- "Авары намеревались захватить Византию и подготовили механические стенобитные приспособления. Там были и деревянные башни и военные машины „черепахи". Но после того как они пододвинули машины к стене, божественная сила неожиданно их разрушила и находящихся на них аварских воинов истребила...

...И так как множество славян следовало вместе с аварами и действовало в союзе с ними, они дали им знак, чтобы, как только они заметят факелы, зажженные на передней стене Влахерн, именуемой птерон [крылом], они сразу же подошли туда на лодках-однодеревках, чтобы вплавь пробраться, взволновать город, и чтобы авары могли смело броситься со стен внутрь города. Это стало известно патрикию Бону, и он снарядил двухрядные [диэры] и трехрядные [триэры] весельные суда и в том месте, где был подан сигнал, вооружившись, пристал там. И также послал диэры к другому, противоположному берегу. И приказал сразу же дать огневой сигнал. Увидев знак, славяне от реки, именуемой Барбисс, устремились и пошли по направлению к городу. Те же налетели на них, загнали их в середину и сразу же опрокинули, так что и морская вода сильно закрасилась кровью. СРЕДИ ТРУПОВ УБИТЫХ ОКАЗАЛИСЬ И СЛАВЯНСКИЕ ЖЕНЩИНЫ." (цит. по: Никифора патриарха константинопольского краткая история со времени после царствования Маврикия // Византийский временник, Том 3 (28). 1950.);

- "Наступил июль месяц, и в двадцатый его день росы в большом числе вышли из города, напали на ромеев и стали сражаться. Ободрял их и побуждал к битве некий знаменитый среди скифов муж, по имени Икмор, который после гибели Сфангела пользовался у них наивеличайшим почетом и был уважаем всеми за одну свою доблесть, а не за знатность единокровных сородичей или в силу благорасположения. Видя, как он мужественно сражается, ободряет и воодушевляет других и приводит в замешательство ряды ромеев, Анемас, один из императорских телохранителей, сын царя критян Курупа, не смущаясь ростом этого мужа и не боясь его силы, воспламенил свое сердце яростью, заставил своего коня [несколько раз] прыгнуть в разные стороны, извлек висевший у бедра клинок, бешено устремился на скифа и, ударив его мечом в левое плечо повыше ключицы, перерубил шею, так что отрубленная голова вместе с правой рукой упала на землю. когда скиф свалился, Анемас невредимым вернулся в свой стан.

Из-за этого подвига поднялся сильный шум, ибо ромеи радостно кричали по случаю победы, скифы же вопили нечто непонятное и утратили свое воодушевление. Ромеи усилили свой натиск, и те, обратившись в бегство, бесславно удалились в город. Немало было в этот день убитых — одни были растоптаны в тесноте, других же настигая перекололи ромеи. Если бы не наступление ночи, то и сам Свендослав не избежал бы плена. Спасшись от опасности и находясь за стенами, [скифы] подняли великий плач из-за смерти Икмора. СНИМАЯ ДОСПЕХИ С УБИТЫХ ВАРВАРОВ, РОМЕИ НАХОДИЛИ МЕЖДУ НИМИ МЁРТВЫХ ЖЕНЩИН В МУЖСКОЙ ОДЕЖДЕ, КОТОРЫЕ СРАЖАЛИСЬ ВМЕСТЕ С МУЖЧИНАМИ ПРОТИВ РОМЕЕВ." (И. Скилица "Обзрение историй", цит. по: Лев Диакон. История.- М. 1988);

- "Псковская Судная грамота постановляет, что могли выходить на поле (судебный поединок - примечание В.К.) не только мущины , но и женщины. По общему правилу бой должен быть равный , и потому дозволялось сражаться бойцу с бойцем, а небойцу съ небойцем; на этом основании малолетный , престарелый, больной, увечный и женщина (а по Судебнику - и священник) против взрослого и здороваго мущины могли нанимать и ставить, вместо себя, наймитов. Но если иск вела женщина против женщины, то наймиты запрещались [...]

У чеховъ судебные поединки играли значительную роль, как это видно из "Ряда земскаго права". По установленiя этого памятника, суд об убийстве родича кончался поединком ; противники перед битвою присягали, вооружение состояло из меча и щита; состязание происходило въ назначенном месте, огражденномъ перилами.

Утомленный боец мог просить отдыха до трех раз и тогда клали между соперниками бревно, черезъ которое ни тот, ни другой не прав были переступать. Победитель отрубал своему врагу голову. Люди низкаго звания должны были биться палками.

За малолетнаго сироту выходилъ на поединокъ один из родичей; заступа место сироты, он от него получал щит и меч. Если вдова позвала кого на суд за убийство мужа или родственника, и доходило до поединка, то ответчик долженъ былъ стать по пояс в яму и оттуда сражаться с нею. Тою же льготою пользовалась и девица, если сама желала; в противном случав ей предоставлялось сиротское право." (цит. по: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.2 - М.,1868).

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от 08.09.2009

[видео]

Василий Бутров — Танец и пляска в народной традиции

Лекция школы "Русская Традиция" от 08.11.2009

[видео]

Богумил Мурин — Значение снов и сновидений у славян

Поиск

Журнал Родноверие