Домовую змею не просто видят – ее кормят, устраивают ей гнездо, ее можно убить, наконец. Это настоящая змея, самая обычная с точки зрения натуралиста гадюка или уж.

Но у носителей традиционной культуры не возникает и тени сомнения, что она – реинкарнация умершего человека:

«Змея, особенно обитающая в доме, нередко рассматривается как воплощение души предка. По болгарским поверьям /…/ появившуюся возле могилы змею считают душой умершего», «В пинском Полесье в домовом уже видят воплощенную человеческую душу (Ковнятин). Македонцы в районе Скопья и лужичане прямо отождествляют домовую змею с кем-либо из предков. Согласно представлениям болгар, «стопан», т.е. домашний покровитель, имеющий вид змеи или ужа, – это дух одного из предков, кото-рый прежде жил в доме» (Гура, С. 286, 311)

Словацкие предания относительно происхождения домовой змеи вполне соответствуют тому, что известно о появлении домового духа:

«Первый хозяин нового дома после смерти становился его духом-хранителем. В виде белой или обычной большой змеи он селился под очагом или порогом, но появлялся также и в других местах дома или вблизи него, обнаруживая свое присутствие шипением. /…/ Было распространено поверье, что если такую змею убить, то умрет хозяин, который после этого становится змеей-покровителем вместо своего предшественника. Любопытно, что домовая змея могла быть доброй или вредоносной в зависимости от того, каким человеком был хозяин, дух которого воплощался в змее. /…/ Согласно некоторым свидетельствам, душа хозяйки дома воплощалась в ласке, подобно тому как змея являлась обликом души хозяина» (Гура, С. 312)

Дальше больше: «О генетической связи ужа с душой умершего предка свидетельствует следующая быличка: женщина с ребенком пошла в лес по ягоды, на минуту отошла от него, а когда вернулась, то увидела возле ребенка большого ужа, который обвил его, шипел и не давал никому подойти; баба испугалась, побежала к знахарю, с просьбой о помощи; тот пришел в лес и говорит ужу: «Чы ты Иван, чы ты Демьян, чы ты Ефим, чы ты Трофим, який ни есть, забырайся да иды своей дорогой!» А он (уж) встаў да й пошов» (Червона Волока, Украина)» (Виноградова 2001, С. 27)

Попытка угадать, чья душа воплотилась в змее, – превосходный пример славянского учения о метемпсихозе, при этом сам ритуал имеет большое сходство с обычаем окликания младенца (см. далее), где также перебираются имена с целью выяснить, кто из предков возродился в ребенке.

Исследователи также полагают, что змеи, в частности домовые, воспринимались в качестве новых тел для душ умерших, составляя в таковом качестве часть культа предков:

«Рассматривая южнославянские представления о домовой змее, С. Зечевич связывает их с культом предков, в частности с древним обычаем хоронить умерших членов семьи под порогом или очагом. «Поверье о том, что в тех же местах живет и домовая змея, наводит на мысль, что она некогда рассматривалась в качестве эквивалента предка»» (Гура 1984, С. 136), «Восприятие дня Сорока мучеников в южнославянской традиции как дня пробуждения змей, по мысли А.Б. Страхова, «дает некоторый материал для установления связей праздника с культом усопших, так как змея, подобно птице, обычная ипостась души»» (Агапкина 2000, С. 247), «Змея как ипостась обожествляемого предка, как двойник живого родственника, как душа умершего человека – один из наиболее популярных персонажей южнославянской мифологии. /…/ Представления о домовой змее как реинкарнации человеческой души широко представлены в демонологических поверьях всех славян и были засвидетельствованы в ряде средневековых письменных источников» (Виноградова 2001, С. 46)

В случае с домовой змеей мы получаем замечательное соотношение: домовой – душа первого умершего в доме живого существа, часто старшего члена семьи = домовая змея – душа первого хозяина дома, душа пращура; домовой – дух, эфемерная сущность = змея – реальное пресмыкающееся, живущее в доме. Таким образом, получаем, что душа умершего человека продолжает жить в теле появившейся в доме змеи. Что, собственно говоря, и является реинкарнацией. Доказательство неоспоримое. Домовой, соответственно, не просто еще один из духов, а воплощение души, – что важно, не обязательно человеческой, – в мире духов.

Поиск

Журнал Родноверие