Кутарев Олег Владиславович — аспирант религиоведения, изучает славянскую старину, северное язычество, мировую мифологию.
Несмотря на относительную развитость славистики, высокую степень её разработанности и давние традиции этой науки, она по-прежнему нуждается в качественных исследованиях, посвящённых славянскому язычеству. Во-первых, в силу широкой распространённости идей ряда авторов советской эпохи, преследовавших определённые задачи, но, к сожалению, не всегда глубоко и беспристрастно обосновывавших свои гипотезы.
Художественных фильмов о славянском язычестве практически нет, и, возможно, кто-то скажет, что надо приветствовать любые начинания в этой пустоте, даже если первые блины будут комом. Но я, пожалуй, не встану в ряды таких приветствующих, рассуждая о названной киноленте. Как гласит древнее славянское предание, клюква – она и в Чехии клюква.
1 – пляжи у Череповца: Городище и широченная Волга (см. и фотки в комменте)
Покинув Старую Ладогу и Ленобласть мы оказались в Вологодской области, где прежде мне не случалось бывать даже проездом. Она порадовала хорошими (по российским меркам) дорогами и большим количеством обрабатываемых полей; мы с женой сразу вспомнили Белоруссию, впрочем, и по полям и по качеству дорог далеко Россию обгоняющую.
Первым пунктом нашей поездки утром 17 июля стала Старая Ладога, в 120 км восточнее Питера. Согласно Ипатьевской редакции «Повести временных лет», это была первая столица Руси: именно отсюда правил вначале Рюрик.
Одно из первых упоминаний богини по имени Мокошь появляется в «Повести временных лет» (далее ПВЛ) в описании капища, которое воздвиг в Киеве Владимир в 980 году: «стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса и Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла и Мокошь».
В древнерусском оригинале написание этого теонима точь-в-точь совпадает с современным: «Мокошь». Примерно тогда же эту Богиню упоминает поучение против язычества «Слово Христолюбца»: оно осуждает верующих «в Перуна и Хорса и в Мокошь и в Сима и в Рьгла».
Обычай изображения почитаемых персонажей в том или ином виде является общемировой религиозной практикой. Рисунки, статуэтки или иные символические обозначения богов, духов, героев известны по всей Земле с древнейших времен. <...> Идолы — фигурки или статуи, служащие целям культа, обозначающие почитаемого персонажа мифологии, и имеющие обычно те или иные иконографические черты человека или животного — по всей видимости, появляются в ту же эпоху, что и современный человек как вид, то есть уже в палеолите. Так называемые „палеолитические венеры“, небольшие статуэтки полных женщин из кости или мягких пород камня, по самым осторожным прикидкам насчитывают более 30 000 лет [Dixon 2011. P. 1‒11]. Но говорить о возможном сакральном значении и функциях этих фигурок можно лишь гадательно.
Обращение полабо-балтийских славян (впрочем, не только их одних) в христианство было тяжёлым и чрезвычайно кровавым:
В статье рассматривается материал русскоязычной литературы XVIII в. научного жанра (по истории или мифологии), посвящённый языческим божествам полабо-балтийских славян. Цель исследования — очертить рамки описанного материала, выявить его источники и степень достоверности.
Это мои личные рассуждения, которые иногда трудно доказать (я и не стремлюсь) – но я уверен в них на тех или иных основаниях (например, в свете сравнительных изысканий или даже неких собственных озарений). Впрочем, сюда это бросаю не для утверждения, а для размышлений и может быть обсуждений. Вдруг такой формат изредка вызовет у народа отклик, хотя не уверен, что уж ищу его.