Косвенно фигура морской богини упоминается в сказке на сюжет «Коток золотой лобок (золотая рыбка, чудесное дерево): исполняет все желания жены бедного старика» (СУС 555), хорошо известный по переложению А.С. Пушкина («Сказка о рыбаке и рыбке»).

Кульминация требований старухи, после чего все дары золотой рыбки тают, словно дым, – это попрание природных устоев, желание невозможного: смертный человек посягнул на божественные прерогативы, захотев стать бессмертным, сравнявшись с ними и получив чудесную рыбку в свое распоряжение.

В последнем пожелании старухи всегда упоминается образец, на который она равняется – владычица вод:

«Не хочу быть вольною царицей, Хочу быть владычицей морскою, Чтобы жить мне в Окияне-море, Чтоб служила мне рыбка золотая» (Пушкин),

«Иди проси, штоб я была морскою владычицею» (Куприяниха, № 8),

«Не хочу быть дворянкой, хочу быть владычицей морскою и чтобы рыбка была у меня на посылках!» (Кретов, № 22),

«Позовите, не хочу быть царицей, а хочу морской владычицей быть» (Лызлова, № 5),

«Иди скорей к проруби и крикни золотую рыбку, чтоб я была и морской царицей и владела золотой рыбкой, и больше бы ее знала» (Господарев, № 23),

«Ступай, скажи рыбке, чтобы сделалась я морской царицей, чтобы надо всей рыбой распоряжалась» (Липец, С. 177),

«Не хочу быть царицей, а хочу быть морской царицей, чтобы рыбка мне служила в услугах, что я захотела» (Поморье, № 60),

блр. «Ідзі к рыбцэ – кажы – я не хочу быць царыцой, а хочу быць морской рыбою» (Анiчэнка, С. 160)

Из пушкинских строк выводов о замашках старухи на божественное явно не следует.

Однако это именно так, достаточно взглянуть на версии, где исполнителем желаний оказывается кум-старичок, дерево или выходящий из него кот: «Ступай-ка ты к дереву да проси, чтобы сделало нас богами» (Аф, № 76),

укр.

«Прыйшов вин до старого кума и просыть зробыв ёго богом» (Иванов 1891, С. 132),

блр. «захатеў быть богам, а жина была б багинию, а детки бажинятками» (Добровольский 1, С. 642),

«хочу я кап ты быв богым, а я божихой (богуродицей), а дзеци боженятыми!» (Романов 3, № 89),

«Наконец, старуха посылает мужа к коту, чтобы тот сделал ее богородицей» (Иваницкий, № 636),

«поди-ка, старик, скажи-ка птичке, чтобы сделала тебя Христом, а меня Богородицей» (Смирнов 2003, № 149).

Определенно, эти примеры снимают любые сомнения относительно исходного статуса морской владычицы, как языческой богини.

Вариант, приведенный А.Н. Афанасьевым, предельно ясно уточняет ее функции: «Ступай к золотой рыбке да скажи ей: не хочу быть царицею, хочу быть морскою владычицей, чтобы все моря и все рыбы меня слушались» (Аф, № 75)

Это полностью соответствует функциям, приписываемым морскому царю.

Поиск

Журнал Родноверие