Наверняка все наши читатели знакомы с этими двумя понятиями, или, как минимум, встречались с ними. Эзотерика и экзотерика. И, как обычно бывает, в современности всё перепуталось. Но давайте начнём с исторического контекста.
Эзотерическое противопоставляется экзотерическому. Если эзотерическое, это знание тайное, скрываемое (от др.-греч. ἐσωτεριχός — «внутренний», то есть не выносимый за рамки «своих»), то экзотерическое, это знание явное, не скрываемое, легко обсуждаемое с кем угодно.
Вроде бы простые вещи, но взглянем на сегодняшний день. Я как-то недавно сказал, что в современности эзотерическое и экзотерическое поменялось местами. Скрывается ли от кого-то знание, допустим, о кельтском язычестве? Да не особо, учи древнеирландский, и иди читать мифы в оригинале, делов-то. Но, отчего-то, желающие в очередь не выстраиваются, и подход реконструкции закономерно остаётся уделом довольно малого количества людей, в силу своей кропотливости. Хоть сознательно никем и не скрывается.
С другой стороны, является ли то, что сейчас зовёт себя эзотерикой, чем-то тайным, скрываемым, и «внутренним»? Хо-хо, я вас умоляю — про эгрегоры, тайные знания друидов, ритуалы призыва богов и настоящее кельтское таро можно узнать на YouTube, да и на любой другой платформе, где собралось более одного эзотерика. То есть, в перспективе, на любом сайте, где разрешена возможность коммуникации. Холера, да мне таргетированной рекламой из всех щелей предлагают пройти курсы по очередным тайным знаниям и практикумы по магии.
Да, конечно, есть ещё семантические нагрузки слов, это когда люди сами каким-то словам выдумывают удобные для себя смыслы. Так кто-то может сказать, что «эзотерическое», это не про подход к распространению информации, а про подход к её получению. Например иррациональными путями, или метафизическими, называйте как хотите. Но вот в случае с «тайным/явным» к каким выводам мы можем прийти?
Осталось ли у нас экзотерическое? Да, безусловно, всё вокруг. Любое языческое учение остаётся учением, безусловно, экзотерическим. Всё, что знает специалист по какому-нибудь язычеству, может узнать совершенно любой человек. Правда потратив годы на получение и систематизацию этих знаний.
Осталось ли у нас эзотерическое? Да, тоже осталось. И, по удивительному стечению обстоятельств, это та же самая информация. У меня нечасто возникает желание обсудить какую-нибудь семантику жертвоприношений, по той простой причине, что меня банально не поймут. Немудрено, что какие-то вещи сейчас не принято обсуждать с посторонними. Не из-за религиозных запретов, а из-за нежелания тратить своё время.
Людей, с которыми можно обсудить какие-то архаичные или фольклорные языческие традиции можно пересчитать по пальцам двух рук. Людей, с которыми можно обсудить эгрегоры, выстраивается очередь отсюда и до Авалона.
Таким образом сам ход истории выделяет какое-то знание как эзотерическое, более глубокое и сокрытое, для получения которого нужно приложить много усилий.
С чего я начал — в современности всё немного перепуталось.