Кукиш, шиш, фига, дуля — жест, символизирующий коитус и имеющий обсценную семантику. Согласно традиционным правилам этикета, кукиш является неприличным жестом, имеющим целью оскорбить и унизить того,кому его показывают, а также способом выразить крайнее неприятие, резкий отказ, смешанный с презрением.

В магической практике кукиш, наряду с другими жестами, обозначающими коитус и гениталии, является универсальным оберегом, способным отгонять опасность, особенно сглаз и нечистую силу. Кукиш входит в число жестов, распространенных у вост. и зап. славян. У юж.славян, за исключением словенцев, кукиш почти не известен и осмысляется как заимствование из в.-слав. традиции. Ю.-слав. жестами, синонимичными кукишу, являются «кур» — поднятый вверх средний палец, когда остальные пальцы прижаты к ладони, а также жест, при котором кистью левой руки плашмя ударяют в согнутую в локте правую руку, поднятую вверх. Близкое кукишу охранительное значение имеют т. н. «рога», или «шипак», — ю.-слав. жест, при котором подняты вверх мизинец и указательный палец, а остальные прижаты к ладони. Этим жестом отгоняли от себя мору, вампира или вештицу.

Чтобы защитить себя или ребенка от сглаза, следовало незаметно сложить кукиш (в.-слав.). В Полесье, чтобы предотвратить порчу ткущегося полотна, хозяйка сквозь кросна показывала кукиш вошедшему в дом постороннему человеку, а когда он выходил из хаты, она показывала кукиш ему вслед; иногда в подобном случае показывали два кукиша через ниты (волын.). По словен. верованиям, чтобы никто не сглазил работу при сбивании масла, следовало плюнуть в маслобойку и показать кукиш. Демонстрация кукиша в охранительных целях часто сопровождалась другими отгонными действиями, например, вслед обладателю «злого» глаза бросали уголь,соль, кусок кирпича от печки и т. п.

При встрече с волком, чтобы отогнать его от себя, следовало отвернуться, а левой рукой показать ему кукиш (брест.); кукиш показывали и для того, чтобы отогнать собаку (гомел.). Согласно полесской быличке, кукиш отгоняет даже смерть — женщина не могла умереть, потому что показывала кукиш пришедшей за ней Смерти, но когда разжала руки, сразу умерла.

Часто демонстрация кукиша источнику опасности сопровождалась приговором типа:«На тобё, штоб до пары, да иди»; «Ражон табе у горла, дзяркач узубы, соль у вочы»; «Соль тебе в очи, головня тебе в зубы, горшок промеж щек».

Имеется одно полесское свидетельство о том, что кукиш мог быть не только жестом, но и специально сделанным амулетом, вырезанным из дерева и прикрепленным к ткацкому станку, чтобы защитить полотно от сглаза (брест.).

Жест мог заменяться как называнием коитуса, например, «А зное Бог понёс, а матерам дуля под нос» (гомел.), так и фаллоса. Согласно Толстому Н.И., защитительным фаллическим словом было у вост. славян и у болгар слово «чур» («Чур меня!»), имевшее древнее значение 'penis'. Этимологию этого слова, в котором начальное č могло чередоваться с k (ср. *kurъ 'penis' и *kurъ 'петух'), подтверждают фольклорно - этнографические данные.

0vHEFmvR Lk

Источники

Левкиевская Е.Е. Кукиш // СДЭС

Толстой Н.И. Гениталии // СДЭС

Подписка на обновления

Материалы на нашем сайте обновляются практически ежедневно. Подпишитесь и первыми узнайте обо всём самом интересном!

Авторизация

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от 13.06.2009

Василий Бутров - Традиционная одежда

Лекция школы "Русская Традиция" от 25.06.2009

Феликс Эльдемуров - Славянское траволечение. Беседа вторая

Поиск

Журнал Родноверие