В наше время довольно затруднительно совершить похоронный обряд по заветам Предков в полной мере. С погребением ещё куда ни шло, а вот сожигание на Краде — почти вовсе неосуществимо.

Предложенный нами обряд стал плодом желания всё-таки направить душу близкого человека не в чёрное крематорское марево неопределённости (как при светском обряде без обращения к Родным Богам), а по Светлой Стезе Предков, в Небесный Ирий. Этот обряд также полезен тогда, когда усопший человек не относится к вашей родне, и вы не можете повлиять на решение семьи отпеть его в церкви. В этом случае особенно важно предложить душе иной загробный путь.

Тризна: общие сведения и подготовка

- Тризну творят на третий день после смерти, как и все другие виды похорон. По славянским верованиям, после смерти душа 3 дня находится вблизи родных, затем до 9-го дня прощается с домом и родными местами, а потом до 40-го дня странствует по миру. Поэтому творить Тризну можно в иной день, исходя из степени своей близости с покойным. Если это ваш друг — то уместно править обряд с 4-го до 9-го дня, если же сородич скончался в другом городе — то после 9-го и до 40-го дня (однако если покойному предстоит отпевание в церкви — то лучше постараться свершить Тризну до него). Таким образом будет наиболее вероятно привлечь внимание души к вашей заочной Тризне.

- Тризна чаще всего свершается на закате дня, усопший зрит Солнце и следует за ним прочь из мира Яви. Строго заказано править Тризну в ночи, после захода Солнца: это время тёмных духов, которые легко могут пленить отходящую душу.

- Традиционный для славян цвет траура — белый. Это цвет не горя, а светлой печали, святости и обновления: ведь сородичи, жившие по Правде, уходят от нас во Светлый Ирий, соединяясь со славными Предками. Участники Тризны знаменуют свою печаль белой одеждой или хотя бы отдельными её частями. Женщины покрывают голову белым платом (в том числе, чтобы оберечь себя от вредоносных проникновений из Нави, ведь женский пол более восприимчив к подобным вещам), жена почившего может распустить волосы, особенно если собирается причитать.

- Соприкосновение с миром Мёртвых может быть опасно для детей, неженатой молодёжи, женщин во время месячных или ожидающих ребёнка — людям этих статей крайне нежелательно участвовать в обряде.

Крада и Ладья

- Краду можно устроить на любом чистом, желательно возвышенном месте на лоне Природы, можно и на Капище, но в этом случае костёр для Крады должен быть сложен отдельно от требного Огня, то есть нельзя принести требу и затем в тот же Огонь возложить погребальную ладью.

- Сама Крада — это костёр, где дрова сложены в форме колодца, а внутрь, естественно, набито хвороста и лучины для доброго горения. До начала складывания костра на выбранное место кладётся небольшая «жертва Краде» (снедь или красное вино) — для помощи делу.

- Ладья умершего делается малой (например, 30 см в длину). Самый древний способ «кораблестроения» — выдолбить лодочку из цельного куска древесины. Можно делать из бересты, которую проливают воском или смолой по швам. В любом случае лодка должна быть действительно водостойкой: не бутафорский бумажный кораблик, а уменьшенное судно, которое не оскорбит покойного, а поможет ему переплыть Окиян-море и попасть на Велесовы Луга.

- Усопший представляется фотографией или объёмной фигуркой, сделанной специально для сего действа. Кроме неё в ладью кладётся то, что кладут по традиции в гроб: орудие для любимого занятия покойного (мастеру — инструмент, музыканту — струну), лично ценные предметы (обереги, украшения). Значимые вещи привлекут душу и помогут ей отождествиться с сожигаемым. По обычаю усопшему также собирают еды «в дорогу»: небольшую долю колива (каши с мёдом), блинов или другого поминального блюда кладут в берестяные фунтики или другие легко горящие сосуды.

- Ладья ставится поверх Крады-колодца на «печальный» (траурный) рушник — белое полотно шириной около 30 см и такой длины, чтобы концы его свисали с краёв Крады. Этот рушник обозначает Белый Путь между мирами, по которому последует душа умершего. Из символики следуют и условия обработки такни: торцы полосы не должны быть зашиты, чтобы не перегораживать душе дорогу (по ним можно сделать бахрому); если долгий край подшивается опрятности ради, то движение иголкой следует делать только вперёд, без обратных стежков и без узлов на концах нити — ровно так же, как шьют одежду на покойника, чтобы не торить тому пути назад.

- Положение ладьи на Краде должно быть носом на север или на запад. Север — самое благоприятное направление, это сторона Предков. При этом изображение покойного должно смотреть вперёд по ходу ладьи, то есть лежать ногами вперёд. Таким образом покойный «смотрит» на заходящее Солнце и следует за ним.

- Все передвижения вокруг Крады, передачу предметов и очереди слова на Тризне следует совершать противосолонь (против часовой стрелки): это направление разрушения в Яви, обратное созидательному Солнечному началу, но не стоит придавать ему лишней демоничности.

Ход обряда

- Подготовя Краду и всё нужное, совершить обычный зачин, одинаковый для любого обряда.

- Приглашение почившего. Одна из главных и трудных задач заочной Тризны — призвать на место обряда душу умершего. Иначе всё дальнейшее будет не более, чем просто символом. Однако если приглашение удалось — мы действительно можем помочь душе в её посмертных испытаниях, предложив ей дорогу, проверенную сотнями поколений праведных языческих Пращуров. Ведь не всякий человек уверенно представляет, что ждёт его за чертой, а душа проживает на первых порах после смерти именно то, чего ожидает. И души тех, у кого нет чёткой картины воззрений — погружаются в марево пустоты, из которого не так-то просто выбраться.

Итак, приглашение почившего. Встав вокруг Крады в молчании, всем участникам нужно установить эмоциональную связь с душой уходящего, вызвав в себе его живой образ, припомнив значимые моменты ваших отношений. Каждый мысленно призывает сородича по имени, сердечно приглашая его душу посетить обряд в его честь.

- Здесь уместен традиционный обряд плача по умершему, который исполняется близкой ему женщиной. Величающий достоинства почившего и одновременно выражающий глубокое горе разлуки, такой плач служит «маяком», притягивая странствующую душу к месту происходящего.

Плач следует исполнять только «при теле», то есть до сожигания ладьи. В противном случае он может, наоборот, помешать восхождению души, притягивая её обратно. По этой же причине вообще женщинам не велят долго и сильно убиваться по умершему.

- Все вместе, либо один из собравшихся (жрец) трижды громко выкрикивает имя почившего. После этого жрец речёт слова:[...]

- Далее один из участников речёт:[...]

- Теперь мы обращаемся к Маре и Велесу с просьбой способствовать благому ходу закрадного путешествия души:[...]

- Время запалять Краду. Если перед этим зажигался требный Огонь на Капище — то перенести пламя от него с помощью бересты или факела. Как и всякий костёр, Краду запаляют снизу, чтобы пламя постепенно поднималось к ладье.

- Крада горит в молчании. «Минута молчания» — мощное обрядовое средство, дошедшее до наших дней.
В тот миг, когда пламя охватывает ладью, жрец с велиим чувством произносит слова, причём присловье «Свято Крадо!» рекут хором:[...]

- Далее стоят в молчании, пока сгоревший остов погребальной ладьи не исчезнет совершенно.

- Тогда обращают взоры к небу, молвя радостно:[...]

- Далее славят Рода, Святых Предков, к коим теперь новоприсоединился покойный, и чтят-поминают лично его, пускают круговую чару со хмельным пивом. Славят, например, такими словами:[...]

- В заключение обрядовой части нужно восстановить границы меж Явью и Навью — оберечь себя от опасности их произвольного смешения в дальнейшей повседневной жизни. Для этого каждый участник обряда по очереди произносит:[...]

- За сим обряд переходит в поминальную трапезу, которая может проходить прямо возле догорающей Крады. Поминальные кушанья — уже упомянутые блины, коливо, кисель, рыбные блюда, пресный (бездрожжевой) хлеб, брага и др.

- Тризна издревле сопровождается музыкой, игрищами и молодецкими состязаниями вплоть до воинских поединков на мечах. Преуспевшие в этих играх в честь Предков — могут ожидать их особого благословения.

Тако ведаю, не умом лишь измыслив, но делом воплотив.

Источник

Лада Корнеева (Ведунья Лада). Обряд заочной Тризны и сотворения малого кургана.

Видео

[видео]

Часть 1

Реконструктивная этнография

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

Поиск

Журнал Родноверие