Не моё дело указывать кому-то как надлежит быть язычником. Я и сам, как мне кажется, далёк от языческого миропонимания. И лишь несколько раз за многие годы интуитивно соприкасался с чем-то похожим, осознание чего приходило спустя время. Почти каждый средний язычник, как я заметил, лелеет свою смутную мечту о будущем величии и понятности славянства. Это сквозит в построении словесных формулировок — прогнозах, предположениях, личных пожеланиях. Каждого язычника в той или иной степени тянет совершить нечто запредельное, экзотичное, поступок, принять некое волевое решение. Каждый верит в свой путь, у всякого своё «вот однажды» и «может когда-нибудь»...

Но с какого края не ступай на поле современного славянского неоязычества — попадаешь на бранное. На новом витке истории славянское язычество так и не стало плавным традиционным потоком, рекой единообразия и подобия наследию предков, текущей через людей. Оно не проявилось ровным светом в пути, а стало яркими мерцающими вспышками из идей, споров, смыслов, учений и личных пристрастий. Всё это лишь на мгновения кажет из мрака веков древние конструкции, которые тут же обрастают новыми философскими надстройками. Девизом неоязычества стало извечное «через тернии — к звёздам», где важны именно тернии, а про звёзды — непонятно — есть ли они вообще.

Начиная погружаться в тему, постепенно приходишь к тому, что не столь значимы полученные ответы, сколько правильно поставленные вопросы. А правильные вопросы только и делают, что уводят в лабиринты проблематики, диалектики, философии, споров с поисками и потерей смыслов. Едва делая шаг от цельности древних традиций в современность, человек регулярно наступает на грабли своего полнейшего несоответствия им. И понятно, что учение невозможно ошибок. Но порой за дебатами, разночтениями, толкованиями, россыпями свежих идей, опровержением долбославия и хаяньем христианства происходит ощущение потери той самой путеводной нити, неспешного, но непрерывного течения что ли... Получается, что не люди в поле познания языческой традиции, а язычество какими-то слабыми древними отблесками мерцает в социокультурном поле современности. Именно мерцает, но не теплится. Язычество в 21-ом веке поумнело и от уверенности в своём уме решило, что «перспективно», так и не став традиционнее.

По ощущениям, ещё на рубеже 20-21 веков понимать славянское язычество было проще, так как вообще ещё мало кто что понимал. А сейчас, в конце в первой четверти 21 века, человек, как мне видится, не знает с чего начать изучение и за что взяться. Отделяя «зёрна» традиции от «плевел», более или менее годные рецепты получил лишь небольшой процент язычников. Попутно наскребли неимоверное количество мнений, оценочных суждений, опровержений, новых теорий и практик. Вот по этим буреломным чащобам философий, учений, толкований, чьих-то личных наработок последних десятилетий и начинает свой путь сегодняшний язычник. У каждого бывалого эта своя уже сваренная «каша». А пытливый новичок — всеяден, запускает ложку в каждый «котёл» и черпает всё подряд — много, жадно, часто. И «наедается» — либо начинает играть в долбославие, ничего не понимает, получая сплошные порицания, либо бросает всё нафиг, потеряв надежду разобраться во всех неоязыческих философско-оккультных хитросплетениях. А русла язычества не наблюдается. Нет русла — нет потока.

Изучение языческой традиции идёт не поступательно и даже не скачкообразно, а как-то ломанно. То, в чём был уверен пару лет назад, сегодня уже критикуется и вызывает улыбку. А за сегодняшней убеждённостью уже брезжится очередная гора инноваций неоязыческой мысли. К сожалению, принятие и познание зачастую оборачивается не светом открытий, а воспринимается как решение проблем по мере их поступления. И дело даже не в правильной или неправильной информации, не в её количестве и качестве. Дело в навигации по ней. Цивилизованный человек изучает язычество по книгам, написанным цивилизованными людьми. В каком-то смысле постижение традиции стало сродни современному школьному образованию. Дали порцию информации — «Усвоил? Красавчик!» — «Не понял? Дурак и неуч! В класс умственно отсталых — к долбославам!» Язычество должно воспитывать человека, растить в нём традицию, а не подаваться как блюда на «шведском столе». Подача самой достоверной и правильной информации в условиях современности — путь, увы, тоже провальный. Новое поколение всё более лишается устойчивого внимания к восприятию и анализу информации.

Попробую прям кратко...

В наш информационный век человек всё более лишается умственной занятости. Все усилия по поиску и обработке информации перепоручены умным устройствам. Нет, я не критикую прогресс, но память и мышление современного человека просто не могут двигаться фарватерами этно-традиционных глубин. Да, проблемы — в навигации. Человеческая память становится оперативной, а не долгосрочной, пространства для мыслительных функций просто нет. Заблуждение человека в том, что он кажется себе умнее, чем на самом деле.

Думается, что наша цивилизация постепенно теряет навык (или привычку) устойчивого внимания. Человечество постоянно обнуляет себя, словно перекидывая информацию из своей памяти в некое бездонное хранилище, а собственные познания всё мельче. Мы листаем новостную ленту, стараемся не выпасть из потока, быть на острие тенденций. Но зачастую нашего внимания хватает не дальше заголовков или начальных фраз, не глядя — лайк. Вчерашняя информация сегодня устаревает, информация недельной давности — «баян», а то, что было полгода назад, уже просто сомнительные второй, третий и т.д. сорта. Собственно, так и создаётся иллюзия, что ты наделён знаниями. Человек уверен, что следует верным курсом, а между тем, что весьма опасно, плавает лишь на поверхности знаний, но во множестве разрозненных областей. Проще говоря, ты уверен, что ты — накопитель знаний, а ты — всего лишь их транслятор...

Пример из простейшего. Про себя. На днях меня остановила на улице пожилая женщина: «Сынок, я запуталась, а какое сегодня число?» И знаете, что сделал «сынок»? Сунул руку в карман за телефоном, потому что самому ему помнить число не важно, а умное устройство — всегда уверено. И как ни странно, но я заметил, что больше открытий и ответов по теме язычества приходят, когда я вдумчиво читаю хотя бы и художественную книгу или сказку, когда веду диалог с интересным собеседником, когда неспешно мастерю поделки и обереги, даже когда наблюдаю за воронами в парке, чем когда совершаю сёрфинг по просторам интернета в поисках нужной информации. По этой же причине, обдумав, пытаюсь писать всё это.

Век победившего рационализма закинул человечество на бранные поля за язычество, вытеснив с поля веры\мировоззрения. И заново учиться язычески мыслить и верить просто так, без ссылок на академиков, не давая научных обоснований, не подпирая источниками информации — сложно. Да и невозможно. Умный разложет вам по полкам про цвет неба, зелень травы, свет звёзд и запах дождя. Все мифы и герои давно развенчаны, адаптированы и оптимизированы. Никакой тайне более не укрыться от пристального рассмотрения, объяснения и «раскрытия». Всему даны точные цифры, сроки, схемы или высокоточные оценки и прогнозы. Всё предано огласке, взвешенно, измеряно, показано со всех ракурсов. Никаких страшных сказок, тайн, загадок, мифов и табу всерьёз больше нет. Есть лишь философия, объясняющая почему всё именно так было когда-то. Или игра в долбославие.

Всё язычески иррациональное рационализировано, обтёсано под философские учения, научные и полунаучные теории. Язычники начинают дискутировать с авраамитами на предмет поиска точек соприкосновения. Родноверы сдают в училище экзамены по традиции. Библеисты ищут научные обоснования существования Христа, а крикливые учёные берутся доказать или опровергнуть Бога. Каждый показывает своего «голого короля» через увеличительное стекло, а языческое волшебство мира при этом тает. Человек стал не хранителем тайных знаний, нашёптанных богами свыше, а их растворителем. Абсурдное, великое иррациональное покинуло этот мир, никому никого уже не «обмануть» в самом хорошем смысле слова. Все «умные». «Дураков» больше нет.

А ведь где-то на околице цивилизации живут люди, которые исповедают настоящие традиции, просто люди живущие своим традиционным укладом. И невольно, увидев их лица на фото или экране, ловишь себя на ощущении большего понимания ими своего места в этом мире. На недостижимости и непонимании нами неспешного потока в русле их бытия. Эти люди живут сообразно традиции вне мировых поветрий, информационных бурь, мощного воздействия наук и прогрессов всех типов. Эти люди просто живут. Ключевое слово «живут». Не «планируют», не «добиваются», не «ищут своих путей», не «познают себя», не «дискутируют», не выстраивают пирамид из учений. Живут! Потому что так дано свыше, а уж кем там — богами, небом, духами — не имеет значения. Это люди, которые нашли себя в настоящем через прошлое, через наследие предков. А мы своего русла из прошлого в настоящее не нашли, мы стали яркими вспышками идей, так и не став потоком...

Все эти информационные мельтешения разрешают цивилизованному человеку много иллюзий. Например, своё понимание и пребывание себя в традиции, без пребывания в ней. Укрывшись за массивом информации, человек подарил себе обоснованных, адаптированных, рациональных богов. Но лиши нас новостей язычества, «жрецов», «волхвов», авторов, интерпретаторов, популяризаторов, ярморочных праздников, красивых картинок и слоганов, постов, статей, и язычники разбегутся по белее важным жизненным делам. И где-то совсем на периферии бытия останется лишь затуманенная идея своего «вот однажды» и «может когда-нибудь». Останется лишь ностальгия по языческому волшебству, потерянному (или так и не обретённому?) где-то в боях за языческую же правду.

Поиск

Журнал Родноверие