Дмитрий Казаков «Благое дело»

Плюсы – рассказ более глубокий и продуманный, больше детализации.

Жаль, что явно неплохой автор подписался под этот проект с душком, оттого, вероятно, и налепил столько промашек, что читаешь с недоумением, переходящим в омерзение. Рассказ – попытка надавить на жалость, ужаснуться сектантской жестокости, показать намеком жестокий финал. Но в моем случае не удалось, я читал и видел белые нитки, которыми рассказ сшит. Итак, дешевка рассказа сразу в том, что мега-эко-славянам противопоставлен татарин, этак вот толерантненько со стороны автора, и сразу изображая черными красками расистов-славян. Татарин Ринат описан так: «смуглое лицо, длинный нос».

Точно татарин? Не армянин, не ингуш? Дальше сразу же ляп, у татарина «кривилось белое лицо», только что названное «смуглым». Герой рассказа, тринадцатилетний мальчик Мирослав-Мирко. Я не вполне уверен, что именно так должно сокращаться это имя, но пусть останется на совести автора, может он гуглил. Мирослав собирает в лесу грибы. И это в то время, как все взрослые работают на сенокосе. Товарищ Казаков видимо слабо представляет реалии – в деревнях в возрасте героя рассказа парень будет пахать наравне со взрослыми. Но мы понимаем – законы жанра: парень же должен найти татарина, а если он будет сущим малолеткой, то вряд ли сможет утащить того из лесу.

И вот два героя пришли в деревню. Тут странно все, на дворе 20 или 21 век, а народ живет в «домах, длинных и низких, со мхом на крыше». Позвольте, экопоселенцы конечно стараются поменьше использовать современные материалы, чтобы быть ближе к природе, но не настолько, чтобы во вред себе – переселяясь в неудобные дома, под ранних славян. Достаточно деревенских домов, точка. Мох на крыше? Да вы, батенька, перебарщиваете с посконностью. Но это здесь. А недобарщиваете, когда ваши герои, во всем вернувшиеся на Русь Х века, почему-то говорят на современном языке, без всяких даже нарочитых архаизмов. Нет логики. А еще эта деревня НИКАК не называется. Жители поданы редкими дебилами, ибо, в полном противоречии с человеческой психологией, не думают называть место, где живут. Вообще-то так не бывает, но выдуманная общинка имеет право жить так, как придумал ее неудачливый автор-фантазер Казаков. За деревней десяток могил! Могил!!! Но мы же, поганые язычники, все делаем не как нормальные люди! Мы сжигаем своих умерших. Так вы думаете. И где это в рассказе? Нетути, есть могилы и все тут. А иначе бы мальчик не смог задуматься, что и впрямь живет его общинка тут не долго.

Один из дичайших ляпов, должных возмутить читателя бессмысленной жестокостью и фанатичной тупостью неоязычников, это упоминание их обрядовой практики – «Замолить прегрешение – это не просто отстоять молитву перед каждым ликом Триглава, ее еще нужно сопроводить пощечинами самому себе, да такими сильными, чтобы слезы брызнули». Вот оно как! Автор, ничтоже сумняшеся, приписал нам реалии христианских сект, и даже не поморщился. Это у вас довлеет идея греха, это у вас принято грехи замаливать, а не исправлять, и это у вас в обычае «молитвенные стояния» и самоистязания! Нет, ну каков лжец! К слову сказать, замени автор все языческое в своем рассказе на христианское, и перед нами предстал бы типичный хуторок христианских сектантов (скопцов или там прыгунов), и бедного татарина убили бы уже они, ибо изуверы (по мнению «правильно верящих» христиан). Из глупостей того же ряда – представление селян, что за левым плечом каждого русича сидит «злобный шептун». Не ваши ли попы эту идею пестовали и пестуют???

Имена Богов Казаков называет без оскорблений, за это ему прямо поклон (юмор), но приписывает к Богам какого-то Леля. Видимо, перечитал Островского на ночь. У общинки деревенских изуверов есть книги, но это только священные писания (мальчик по вине автора забыл упомянуть, что в деревне есть и учебники). И еще имеется некий худ.лит: «сказки брехуна Никития о предках». В этой сатирической нотке узнается писатель Ю. Никитин, пишущий в языческом ключе. Чем лично не угодил прославленный мэтр нашему «брехуну Деметрию» гадать не возьмусь, но и тут сей товарищ совершил ляп: всех деревенских зовут на древнерусский лад, и только сказочник оказался Никитием. По глупости или от злобы, но Казаков допустил очередную неувязку, заставляющую чем дальше, тем больше ему не верить.
Татарин пытается раскрыть мальчику Мирославу правду о мире за пределами его глуши (что за глушь такая, что там ни разу не видели в небе самолета???), и тот принимает его слова на веру и начинает сомневаться в правильности образа жизни его общины. Но позвольте. Ребенок вообще ни о чем таком не подозревал – рассказы про автомобили, магазины, интернет – для него не должны стать откровением, но наоборот, чем-то вроде бреда сумасшедшего чужака и сказками о далеких мирах. Очароваться – да, но поверить, это вряд ли.

В общине живет масса людей, ведут замкнутый образ жизни, детей обучают сами, производят товары, но хитрый волхв тайком мотается на автомобиле в город, продает там этнотовар и покупает что-то для деревни, что-то (в сто тыщ мильёнов раз больше) – для себя. Автор, выдумывая мирок, не продумал, какие в нем товарные взаимоотношения. Просто волхв всё привозит и раздает взрослым. Мне тут кое что непонятно. Волхв привозит железо для кузнеца, семена на рассаду, инструменты, материалы, то есть пашет как папа Карло на перевозках. Попробуйте затеять всю эту логистику, представить, сколько у человека беготни? Сбыть товар своей деревни, потом по списку закупить всего нужного, загрузить в машину, привезти за тысячу верст к своим. Это черт знает что, а не работа священника. Автор видел в таких трудах толстомясых попов, что так заботятся о своих приходах? А ведь живут явно лучше трудоголика-волхва. И что же не нравится татарину, впервые увидевшему это поселение? О, он не пытается что-то узнать, он не пытается с уважением относиться к чужой религии (то есть нарушает закон РФ). Отнюдь. Он тут же решает, что всё плохо, детей обманывают, волхв наживается на болванах, и он немедля по приезду домой натравит на аборигенов ментов и суд. В общем, ведет себя как человек во-первых недалекий (что и привело его к трагическому финалу), а во-вторых воспитанный аки редкостная хамоватая скотина (почтим его память молчанием — юмор).

По единичному действию мальчика (тот помолился Велесу перед входом в лес) невежливый татарин осмеивает его и его сородичей, их веру: «Понимаешь, вы вроде такие горные, свободные русичи, а при этом без ритуала и молитвы шага не ступите»

Ну, к татарину вопросов нет, он выдуманный.

Вопросы к автору:

«Вы головушкой в детстве не бились?»

Как связаны гордость и свободолюбие – с ритуалами и молитвами??? Попы, к примеру, делают и молитвы, и ритуалы, так стало быть автор утверждает, что попы – трусливые рабы? Очень не хорошо. Очень! Он не в курсе, что в деревнях еще до недавнего времени было принято при входе в лес класть лешему угощение? Наука этнография утверждает, что такие обряды – наше ценнейшее достояние, образец традиционной духовной культуры предков, который надо изучать и беречь. Но, по мысли автора Казакова, все русские люди, его собственные предки, исполнявшие подобные ритуалы, трусливые рабы.

Верхушка общины лишена элементарной логики. Вытащив татарина на собрание, они шпыняют его, обзывая чужаком, лжецом, шпионом (эй, откуда эдакое слово у псевдо-русичей!). В общем, всячески ненавидят человека чужой крови. Фашисты, нацисты и доктора Менгеле. Но в конце собрания, примерно через 5 минут (навскидку), волхв уже приглашает его остаться, жениться, работать… Кто тут без мозгов и логики, выдуманный волхв или все же реальный автор?

У волхва обнаруживаются часы «Ролекс», купленные им за немалые деньжищи («десятки тысяч баксов»). Это очень огорчает татарина – ему сразу становится ясно, что волхв обворовывает односельчан. Ничего не напоминает? Да это же старая история с часами Breguet за 30 тыс. долларов, с которыми засветился РПЦшный Патриарх Кирилл. У автора или фантомные боли на эту тему, и он постарался замазать в подобном выдуманных им язычников (типа сами не лучше), или это ооооочень тонкая сатира на главу всех попов… Если последнее, то т-щ Казаков ходит прямо таки по лезвию татарской сабли… Еще один намек на то, что это сатира именно на г-на Гундяева, это упоминание квартиры в Москве, которую гипотетически купил себе волхв. Припоминаете «Пыльное дело»? Квартирище Патриарха РПЦ оказалась якобы не его, но все равно его. А у меня вопросы: 1) с чего татарин Ринат взял, что волхв себе купил квартиру в столице? 2) зачем ему квартира, если он практически безвылазно живет в тайге? 3) представляет ли себе татарин-Казаков, сколько тонн этнических фенечек должен продать волхв (за вычетом покупок для села), чтобы обзавестись недвижимостью не где-то в Саранске, а в МОСКВЕ???

Последний намек, что это сатира на РПЦ – во фразе волхва Огнеяра: «По плодам узнаете их, как сказал один из мудрых пращуров»

Волхв не мог быть таким дураком, чтобы не знать, откуда дровишки. Так что, думайте сами…

Мальчик Мирослав демонстрирует тупость школьного образования своей общины, скандируя: «Мы не рабы! Рабы не мы!»

Вновь сатира, но на сей раз глупенькая и слабенькая, не вызывающая никаких эмоций. Ну бывает так, рассказчик баял-баял, а потом сбрехал несмешную глупость.
Сбитый с толку мальчик помогает бежать татарину, но неудачно. Их ловят русичи с… ружьями. Э, постойте-ка, а как же Древняя Русь, заветы предков? То лапти и мох на крыше, то поганые новшества?

«Не верю!» — орет Станиславский за моим левым плечом.

Тетка Светлана ближе к концу рассказа сетует: «надо менять учебники»

И вновь вопрос. Эти учебники отпечатаны типографским способом или переписаны от руки а-ля рюс? Если первое, то очередной ляп с техническими новинками, а если второе, то земной поклон фанатикам, это ж какую работу провернули в своей реконструкции!

Когда татарина ведут убивать, кто-то из мальчишек бросает в него тухлым яйцом, и оно «расплылось на щеке грязным бело-желтым потеком». Откуда мальчишка мог знать, что так поступают? Загадка. В целом, рассказ оставляет по себе такое как раз впечатление, пованивающего тухлым бело-желтого потека на щеке автора, брехуна Казаковия.

Часть 3

Поиск

Журнал Родноверие