Ещё один текст из собрания влх. Богумила Мурина, на этот раз — из его книги, посвящённой «Громовым Стрелам» в магических практиках Славян.

Прежде скажем о значении самого используемого термина: «Под названием “громовые стрелы” в славянской традиции фигурирует несколько весьма несхожих между собой предметов, общего между большей частью которых — разве что принадлежность к минералам и “небесное происхождение”, реальное или мнимое. По отношению к одному виду “стрел” подобное название прилагается чаще, к другим — реже, к третьим — и вовсе редко, и их можно считать, ввиду единичности записей, исключением. Перечислим виды “громовых стрел” по порядку убывания частотности названия:

1. Макролит: доисторическое каменное (кремневое) орудие первых людей: топор, молот, наконечник копья или стрелы, нож;

2. Фульгурит: песок, спекшийся от удара молнии в землю в стекловидную массу самой разной формы (гвоздеобразной, ветвистой, круглой) [Температура молнии — около 30 000 градусов. Ветвистая форма фульгурита получается, если песок был влажным, — прим. авт.];

3. Белемнит: точнее — сигарообразный окаменелый хрящ моллюска-белемнита [Один из видов кальмаров, живших с Юрского по меловой период, 70–150 млн. лет до н.э., — прим. авт.].

Обычно классификацию на этом заканчивают (Березович-Родионова. С. 11), но в действительности список несколько шире. К перечисленным следует добавить:

4. Сталактит: натечное конусообразное образование;

5. Кристалл кварца;

6. Метеорит: (каменное) тело космического происхождения, упавшее на землю;

7. Камень, чем-либо примечательный (принесенный из паломничества, необычной формы);

8. Свеча, освященная на “Громницы” (2 февраля);

9. Щепка от разбитого молнией дерева. Единичность названия существенно дополняется другими фактами — предмет используется в тех же случаях, что и настоящая “громовая стрела”» (цит. по изд.: Влх. Богумил. «Громовые стрелы» и «чертовы пальцы»: магические практики в традиции славян. М.: Амрита-Русь, 2015. С. 9–10).

Для получения физической силы: чеш. «Кто носит с собой “громовой камень” (klin), будет сильным» (Čečetka. S. 254),

«кто носит с собой громовую пулю /.../ всегда будет иметь большую силу» (Vykoukal. S. 107),

«Тот, кто носит с собой “громовой камень” либо щепку от дерева, разбитого молнией, получит большую силу» (Houška 1855. S. 181),

поль. «Чтобы всегда быть сильным, нужно поваляться (по земле), когда первый раз весной слышишь гром, и носить с собой “громовой камень” (белемнит)» (Gustawicz 1900. S. 62).

Аналогично у других народов: «В Корнуолле верят, что, если истолочь громовой камень в порошок и проглотить, то это сделает человека неодолимым» (Červinka. S. 48),

«В Эльзасе существует поверье, что, если маленький кусочек громового камня зашить в человеческое тело, хозяин его обретет огромную силу. Один житель Вейслингена утверждал, что зашил такой кусочек в руку, и рука стала неимоверно сильной — человек мог становиться невидимкой, ввязываться в драку и убивать противника легким прикосновением, при этом тихо произнося: “Разрази тебя гром!”» (Сеньоль. № CXXXII).

В сфальсифицированном «Травнике» И. Забелина момент получения большой физической силы развит далее: «Из того камня делать глаз в перстень и носить на руке от всякого видимаго и не видимаго злодея сохранен будешь и если тою рукою захощешь на кого злодея или в дерево ударить и ты выговори сию речь: “как гром бие и разбие и убивае, так и сия моя рука имеющая Перуновый камень разбивае и убивае”, и ударь, то все в дребезги разлетитца и рассыплитца. А тою рукой и перстнем бить чародеев добро и возмет, и их ничто не закроет. /.../ а носящий его /.../ одолеет сопротивников своих. Аще кто и стрелу громовую с собой носит, тот может всех одолеть силою своею и против его никто не устоит, хотя б сильнее его был, нисколько. И добро сие содержат от обиды и нападения, а с нею в кулачки битца и боротца — одолеешь» (Забелин. С. 511).

Ср. также представление о том, что «громовая стрела» может использоваться как оружие: «В Хирцбахе такой камень (кельт) затачивают и используют в драках — раны от него не заживают. В Эсвилере нож, заточенный громовым камнем, считают очень опасным» (Сеньоль. № CXXXII)

14025 1

Использованная литература:

Березович-Родионова — Березович Е., Родионова И. «Текст чёрта» в русском языке и традиционной культуре: к проблеме сквозных мотивов // Между двумя мирами: представления о демоническом и потустороннем в славянской и еврейской культурной традиции. М.: Центр «Сэфер», 2002. С. 9–44.

Забелин — Забелин И. История русской жизни с древнейших времен. Ч. 2. М., 1879.

Сеньоль — Сказания о Дьяволе, согласно народным верованиям. Свидетельства, собранные Клодом Сеньолем. Т. 1 // Пер. с франц. В. Ломм, Е. Меникова. Отв. ред. О. Фомин. М.: Энигма, 2002.

Čečetka — Lidové názory o zjevech přírodních. Píše F.J. Čečetka // Český lid. IX. 1900.

Červinka — Červinka I.L. «Hromové kameny». Pravěké nástroje v lidovém lékařství // Časpois Společnosti přátel starožitností českých v Praze. R.V. Praha, 1897; см. также:

Červinka I.L. Hromové kameny // Časopis Vlasteneckého muzejního spolku v Olomouci, 1892. Č. 34.

Gustawicz 1900 — Gustawicz B. O ludzie Poddulanskim w ogólnosci, a Iwoniczanach w szczególnosci // Lud. 1900. R. 6. Z. 1.

Houška 1855 — Houška J.V. Sbírka pověr národních v Čechách // Časopis Musea Království Českého. Praha, 1855. Sv. 3.

Vykoukal — Z podaní lidového. Obrázky kuturní a zvykoslovné. Napsal F.V. Vykoukal (Matice lidu. R. XXXI. Č. 4). Praha, 1897.

Публикуется по изд.: Влх. Богумил. «Громовые стрелы» и «чертовы пальцы»: магические практики в традиции славян. М.: Амрита-Русь, 2015. С. 130–131.

Поиск

Журнал Родноверие