Название: Шексни́нский идол (также Новгородский идол, Белозерский идол) / Sheksná Idol (KRus-1)

Материал: гранит.

Найден: в 1893 году при расчистке истока реки Шексны у Белого озера (современная Вологодская область, Россия).

Находится: Новгородский государственный объединённый Музей-заповедник.

Эпоха: примерно VII–IX вв.

Высота: около 75 см.

В каталоге: KRus-1

Фото: О.В. Кутарев, 2017

Се́бежский идол (иногда Псковский (неудачно)) / Sébezh Idol (KRus-2)

Материал: гранит.

Найден: в 1920-е годы в болоте на территории современного Себежского района Псковской области России.

Находится: Себежский краеведческий музей.

Эпоха: конец I тысячелетия

Размеры: высота 67 см (головы 50 см, шляпы 17 см), диаметр 35 см.

В каталоге: KRus-2

Фото: О.В. Кутарев, 2018.

Проме́жицкий идол (также Псковский) / Promézhitsa Idol (KRus-3)

Найден: в 1897 году у реки Промежица в черте Пскова, Россия.

Находится: утрачен в годы Второй мировой войны.

Материал: камень (?)

Размеры: высота около метра.

Эпоха: возможно, первые века II тысячелетия.

Фото: Клейн Л.С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. – СПб.: Евразия, 2004. С. 158 рис. 11

В каталоге: KRus-3

Збру́чский идол (также Лычковецкий идол; неудачно Свентовит из Збруча) / Zbruch Idol (KUkr-1)

Найден: в 1848 году в реке Збруч (ныне Тернопольская область, Украина)

Материал: известняк

Эпоха: возможно, X в.

В каталоге: KUkr-1

Фото: О.В. Кутарев, 2017.

Альтенки́рхенский идол (также Свентовит из Альтенкирхена) / Altenkírchen Idol (KGer-1)

Найден: неизвестно, впервые описан в XVI в., встроен в стену церкви св. Марии городка Альтенкирхен на острове Рюген (Мекленбург-Передняя Померания, Германия)

Материал: камень

В каталоге: KGer-1

Фото: О.В. Кутарев, 2017.

Первый идол из Пове́рче (также Первый Ва́ртовский идол) / Powiércie first Idol (Wárta first Idol) (KPol-1)

Материал: песчаник.

Найдены: Поверческие идолы были найдены в 1855 году в Поверче близ Коло (пол. Powiercie koło Koła) на берегу Варты (современное Великопольское воеводство).

Иконография: голова изваяния отбита; в руках держит некий круглый предмет, возможно, хлеб.

В каталоге: KPol-1

Фото: Błażejewska A. Sztuka “rodzima” na ziemiach polskich w okresie chrystianizacji: próba charakterystyki // Ethos 29 (2016) No 3 (115). S. 33–35. Il. 3.

Второй идол из Пове́рче (также Второй Ва́ртовский идол) / Powiércie second Idol (Wárta second Idol) (KPol-2)

Материал: песчаник.

Найдены: Поверческие идолы были найдены в 1855 году в Поверче близ Коло (пол. Powiercie koło Koła) на берегу Варты (современное Великопольское воеводство).

Высота: 39 см.

В каталоге: KPol-2

Фото: Błażejewska A. Sztuka “rodzima” na ziemiach polskich w okresie chrystianizacji: próba charakterystyki // Ethos 29 (2016) No 3 (115). S. 33–35. Il. 2.

Комо́рский идол (обычно «Любо́вский Белобо́г», неудачно) / Komórze Idol (Łubówo Bélbuk, bad name) (KPol-3)

Материал: песчаник.

Найден: вопреки распространённому мнению, истукан был найден не у Любово (пол. Łubowo) после Второй мировой войны, а на несколько десятилетий раньше на южном полуострове озера Коморье (пол. Komorze), в 5 км северо-западнее (всё – Щецинекский повет Западнопоморского воеводства Польши, пол. powiat Szczecinecki, województwo Zachodniopomorskie). Не имеет никаких оснований и определение идола как Белобога. Тем не менее, название Любовский идол устоялось.

Иконография: на столбообразном необработанном камне вырезаны углублениями глаза, нос, рот, а ниже, более толстой линией – подбородок. Сверху естественное или слегка доработанное природное утолщение камня даёт эффект причёски или даже шапки. Кроме лица других явных изображений нет.

Высота: 120 см.

Датировка: ок. X в.

Этническая атрибуция: поморяне.

Находится: Региональный музей Щецинека (пол. Muzeum Regionalne w Szczecinku).

В каталоге: KPol-3

Фото: Жизнеописание Оттона Бамбергского в церковных сочинениях и преданиях / пер. с лат., исслед. и коммент. А. С. Досаева и О. В. Кутарева. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2021. Ил. 16 (фото: О. В. Кутарев, 2017 г.), с. 576.

Литература: Skrzypek I. Przedchrześcijański posąg kamienny, tzw. “Belbuk” // Szczecineckie Zapiski Historyczne. No 5. – Szczecinek, 2011. S. 37—59.

Первый Ка́мень Ярови́та / First Gerovítstein (KGer-2)

Материал: гранит.

Находятся: оба Яровитштайна встроены в стены церкви св. Петра в городе Вольгаст, земля Мекленбург-Передняя Померания, Германия (St.-Petri-Kirche in Wolgast, Mecklenburg-Vorpommern). Первый Камень Яровита находится прямо внутри церкви, в северной (левой) стене, на высоте около метра от пола. Яровит – божество велетов, описанное в житиях Оттона Бамбергского от Эбона (III, 3 и 8) и Херборда (III, 6), почитаемое в Вольгасте, однако связь его с изображением на камне в действительности неясна, как и в целом неизвестно происхождение так называемых Камней Яровита, чьё название, однако, устоялось.

Размер: 84х44 см.

В каталоге: KGer-2

Фото: Жизнеописание Оттона Бамбергского в церковных сочинениях и преданиях / пер. с лат., исслед. и коммент. А. С. Досаева и О. В. Кутарева. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2021. Ил. 17 (фото: О. В. Кутарев, 2017 г.), с. 601, 797–798.

Второй Ка́мень Ярови́та / Second Gerovítstein (KGer-3)

Материал: гранит.

Находятся: Второй Камень Яровита находится снаружи упомянутой церкви, слева от западного входа, в западной стене на уровне земли, так что половина его закопана. Камень лежит на правом боку; как и Альтенкирхенский идол.

Размер: 193х117 см.

В каталоге: KGer-3

Фото

2) Жизнеописание Оттона Бамбергского в церковных сочинениях и преданиях / пер. с лат., исслед. и коммент. А. С. Досаева и О. В. Кутарева. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2021. Рис. 3, с. 601–602, 797–798.

Плита из Слупска (Słupsk Idol, Stone Plate from Słupsk) (KPol-4)

Описание: каменная плита была встроена в стену церкви св. Петра в городе Слупск (Восточное Поморье, ныне Польша), построенной в XII или XIII в. Церковь была снесена в XIX в., после чего и обнаружилась данная плита, имеющая некоторое сходство с аналогичными изображениями из немецких Вольгаста и Альтенкирхена. Однако атрибуция памятника затруднена.

Материал: гранит

Размер: 125 х 66 х 18 см

Находится: Народный музей Щецина

В каталоге: KPol-4

Фото и информация: Жизнеописание Оттона Бамбергского в церковных сочинениях и преданиях / пер. с лат., исслед. и коммент. А. С. Досаева и О. В. Кутарева. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2021. Ил. 18 (фото: О. В. Кутарев, 2017 г.), с. 632 сн. 1.

Мало́чинский идол (Małócin Idol) (KPol-5)

Найден: в 1926 г. в Малочине (пол. Małocin Мазовецкого воеводства).

Эпоха: примерно VII–VIII вв.

Материал: гранит.

Находится: Музей Земли Завкженьской, Млава, Мазовецкое воеводство, Польша (пол. Muzeum Ziemi Zawkrzeńskiej w Mławie).

В каталоге: KPol-5

Фото: Oleg V. Kutarev. Introduction to the Slavic pagan pantheon. The names of deities that the ancient Slavs actually revered // New researches on the religion and mythology of the Pagan Slavs 2. Ed. by Patrice Lajoye and S. Zochios. Paris: Lingva, 2023. P. 5–46. – P. 30 fig. 5 (фото: О. В. Кутарев, 2017).

Валун из Ле́жно (Léźno Idol) (KPol-6)

Найден: в 1856 г. в Лежно около Картуз, недалеко и от Гданьска (Поморское воеводство, пол. Leźno).

Размер: примерно 80 х 60 см.

Описание: на Валуне из Лежно грубоватым барельефом вырезаны с разных сторон три изображения: человек с копьём (?), другой на коне, и третий с питьевым рогом в правой руке. Исследователи отзываются об этом изваянии очень расплывчато, между тем конь и питьевой рог – наиболее типичные атрибуты божеств балтийских славян, если аналогия и с копьём (Первый Камень Яровита).

Материал: гранит.

Находится: Археологический музей Гданьска (пол. Muzeum Archeologiczne w Gdańsku).

В каталоге: KPol-6

Фото и информация: Жизнеописание Оттона Бамбергского в церковных сочинениях и преданиях / пер. с лат., исслед. и коммент. А. С. Досаева и О. В. Кутарева. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2021. Ил. 19, рис. 4 (фото: О. В. Кутарев, 2017 г.), с. 635–636.

Лицо из Садльно (Stone Face from Sádlno) (KPol-7s)

Описание: В деревушке Садльно (польск. Sadlno) между Камнем-Поморским и Колобжегом слева от входа в местную древнюю (XIII в.) церковь Св. Богоматери Ченстоховской у земли располагается обросший легендами гранитный камень с вырезанным человеческим лицом; нет никакой ясности, откуда он взялся и что мог означать. Некоторые исследователи «Лицо из Садльно» (кажется, с усами) видели символом униженного и побеждённого язычества по аналогии с каменными плитами из немецких церквей Вольгаста и Альтенкирхена.

Материал: гранит.

Находится: Садльно, Грыфицкий повет, Западнопоморское воеводство, Польша (Kościół pw. Matki Boskiej Częstochowskiej w Sadlnie).

В каталоге: KPol-7s

Фото и информация: Жизнеописание Оттона Бамбергского в церковных сочинениях и преданиях / пер. с лат., исслед. и коммент. А. С. Досаева и О. В. Кутарева. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2021. Ил. 13 (фото: О. В. Кутарев, 2017 г.), с. 556–557.

Шкловский идол / (Shklow Idol) (KBel-1)

Материал: песчаник.

Найден: в 1963 году в селе Старый Шклов вблизи города Шклов Могилёвской области Белоруссии.

Описание: идол (белор. Шклоўскі ідал) высотой 1,2 м повреждён, особенно в части лица.

Находится: Национальный исторический музей Минска.

В каталоге: KBel-1

Фото: О.В. Кутарев, 2018.

Остромечевский идол / (Astramechava Idol) (KBel-2)

Найден: в 1955 г. в селе Остромечево (белор. Астрамечава) Брестской области Белоруссии.

Описание: идол маленького размера, менее 20 см в высоту.

Находится: Брестский областной краеведческий музей.

В каталоге: KBel-2

Фото: О.В. Кутарев, 2018.

Лопуша́нский идол, идол из Лопушни́ (иногда Лопушанский Святовид, укр. Лопушанський Світовид, безосновательно) / Lopushniá Idol (Lopushna Svitovid, bad name) (KUkr-2)

Найден: в селе Лопушня Рогатинской общины Ивано-Франковской области Украины.

Описание: найденная в реке в середине XIX в., четырёхликая, как утверждалось, статуя была разбита по указанию христианского священника, так что от неё осталась только нижняя часть с четырьмя ногами, образуя квадратное сечение. Вид изваяния выше колен не был зафиксирован, однако исследователями давно проводятся параллели со Збручским идолом, найденным в 100 км восточнее. Вероятно, идол из Лопушни был значительно выше Збручского идола. На оставшемся от идола основании был установлен крест и в таком виде идол простоял около столетия в Лопушне, после чего в 1960-е был перевезён во Львов, где, в музее, находится поныне.

Находится: стоит на улице рядом с Национальным музеем им. А. Шептицкого во Львове, Украина.

В каталоге: KUkr-2

Фото и сведения: Sokołowska J. Wczesnohistoryczne posągi kamienne odkryte na ziemiach Polski // Światowit XII. 1924–1928. S. 126–129 fig. 4–5.

Акули́нинский идол / Akulínino Idol (KRus-4s)

Найден: в 1908 г. между деревнями Акулинино и Долматово (ныне городской округ Домодедово Московской области).

Описание: размеры идола примерно 35х25х14 см. Хотя некоторые исследователи относили идол к славянским древностям, упирая на то, что его обнаружение произошло на землях древних вятичей, иконографически идол больше похож на степные изваяния неславянских народов. По теории И.Н. Ершова, подобные памятники «естественно включались в общую идеологическую схему садово-паркового искусства конца XVIII–XIX в. в качестве древностей. <…> Владельцы усадеб привозили с присоединённого юга (Малороссия, Новороссия, Крым) настоящие половецкие и скифские изваяния, которые устанавливались в парках <…>. На фоне прочих известных языческих изваяний древних славян Акулининский идол выглядит как явление нетипичное», не только иконографически, но и ввиду отсутствия региональных аналогов. И.Н. Ершов полагает, что идол является поздней попыткой копии раннескифского изваяния, или, менее вероятно, собственно раннескифским изваянием.
Информация: Ершов И.Н. К проблеме атрибуции Акулининского идола // Археология Подмосковья: Материалы научного семинара. Выпуск 5. – М.: Институт археологии РАН, 2009. – 480 с. С. 89–96.

Находится: Государственный исторический музей, Москва.

В каталоге: KRus-4s

Фото: О.В. Кутарев, 2017.

Слонимский идол / Slónim Idol (KBel-3s)

Описание: известняковая голова высотой 46 см с детально вырезанными чертами лица и ушами найдена в черте Слонима в 1934 (или 1937) году вне археологического комплекса. Чрезмерно проработанная иконография при отсутствии княжеской шапки не обнаруживает никаких древних славянских аналогов, вследствие чего вряд ли оправдана музейная датировка X в. Едва ли это памятник славянского язычества. Однако идол постоянно попадает в различные обзоры славянских и белорусских коллекций языческих древностей.

Находится: Слонимский районный краеведческий музей им. И.И. Стабровского, Слоним, Белоруссия.

В каталоге: KBel-3s

Фото: О.В. Кутарев, 2018.

Первый Ива́нковецкий идол / First Iwánkiwci Idol (KUkr-3s)

Описание: относится к группе Днестровских идолов, представляющих собой известняковые изваяния, найденные в Подолье, и относящиеся к черняховской культуре (II–V вв.) или чуть более позднему периоду. Их славянское происхождение оспаривалось, но вполне вероятно. Четырёхгранный столб со стороной около 40 см и высотой более 2 м с трёх сторон сверху имеет слабо детализированные лица, другие детали отсутствуют или не сохранились.

Найден: в селе Иванковцы (укр. Іванківці) Новоушицкого района Хмельницкой области Украины.

Находится: Каменец-Подольский государственный исторический музей-заповедник.

Фото и зарисовки: Довженок В.И. Древнеславянские языческие идолы из с. Иванковцы в Поднестровье // КСИИМК № 48. 1952. С. 138–139 рис. 43–44.

В каталоге: KUkr-3s

Второй Ива́нковецкий идол / Second Iwánkiwci Idol (KUkr-4s)

Описание: относится к группе Днестровских идолов, представляющих собой известняковые изваяния, найденные в Подолье, и относящиеся к черняховской культуре (II–V вв.) или чуть более позднему периоду. Их славянское происхождение оспаривалось, но вполне вероятно. Высотой 235 см и шириной 52 см, столбообразный идол имеет сверху голову, левая часть которой отломана. Тем не менее, видно бороду, а ниже сложенные на груди руки, правая над левой. Других деталей нет. Как и первый Иванковецкий идол, второй введён в научный оборот в 1950–1952 годах.

Находится: Каменец-Подольский государственный исторический музей-заповедник.

Фото и зарисовки: Довженок В.И. Древнеславянские языческие идолы из с. Иванковцы в Поднестровье // КСИИМК № 48. 1952. С. 138–139 рис. 43–44.

В каталоге: KUkr-4s

Третий Ива́нковецкий идол / Third Iwánkiwci Idol (KUkr-5s)

Описание: относится к группе Днестровских идолов, представляющих собой известняковые изваяния, найденные в Подолье, и относящиеся к черняховской культуре (II–V вв.) или чуть более позднему периоду. Их славянское происхождение оспаривалось, но вполне вероятно. На длинном квадратном в сечении (около полуметра) высоком столбе (ныне около 4 м, разделён на несколько частей – памятник был реконструирован, причём восстановление нижней части и числа блоков вызывает разногласия) сверху с одной стороны имеется лицо: глубокие глаза, надбровные дуги, нос, рот. Других деталей у идола нет.

Находится: Каменец-Подольский государственный исторический музей-заповедник.

Фото: все три Иванковецких идола на современной музейной экспозиции, слева направо: 3-й, 1-й, 2-й; google com/maps – S. Peleshok, 2021.

В каталоге: KUkr-5s

Ставча́нский идол / Stavchány Idol (KUkr-6s)

Описание: относится к группе Днестровских идолов, представляющих собой известняковые изваяния, найденные в Подолье, и относящиеся к черняховской культуре (II–V вв.) или чуть более позднему периоду. Их славянское происхождение оспаривалось, но вполне вероятно.

Размером 190 х 52 х 28 см, идол имеет прямоугольное сечение с гладкими обработанными сторонами. На лицевой стороне изображена фигура: лицо в шапке, возможно, с бородой, углублениями обозначены глаза, нос и рот, голова – барельефом. Есть и изображения на теле барельефом: в передней плоскости руки с детально изображёнными пальцами держат питьевой рог на уровне живота; правая чуть выше, левая – снизу. Сзади вдоль позвоночника идёт выпуклая линия, а на уровне пояса – изображение коня. Любопытно, что и рог спереди, и конь сзади – хотя явно перекликаются со Збручским идолом иконографически – развёрнуты зеркально.

Найден: село Ставчаны (укр. Ставчани) Новоушицкого района Хмельницкой области Украины.

В каталоге: KUkr-6s

Прорисовка: Винокур И. С. Языческие изваяния Среднего Поднестровья // История и археология Юго-Западных областей СССР начала нашей эры (МИА Т. 139). М.: Наука, 1967. С. 137 рис. 1, 138 рис. 2. См. также: здесь.

Креме́ннский идол / Kremínne Idol (KUkr-7s)

Описание: относится к группе Днестровских идолов, представляющих собой известняковые изваяния, найденные в Подолье, и относящиеся к черняховской культуре (II–V вв.) или чуть более позднему периоду. Их славянское происхождение оспаривалось, но вполне вероятно.

Датируемый серединой I тысячелетия, высотой 1,5 м и шириной примерно 0,4 см, идол предельно прост: это лицо на слегка сглаженном столбе. Найден в 1960-е у села Креме́нное (укр. Кремінне, Могилёв-Подольский район Винницкой области) на берегу Днестра.

В каталоге: KUkr-7s

Прорисовка: Винокур, I. С., Забашта Р. В. Монументальна скульптура слов’ян. // Археологія, № 1. – Київ, 1989. С. 66 рис. 1.

Ка́люсский идол / Kályus Idol (KUkr-8s)

Описание: относится к группе Днестровских идолов, представляющих собой известняковые изваяния, найденные в Подолье, и относящиеся к черняховской культуре (II–V вв.) или чуть более позднему периоду. Их славянское происхождение оспаривалось, но вполне вероятно.

Размерами 2,32 х 0,60 х 0,26 м, идол был найден ещё до Великой отечественной войны. Традиционно изображение на нём понимается как мужчина с бородой и питьевым рогом в правой руке, в то время как левая лежит под ней (ср. верхнюю лицевую грань Збручского идола).

Найден: село Калюс (укр. Калюс) Новоушицкого района Хмельницкой области Украины.

Находится: Каменец-Подольский государственный исторический музей-заповедник.

В каталоге: KUkr-8s

Прорисовка и сведения: Винокур И. С. Языческие изваяния Среднего Поднестровья // История и археология Юго-Западных областей СССР начала нашей эры (МИА Т. 139). М.: Наука, 1967. С. 140, 141 рис. 5. См. также: здесь.

Юрко́вецкий идол / Jurkíwce Idol (KUkr-9s)

Описание: относится к группе Днестровских идолов, представляющих собой известняковые изваяния, найденные в Подолье, и относящиеся к черняховской культуре (II–V вв.) или чуть более позднему периоду. Их славянское происхождение оспаривалось, но вполне вероятно.

На каменном основании, похожим на человеческий бюст в пояс, сверху идёт сужение, дающее голову в шлеме или шапке. На лице чётко дан барельефом нос и контур лица, остальные детали не видны. И.С. Винокур и Р.В. Забашта датировали идол V–VII вв.

Найден: село Юрковцы́ (укр. Юркíвці), Могилёв-Подольский район Винницкой области Украины.

Находится: Каменец-Подольский государственный исторический музей-заповедник.

В каталоге: KUkr-9s

Прорисовка (подписана, коллаж – О.В. Кутарев, 2016) и сведения: Винокур, I. С., Забашта Р. В. Монументальна скульптура слов’ян. // Археологія, № 1. – Київ, 1989. С. 68 рис. 2, 69.

Я́ровский идол / Yárivka Idol (KUkr-10s)

Описание: относится к группе Днестровских идолов, представляющих собой известняковые изваяния, найденные в Подолье, и относящиеся к черняховской культуре (II–V вв.) или чуть более позднему периоду. Их славянское происхождение оспаривалось, но вполне вероятно.

Идол, найденный в селе Яровка (укр. Ярівка) Хотинского района Черновицкой области Украины, датируют периодом V–VIII вв. В. В. Седов описал его так: «двуликий каменный идол. Это столб высотой 1,7 м. Посредством грубой оббивки на нём схематично изображены два плоских лица, повёрнутых в противоположные стороны. Контуры лиц, глаза, нос и рот обозначены ямками. Одна, по-видимому мужская, голова изображена в остроконечном головном уборе; лицо другой, очевидно, принадлежит женщине, на голове которой шапки нет». Седов В. В. Восточные славяне в VI–XIII вв. – М.: Наука, 1982. С. 265.

В каталоге: KUkr-10s

Прорисовка: 1 – Седов В. В. Восточные славяне в VI–XIII вв. – М.: Наука, 1982. С. 287 рис. LXXIV.
2 – Винокур, I. С., Забашта Р. В. Монументальна скульптура слов’ян. // Археологія, № 1. – Київ, 1989. С. 68 рис. 2.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие