенное объединение племен и городов в единое государство – Русь.

980 г. н.э. – первая религиозная реформа князя Владимира. Перун становится княжьим богом и выдвигается на роль главы пантеона. Его, Стрибога, Даждьбога, Хорса, Мокошь и Семаргла ставят главными богами Руси. Простым народом, помимо их, почитаются основными Велес, Ярило, Сварог, Лада и Леля. Относительно полное развитие религии до известной нам формы.

Поиск

Журнал Родноверие