В сказках подчеркивается яркий цвет одежд, обещаемых старшими братьями брату-дураку: «Поди, красные сапоги тебе куплю», «Поди, красную шапку тебе куплю» (Аф, № 182),

«Иди за меня на могилу, я тибе красн(ый) кафтан куплю» (Ончуков Заветные, № 83),

«Иди, Ваня, покарауль, тебе рубашку красную, шапку куплю» (Соколовы, № 93),

«Иди, Ваня, покарауль за меня. Я тебе куплю сапог и красную рубашку» (Комовская, С. 128),

«За это он обещал купить ему красный кушак» (Елховский 1, С. 181)

Дурак может и сам при случае выдвинуть свои требования: «Ах, дурак–дурак! Ну, ступай к отцу на завод, зови обедать».

— «А дай синю шубу, да красный кушак, да боярску шапку, да сафьяновы рукавицы, так пойду» (Карнаухова, № 120)

Это довольно устойчивый момент.

Братья, наказывая Емеле в их отсутствие помогать женщинам по дому, обещают ему те же самые подарки: «Ну смотри, дурак, слушай наших жен и почитай их, как родных матерей; мы тебе купим сапоги красные, и кафтан красный, и рубаху красную» (Аф, № 166),

«Емеля! Ты это носи женам воду, да всё… Мы тебе красный кафтан купим» (ЗВ 2, № 100),

«Слушай баб этто, дак привезем тебе красный кафтан, красные сапоги и красную шапку»

Они же под предлогом покупки одежды выманивают у дурака деньги — его часть отцовского наследства: «Послушай, дурак, мы поедем в город, возьмем с собой и твои сто рублев, а когда выторгуем, то барыш пополам, и купим тебе красный кафтан, красную шапку и красные сапоги. А ты останься дома; ежели что тебя заставят сделать наши жены, а твои невестки (ибо они были женаты), то ты сделай» (Аф, № 165),

«Нет, Емелюшка, нам дай: мы тебе купим — поедём на ярманку — красную шапку, потом красный кафтан, красные сапоги, потом красную опояску!» (Перм, № 63)

Сказители единодушно поясняют согласие дурня: «Иван до красного был бедовый» (Ончуков Заветные, № 83),

«А Ваньке нать красной кушак!» (Пинеж, № 40),

«Иван очень любил красные опояски и согласился идти» (Комовская, С. 129),

«А дурак любил красное сильно, обожал им» (РСЧК, № 6),

«Старший брат, зная, что дурак любит красное, подарил ему красную шапку и кушак, стал просить его, чтобы он сторожил отцовский гроб за него» (РК, С. 365)

Эта его любовь подтверждается и пословицей: «Всякий дурак красному рад», «Рад, как дурак красной шапке (из сказки)», «Рад дурак красному» (Даль)

Такая целиком красная одежда, от верху и до низу, не присуща обывателю. Отдельные части — красные, сиречь красивые одежду и обувь, — еще надевают на праздники. Но в быту такое никто не носит. Никто, кроме скоморохов — людей, у которых всегда праздник (время антимира). Красные одежды резко бросаются в глаза, привлекают к себе общее внимание. Именно для этого они и предназначены, удивляя народ не только цветом, но и видом. Красная рубаха «юпа» и остроконечный колпак «тюрик» были главными элементами костюма русских скоморохов (Кулиш, С. 112).

Поиск

Журнал Родноверие