Мертвая голова в руках человека знающего может поработать его двойником.

Условным двойником, если точнее, но большего от нее и не требуется. Главная задача мертвой головы здесь — в некий особо напряженный момент отвлечь ненужное внимание от человека или же принять на себя причитающиеся ему неприятности, реальные или вероятные, не суть. Белорусская сказка прекрасно демонстрирует это положение.

Волшебный помощник помогает героине истории выбраться из логова ведьмы:

«Выйшаў той дзяцюк i кажа: «Цiха, дурню, не плач!» I даў ёй конскую галаву. «Iдзi, — кажа, — з гэтаю галавою, стань над крынiцаю, узлажы гэту галаву на сваю галаву i ўсё кiвайся стоячы, i ўсё кiвайся. З крынiцы ўсё будуць чэрцi вылазiць i iсцi да яе на вяселле, а як вылезе апошнi, дык дасць табе па галаве, галава гэта ўпадзе на зямлю i ты падай, а ён сам паляцiць, бо будзе думаць, што ён цябе забiў, тады ты ўстань ды й iдзi назад да хаты» (БНК, С. 342)

Чужая голова, она чужая и есть, к тому же — мертвая. Так что чего ее жалеть? Она и нужна–то как раз только для того, чтобы ее лишиться, отведя удар от бедовой головушки. Квазиголова подставляется и слетает с плеч долой. Это магия, пусть и описанная на примере сказки.

Приведу также один замечательный образчик дурацкой мудрости, могущий послужить для ищущих хорошим примером магии замен. Так сказать, колдунам на заметку. Пастух–дурень, у которого по его вине пропала овца, соображает, как ему лучше объясняться с паном. Выстраивает, так сказать, стратегию вербального боя.

Для этого он принимает на себя роль вопрошающего лица, а вместо себя подыскивает замену (за нее он также подает голос):

«настромив шапку — буцiм то вiн приходить до пана» (Рудченко 1, № 81)

Шапка отвечает неправду, и он ее за это «по потилицi». Так, перебирая возможные варианты вопросов и ответов, пастух приходит к нужным выводам.

В быту же это выглядит несколько иначе. Тем паче в быту наших предков еще каких–то сто лет назад. Не в повседневности, нет. Но в пору праздничную — на святках, во время наибольшего разгула потусторонней силушки. Впрочем, надо думать, что темные колдуны, должные по самому характеру своей тяжкой профессии сообщаться с упомянутыми выше чертями много чаще, и способ сей применяли не один только раз в году. Речь у нас пойдет в первую очередь о… разного рода масках. Чужая голова может выглядеть именно так — как съемное лицо. Чужое лицо. По сути же, нет никакой разницы, череп ли это, имитирующий его горшок183 или кусок кожи с отверстиями под глаза и рот. Его надевают, чтобы изменить внешность, ввести кое–кого в заблуждение. После этого фальшивый лик может быть снят и даже уничтожен, чтобы от подмены не осталось и следа...

Поиск

Журнал Родноверие