Беременная резко ограничена в своих социальных функциях как лицо, опасное для окружающих (по причине двоедушия), но также как лицо, беззащитное перед нечистой силой.

Для защиты от нечистой силы, сглаза и порчи беременная всегда имела при себе предметы — обереги, без которых она не выходила из дома:

красные шерстяные нитки, лоскуты, ленты, шнурки, обвязываемые вокруг пальца, руки, шеи, пояса или носимые при себе;

щепки от разбитого молнией дерева, уголь, кусочек кирпича от печи, соль и пр.;

ладанки с освященными травами, хлебом и т. п.

Обережные запреты для беременной

  • запрещалось стоять или сидеть на пороге, на границе (меже);
  • запрещалось переступать через жердь, колодезный крюк, оглобли, вообще кривые предметы, веник, поваленное
  • бурей дерево, ружье, топор, вилы, грабли;
  • запрещалось проходить под аркой из двух наклоненных столбов;
  • запрещалось перелезать через забор, окно, канаву;
  • запрещалось по пятницам золить белье и расчесывать волосы;
  • запрещалось зашивать что-либо на себе, а также вообще шить, прясть, вязать;
  • запрещалось брать в руки веревку, переступать через нее или проходить под ней, носить бусы и кольца;
  • запрещалось переходить дорогу похоронной процессии, присутствовать при положении покойника в гроб, при
  • выносе гроба, вообще участвовать в похоронах;
  • запрещалось смотреть в щели, долго смотреть в зеркало или на воду;
  • запрещалось выходить из дому после захода солнца, смотреть на луну, ходить при свете луны, спать под лунным светом;
  • запрещалось изображать калеку, увечного и вообще любого человека с физическими недостатками, надевать одежду наизнанку и мужскую одежду;
  • запрещалось отгонять скотину или свинью ногой, позволять кошке или собаке проходить между ногами;
  • запрещалось есть тайком или впотьмах;
  • запрещалось брать взаймы.

Обережные запреты от беременной

ей запрещалось быть крестной матерью (умрет или ее будущий ребенок, или крестник), свахой, дружкой или старостой на свадьбе, иначе молодым грозит несчастье, присутствовать при повязывании невесте чепца.

Участие беременной в крестильных, свадебных и похоронных обрядах, если и допускалось, требовало специальных защитных мер: беременная, идя на свадьбу, надевала белье наизнанку, за столом ей давали две ложки; выступая в роли крестной матери или идя прощаться с покойником, она надевала два фартука (наряду с другими оберегами).

Источник

Толстая С.М. БЕРЕМЕННОСТЬ, БЕРЕМЕННАЯ ЖЕНЩИНА // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М., 1995. — Т. 1.

Поиск

Журнал Родноверие