Повсеместно нож использовали для защиты лиц, находящихся в ситуации «перехода»: беременных, рожениц, новорожденных и особенно некрещеных детей, молодоженов.

Беременная женщина носила складной нож в кармане от сглаза (з.-полес). Наряду с др. острыми предметами и колючими растениями нож помещали рядом с роженицей (втыкали в косяк двери, клали под подушку, под кровать и пр.), чтобы защитить се от порчи и нечистой силы (о.-слав.). Выходя из дому в шестинедельный период после родов, роженица должна была брать с собой нож, обычно затыкая его за пояс, пряча в кармане или за пазухой, чтобы ее не могли «испортить» и чтобы она не могла причинить никому вреда своей ритуальной нечистотой (о.-слав.).

Нож, наряду с иглой, солью, угольком, куском хлеба, кусочком кирпича от печи и др. оберегами, клали под подушку или под колыбель ребенку, втыкали снизу в колыбель, чтобы защитить его от сглаза, не допустить к нему нечистую силу, которая могла бы обменять его на своего детеныша (о.-слав.). Если мать выходила на улицу, она должна была перед началом кормления подложить под себя нож, чтобы не перенести на ребенка возможную порчу (полес).

Когда молодые выходили из дома, направляясь в церковь, перед ними в землю втыкали нож, и все участники свадьбы переступали через него (полес). Невеста перед отъездом к венцу произносила охранительный заговор, в котором символически отрезала от себя все злое: «Косами откошуся, ножами отножуся, и злого духа не боюся» (гомел.).

При постройке дома нож клали под передний угол острием на запад, чтобы дому и домочадцам никто не смог причинить зло, чтобы оно «накололось» об нож (полес.). Перед тем, как надеть на себя новую сорочку, через нее пропускали нож, чтобы обезвредить находящуюся на ней возможную порчу (в.-полес.). Когда сновали, навивали или ткали, за пояс затыкали нож, чтобы предохранить работу от сглаза (бел,).

Нож повсеместно использовали для охраны от нечистой силы и борьбы с ней. Ножом, как и др. железными предметами, обводили магический круг, чтобы обезопасить себя от нечистой силы во время святочных гаданий на перекрестке (с.-рус.) или при добывании цветка папоротника в купальскую ночь (в.-слав.); человек, которого давит мора, должен три раза обвести ножом вокруг дома (босн., герцеговин.). Нож, наряду с косой, топором и др., клали на порог, на окно, втыкали в косяки дверей и ворот, чтобы в дом не могла проникнуть нечистая сила: черт (с.-рус, бел.), колдунья (ю.-рус), вампир (серб) , мора (серб). Нож клали на ночь в постель, чтобы обезопасить себя от зморы (ю.-слав., чеш., кашуб.), стриги (хорв.), вампира (серб.), домового (в.-бел,), ходячего покойника (с,-рус).

Нож клали в гроб «нечистым» покойникам: колдуну (полес.) или вампиру (ю.-слав.), чтобы они накололись на него, если захотят встать из могилы после смерти. Чтобы избавить покойника от участи вампира, на то время, пока он лежит в доме, втыкали перед его головой большой нож (Босния). Если подозревали, что умерший может превратиться в вампира, чтобы предотвратить это, протыкали ему грудь, ноги и руки пятью старыми ножами или одним ножом и четырьмя шипами боярышника (серб.). Чтобы уничтожить вставшего из могилы вампира, его кожу протыкали острыми предметами, в том числе ножом (серб., макед.). При встрече с вихрем часто предписывалось бросить в него нож, чтобы ранить крутящуюся в нем нечистую силу.

Источник

Левкиевская Е.Е. НОЖ // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.,2004. — Т. 3.

Поиск

Журнал Родноверие