Стрибог, как восточнославянское божество, известен по описанию капища Владимира (из Повести временных лет и Проложного жития св. Владимира), а также по «Слову о полку Игореве» (далее – СоПИ). Среди прочих божеств он упоминался в некоторых поучениях против язычества. Контекст источников позволял ученым предлагать различные реконструкции функций Стрибога.

Однако основной базой и исходной точкой для большинства исследователей образа Стрибога является следующее место из «СоПИ»: «Се вѣтри, Стрибожи внуци, вѣютъсъ моря стрѣлами на храбрыя плъкы Игоревы»

Еще первые издатели «СоПИ» (1800 год) сделали в комментариях напрашивающийся вывод, что Стрибог это «славянский Эол, кумир, во время язычествав Киеве боготворимый; ему приписывали власть над ветрами». Но что-то более конкретное об этом персонаже до сих пор сказать сложно.

Атмосферные функции божества могли реконструироваться также исходя из его положения в перечне «пантеона Владимира».

Как пишет М. А. Васильев «Нельзя не обратить внимание на четкую продуманность, мифологически логичную структурированность пантеона, последовательно отразившуюся в порядке перечисления в ПВЛ входивших его состав божеств. Бог Солнца Хорс-Дажьбог и функционально связанный с атмосферой Стрибог (в "Слове о полку Игореве" ветры названы "Стрибожьими внуками") соотносимы с "верхним" миром; богиня Мокошь, "Мать-Сыра-Земля", — со "срединным", земным»

И если связь Стрибога с ветром в историографии никогда не подлежала сомнению, то общая характеристика божества в работах ученых варьировала от благодетельного до вредоносного. Часто исследователи обращали внимание на соседство в источниках Стрибога и Даждьбога, соответственно в них видели дополнение друг к другу или же оппозицию.

Например, Р. Якобсон считал, что «рядом с Дажбогом 'подателем богатств' Стрибог означал 'ширителя, рассевателя богатств', и памятна связь первого с солнцем, а второго – с ветром»

С ним были согласны Вяч. Вс. Иванов и В. Н. Топоров: «где упоминается имя Стрибога в перечислениях богов, оно находится в соседстве с именем Дажьбога <…>

Кроме того, эти два имени бога соотнесены друг с другом как сложные слова с одинаковым вторым компонентом (-богъ) и с первыми компонентами, которые (во всяком случае, в позднейшей народной этимологии) могли осмысляться как грамматически одинаковые (императивы стри, дажь) и семантически связанные как разные наименования акта распределения благ». Противоположную точку зрения, противополагающую Стрибога и Даждьбога, развивал В.В.Мартынов. По его мнению, рассматривать Стрибога и Дажьбога надо в системе противопоставления «зло-благо». Теоним Стрибог понимается как 'добрый бог' от иран. *stibaga, соответственно Дажьбог как 'злой бог' от иран. *duzbaga.

Л. В. Соколова считает, что: «ветры, несущие смертоносные стрелы на полки Игоря, выступают как силы, подчиненные злому, губительному божеству»; отсюда: «следует признать не только грамматическую, но и семантическую, функциональную параллель двух пар славянских богов, отождествив Даждьбога с Белбогом, а Стрибога с Чернобогом.

Данные пары представляют, по всей видимости, бинарные мифологические оппозиции: добро — зло, свет — мрак, жизнь — смерть, верх — низ и подобные». Приверженцы данной теории, возводят имя Стрибог к праславянскому глаголу «стрити» (*sъtьri) — «уничтожать».

Анализ мифопоэтики «СоПИ» позволяет выдвинуть ряд предположений, которые могу конкретизировать общее представление о Стрибоге. Мифология «СоПИ» во многом строится вокруг идеи «солярности», в частности идеи солнечного затмения.

Именно затмение является знаком несчастной судьбы похода Игоря: «солнце ему тъмою путь заступаше»

Поражение Солнца в небе (его затмение) параллельно неудаче похода Игоря. Его (Игоря) поражение рисуется с той же образностью затмения Солнца: в день второго боя русичей с половцами «черные тучи» (половцы), идущие «с моря», хотят затмить, «прикрыти 4 солнца» (четырех русских князей, участвовавших в походе).

«На рѣцѣ на Каялѣ тьма свѣтъ покрыла» — говорится о кульминации земного «затмения»

Надо отметить место появления ветров, «Стрибожих внуцей» — на реке Каяле, которая есть «река смерти с мертвой водой», или же играет роль «символической границы, отделяющей живых от мертвых».

Солнечное затмение имеет вполне очевидное эсхатологическое значение во многих мифологиях. Считалось, что затмение есть некое демоническое существо (змей, волк) которое пытается поглотить Солнце. Когда ему удастся это сделать (съесть Солнце) — тогда и наступит «светопреставление», конец света (например, скандинавский Рагнарек во время которого один волк поглотит солнце, а другой – луну). Князь Игорь Рюрикович, заключая «вечный» мир с греками «на вся лета», так определял срок этой «вечности»: «дондеже сияет солнце и весь мир стоит», указывая в этой ритуальной фразе на наличие некоего отдаленного времени в будущем, когда солнце все-таки перестанет сиять – тогда мир и будет разрушен, а вместе с ним и потеряет силу договор. Известно эсхатологическое восприятие затмения и в письменной культуре Древней Руси (уже, скорее, в рамках христианской мифологии).

Таким образом, силы, участвующие в солнечном затмении, есть силы эсхатологические (космического порядка). В «земном» затмении «Слова» со стороны Солнца выступают «Даждьбожа внук», русские князья («четыре солнца»), с противоположной стороны – «Стрибожи внуци», веющие стрелами и двигаемые тем же ветром «черные тучи» половцев (эсхатологического народа русских летописей).

Можно предположить, что антагонистические отношения между Даждьбогом и Стрибогом, структурно определяемые в рамках бинарных оппозиций, были выражены в некоем эсхатологическом сюжете, следы которого содержатся в мифопоэтическом описании похода и поражения князя Игоря в «Слове». В качестве яркой параллели может выступать индоиранский Ваю – бог ветра, стражник иного мира и воплощение смерти, убивающее своим взглядом. Надо также отметить наличие в народных преданиях 19-20 веков образ Ветра, который в конце времен «посдувает все на свете». Известен Стрибог и в топонимике (географических названиях): Стрибожь в Новгородской губ., Стрибоже озеро, р. Стрибожская на Киевщине, с. Стрибож на Житомирщине, польск. местечко Strzyboga. То, что имя Стрибога известно в Польще, дает основание предполагать, что Стрибог является древним праславянским божеством.

Художник: Андрей Шишкин

Поиск

Журнал Родноверие