Образ славянского бога грозы Перуна несомненно был связан с образом змеи как первобытным олицетворением молнии. Некоторые источники его прямо называют «змиякою».

Согласно сформулированному правилу («если у мифологического существа неладно с ногами, то ищите змею») мы ищем рассказ о его ногах и находим. В черногорской легенде об Илье Пророке, под которым надо разуметь Перуна, сообщается, что бог-громовик был ранен в ногу дьяволом. Мы думаем, что этот рассказ — такой же «мифологический атавизм», как и рассказ о повреждении Тифоном ног греческого громовика Зевса, смутное воспоминание о том, что славянский бог грозы был когда-то хромым. Можно привести еще много примеров. Но и приведенные дают возможность расположить их в эволюционный ряд, выявляющий этапы антропоморфизации змеи как существа мифологического:

1) змея (первобытная стадия);
2) человекоподобное существо со змеиным-хвостом (стадия Эрихтония);
3) одноногое божество;
4) хромое божество (стадия Гефеста);
5) божество, имеющее недостаток в ноге (стадия Эдипа);
6) божество вполне «очеловеченное», на былую хромоту которого намекает только миф или ритуал (стадия Зевса).

Но это самая общая схема. В эволюции конкретного мифологического образа могут выпадать те или иные этапы.

Источник

К.Д. Лаушкин. Баба-Яга и одноногие боги (К вопросу о происхождении образа) // Фольклор и этнография, 1970.

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от 25.06.2009

[видео]

Феликс Эльдемуров — Славянское траволечение. Беседа вторая

Лекция школы "Русская Традиция" от 03.10.2009

[видео]

Велеслав — Родноверие. Основы миропонимания

Поиск

Журнал Родноверие